Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.10.2014 N 3-31/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N 3-31/2014


Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А.,
представителя заявителя ОАО "П" К.,
представителей Правительства Забайкальского края Ч., К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "П" о признании противоречащими закону абзацев второго, шестого, седьмого пункта 4 Порядка проведения и условий конкурсного отбора российских кредитных организаций для открытия в них счетов региональным оператором, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 мая 2014 года N 282,
установил:

постановлением Правительства Забайкальского края от 27 мая 2014 года N 282 утвержден Порядок проведения и условий конкурсного отбора российских кредитных организаций для открытия в них счетов региональным оператором (далее - Порядок), который действует в редакции постановлений Правительства Забайкальского края от 6 июня 2014 года N 323, 30 июня 2014 года N 379, 15 августа 2014 года N 468.
Указанные нормативные правовые акты опубликованы в газете "Азия-Экспресс" от 11 июня 2014 года N 23, от 19 июня 2014 года N 24, от 7 июля 2014 года N 26/1, от 21 августа 2014 года N 33.
Вышеуказанный Порядок разработан в целях открытия региональным оператором счетов для формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, специальных счетов в случаях, если вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации считается переданным на усмотрение регионального оператора, и отдельного счета для средств финансовой поддержки, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также устанавливает сроки проведения конкурсного отбора, требования к кредитным организациям, которые будут оказывать услуги по открытию и ведению счетов регионального оператора.
В пункте 4 Порядка установлены критерии, по которым осуществляется конкурс (критерии отбора).
В соответствии с абзацами вторым, шестым и седьмым к таким критериям отнесены:
- величина собственных средств кредитной организации на первое число месяца, в котором подана заявка;
- предоставление бесплатного, включая установку, дистанционного банковского продукта (программного комплекса, позволяющего клиенту совершать операции по счету, обмениваться документами и информацией с кредитной организацией без посещения офиса кредитной организации с использованием электронного документооборота), а также программного обеспечения по сбору и учету денежных средств с возможностью обмена электронными реестрами в разрезе лицевых счетов плательщиков;
- наличие у кредитной организации территориальных структурных подразделений на территории городского округа "Город Чита", городского округа "Город Петровск-Забайкальский" и городского поселения "Город Краснокаменск".
По мнению заявителя, указанные нормы противоречат Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку создают нескольким кредитным организациям преимущественные условия на участие в торгах.
Установленная величина собственных средств превышает предусмотренные Жилищным кодексом РФ требования к капиталу кредитных организаций. Кроме того, соответствующая норма противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 17, пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции" о запрете на осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданием участнику торгов преимущественных условий перед другими, а также на установление при проведении конкурса требований об определенном размере собственных средств в абсолютных величинах.
Абзац шестой пункта 4 Порядка не отвечает требованиям правовой определенности, так как не содержит конкретных критериев оценки программного комплекса.
Абзац седьмой пункта 4 Порядка противоречит пункту 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции", прямо запрещающему при проведении открытого конкурса устанавливать такое требование как наличие филиалов, представительств, иных структурных подразделений вне места оказания финансовой услуги, которым в Забайкальском крае является г. Чита.
ОАО "П" была подана заявка на участие в конкурсе отбора кредитной организации, в которой будут открываться счета регионального оператора и специальные счета, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Забайкальского края, однако, учитывая, что критерии отбора кредитной организации, установленные в указанном Порядке, ограничивают конкуренцию на региональном финансовом рынке, следовательно, нарушают права и законные интересы Общества, ограничивая его права как участника финансового рынка на реализацию права на участие в конкурсе, поскольку фактически исключают возможность заявителю стать победителем конкурса и предоставлять услуги региональному оператору.
В ходе судебного разбирательства требования были уточнены, заявитель просил признать противоречащими закону абзацы второй, шестой, седьмой пункта 4 Порядка проведения и условий конкурсного отбора российских кредитных организаций для открытия в них счетов региональным оператором, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 мая 2014 года N 282, с момента их принятия.
В судебном заседании представитель ОАО "П" К. требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.
Представители Правительства Забайкальского края Ч., К. с заявлением ОАО "П" не согласились, представили письменные возражения, пояснили, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Правительство Забайкальского края руководствовалось принципами законности, эффективности использования средств фонда капитального ремонта и обеспечения исполнения обязательств.
Пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", на которую ссылается заявитель при оспаривании нормы, устанавливающей такой критерий отбора как величина собственных средств кредитной организации на первое число месяца, в котором подана заявка, не применима к указанным правоотношениям, возникающим в рамках отбора. Федеральное законодательство не содержит ограничений в части установления такого критерия отбора как величина собственных средств. Субъекты Российской Федерации наделены правом определения условий и порядка отбора кредитных организаций, при этом были учтены объемы средств фонда капитального строительства, а также социальная значимость вопроса устойчивости и надежности кредитной организации.
Абзац шестой пункта 4 Порядка не нарушает требований правовой определенности нормативного правового акта, поскольку не устанавливает каких-либо требований к банковскому продукту и его программному обеспечению, а содержит лишь условие о наличии в распоряжении кредитной организации программных продуктов (сервисов), в связи с чем не может ограничивать конкуренцию.
Наличие у кредитной организации территориальных структурных подразделений отвечает интересам населения, поскольку местом оказания финансовой услуги является вся территория Забайкальского края. Статья 18 Федерального закона "О защите конкуренции", по мнению представителей, определяет особенности заключения договоров с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в то время как в рассматриваемом случае конкурсный отбор проводился в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ и Закона Забайкальского края от 29 октября 2013 года N 875-ЗЗК "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края".
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что требования подлежат отклонению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как усматривается из протоколов конкурсной комиссии Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов от 21 июля 2014 года ОАО "П" подало заявку и участвовало в конкурсном отборе кредитной организации, в которой будут открываться счета регионального оператора и специальные счета, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Забайкальского края, однако победителем признано не было.
Следовательно, ОАО "П" вправе оспаривать положения вышеназванного нормативного правового акта.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 6 статьи 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятые в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно статье 20.1 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда, и средства, предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, перечисляются субъектом РФ на отдельный банковский счет регионального оператора.
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (ч. 1 ст. 170 ЖК РФ).










































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)