Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум в составе:
председательствующего Волосатых Е.А.
и членов президиума Лазорина Б.П., Погорелко О.В., Поправко В.И., Прихунова С.Ю., Туговой Е.Е., Ярцева Р.В.,
по докладу судьи областного суда Вавилычевой Т.Ю.,
при секретаре З.Е.О.,
с участием представителей ОАО "Нижегородская сбытовая компания" Т.В.Д., адвоката К.А.В., представителя Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" А.Д.В.,
рассмотрев гражданское дело по кассационной жалобе ОАО "Нижегородская сбытовая компания"
на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 07 августа 2013 г.
и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 24 декабря 2013 г.
по иску Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Нижегородская сбытовая компания" о защите прав потребителей,
установил:
Нижегородская областная общественная организация "Комитет по защите прав потребителей" обратилась в суд с иском к ОАО "Нижегородская сбытовая компания" о прекращении противоправных действий ответчика путем возложения на него запрета начислять и указывать в квитанциях, предъявляемых для оплаты потребителям услуг энергоснабжения г. Дзержинска Нижегородской области - собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах г. Дзержинска Нижегородской области платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.
Требования мотивированы тем, что ответчик является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирные дома г. Дзержинска коммунального ресурса - электрической энергии. Управляющие компании г. Дзержинска - исполнители коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирных домов. Жители этих домов - потребители услуги. В плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН (общедомовые нужды)), которую жильцы многоквартирных домов обязаны вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а управляющие компании, в свою очередь, рассчитываться с ОАО "Нижегородская сбытовая компания" за потребленную многоквартирными домами электроэнергию. Ответчик не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению домов г. Дзержинска, не является ответчик и управляющей организацией домов, а также не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, в связи с чем не вправе выставлять счета за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома - потребителям соответствующей коммунальной услуги. Расчет размера платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, относится к обязанностям управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. В этой связи оплату использованной на общедомовые нужды электроэнергии и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях энергосбытовая организация вправе получать только с управляющей организации, а не с потребителей коммунальной услуги. В свою очередь, расходы на общедомовые нужды управляющей организации при обосновании их возникновения подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома.
Ответчик иск не признал.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 07 августа 2013 г. иск удовлетворен частично.
ОАО "Нижегородская сбытовая компания" запрещено взимать плату и выставлять квитанции, предъявляемые для оплаты услуг за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, потребителям услуг энергоснабжения г. Дзержинска Нижегородской области - собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных жилых домах г. Дзержинска Нижегородской области, которыми избран способ управления - управление управляющей организацией или создано товарищество собственников жилья.
В остальной части иска отказано.
С ОАО "Нижегородская сбытовая компания" взыскана госпошлина в доход местного бюджета в сумме *** руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 24 декабря 2013 г. вышеуказанное решение изменено, резолютивная часть решения изложена следующим образом: "Исковые требования Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Запретить ОАО "Нижегородская сбытовая компания" начислять и указывать в квитанциях, предъявляемых для оплаты потребителям услуг энергоснабжения г. Дзержинска Нижегородской области - собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах г. Дзержинска Нижегородской области, которыми избран способ управления - управление управляющей организацией или создано товарищество собственников жилья, плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.
В остальной части исковых требований Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" отказать.
Взыскать с ОАО "Нижегородская сбытовая компания" госпошлину в доход местного бюджета в сумме *** рублей".
В кассационной жалобе, поступившей в Нижегородский областной суд 10 февраля 2014 г. и дополнениях к указанной жалобе, поступивших в суд 19 февраля 2014 г., ОАО "Нижегородская сбытовая компания" поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений ввиду существенного нарушения норм материального права - ст. 39 ФЗ "Об электроснабжению", п. 4 ст. 154 ЖК РФ, п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, п. п. 8, 10, 14, 17, 44, 45, 46 и 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.
19 февраля 2014 г. дело было истребовано в Нижегородский областной суд.
28 февраля 2014 г. дело поступило в Нижегородский областной суд.
Определением судьи Нижегородского областного суда Вавилычевой Т.Ю. от 19 апреля 2014 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в суд кассационной инстанции - президиум Нижегородского областного суда.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены в порядке, установленном ст. 385 ГПК РФ.
Заслушав доклад судьи Вавилычевой Т.Ю., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в деле, президиум находит принятые по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Установлено, что в г. Дзержинске Нижегородской области жителями города избрана форма управления многоквартирными домами - управление управляющими организациями, а также созданы товарищества собственников жилья, с управляющими компаниями заключены договоры управления многоквартирными домами, а частью жителей города избрана форма управления - непосредственное управление многоквартирными домами, при этом заключены договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с обслуживающими организациями.
По условиям договоров управления управляющие компании обязаны предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги, в том числе, электроснабжение, для чего от имени собственников и по их поручению заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями на снабжение коммунальными услугами; информировать собственников помещений о заключенных договорах, о порядке оплаты коммунальных и иных услуг, принимать от собственников плату за содержание и ремонт жилого помещения, производить корректировку размера платы, в том числе за электроэнергию, представлять платежные документы.
Также установлено, что договоры энергоснабжения в ****г. заключены ОАО "Нижегородская сбытовая компания" только с некоторыми управляющими компаниями: ООО "***", ООО "***", ООО "***", ООО "***", ООО "***", с другими управляющими организациями договоры энергоснабжения не заключены.
С **.**.****г. ОАО "Нижегородская сбытовая компания" производит расчет и предъявление квитанций на оплату услуг электроснабжения на общедомовые нужды жителям г. Дзержинска Нижегородской области.
Признавая данные действия ОАО "Нижегородская сбытовая компания" противоправными, городской суд (и с ним согласилась судебная коллегия) пришел к выводу о том, что производить расчет и взимать плату за электрическую энергию жителям многоквартирных домов, потребленную на общедомовые нужды, имеет право лицо, обладающее статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги, а ресурсоснабжающая организация может начислять и взимать плату за поставляемые ресурсы только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками расположенных в нем помещений, либо на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия указала на то, что п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ исключает возможность внесения собственниками и нанимателями помещений в многоквартирных домах платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества многоквартирного дома, непосредственно ресурсоснабжающим организациям в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" п. 10 Правил N 354. При этом данная норма закона, имеющая высшую юридическую силу по отношению к актам, принимаемым Правительством РФ, не ставит порядок внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, в зависимость от наличия либо отсутствия заключенных договоров между ресурсоснабжающей организацией и управляющими компаниями.
Данные выводы судов первой и второй инстанций нельзя признать законными, ввиду существенного нарушения норм материального права - п. 4 ст. 154 ЖК РФ, п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, п. п. 8, 10, 14, 17, 44, 45, 46 и 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.
Статьей 153 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан и организацией своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 7.1 ст. 155 Кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, части 7 и 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющей организации и ресурсоснабжающим организациям.
Согласно п. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Из указанной нормы закона следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами.
Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 13 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 19 Правил, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Пунктом 8 Правил определено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
При этом в силу п. 30 Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
Согласно п. 14 Правил, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 15 Правил, товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией. Товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 настоящих Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Из буквального толкования указанных норм следует, что если домоуправляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу п. 8 Правил, ресурсоснабжающая организация (в данном случае - ОАО "НСК") будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг, и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике").
Таким образом, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или ТСЖ договорные отношения в силу закона (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике", ст. ст. 539, 540 ГК РФ) возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация, в данном случае, до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Изложенное соответствует как требованиям ст. ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" (о предоставлении потребителям информации об услугах), также и положениям п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, п. п. "з" п. 31, п. 69 указанных выше Правил.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, имеющего высшую юридическую силу по отношению к актам, принимаемым Правительством РФ, не ставит порядок внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, в зависимость от наличия либо отсутствия заключенных договоров между ресурсоснабжающей организацией и управляющими компаниями (а, по сути, о противоречии пункта 17 Правил пункту 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ) основан на ошибочном толковании указанных выше нормативно-правовых актов, находящихся в очевидной взаимосвязи.
При этом пункт 7.1 ст. 155 ЖК РФ регулирует вопросы оптимизации платежей между гражданами и исполнителями коммунальных услуг, и не может быть применен к спорным правоотношениям, связанным с механизмом оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при установленном судом факте отсутствия заключенных между ресурсоснабжающими организациями и домоуправляющими компаниями договоров энергоснабжения на поставку электроэнергии.
Кроме того, вышеуказанные Правила противоречащими закону, в порядке, установленном главой 24 ГПК РФ, не признаны.
Ссылка суда первой инстанции как на правовой акт на письмо Министерства регионального развития РФ от 02.05.2007 г. N 8167-ЮТ/07 "О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги" необоснованна, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом и принято до издания Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Статьями 45, 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" общественным объединениям потребителей предоставлено право обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей) о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Исходя из вышеуказанных норм закона и положений ст. 3 ГПК РФ, иск общественной организации, предъявленный в защиту неопределенного круга потребителей, может быть удовлетворен при наличии доказательств и обоснования нарушения ответчиком прав неопределенного круга потребителей.
Между тем, в решении и апелляционном определении, в нарушение указанных норм закона, а также положении ст. ст. 195 - 198 ГПК РФ, п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 г. "О судебном решении", не содержится выводов о том, какие права потребителей нарушены действиями ответчика.
Кроме того, п. 3 ст. 196 ГПК РФ установлено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из искового заявления Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" следует, что истцом оспаривались действия ответчика - ОАО "Нижегородская сбытовая компания" по выставлению счетов по оплате за электроэнергию и при наличии договора энергоснабжения, заключенного между управляющей компанией и ОАО "Нижегородская сбытовая компания".
Обращаясь в суд с иском о прекращении противоправных действий ОАО "Нижегородская сбытовая компания" путем возложения на ОАО "Нижегородская сбытовая компания" запрета начислять и указывать с квитанциях, предъявляемых для оплаты потребителям услуг энергоснабжения г. Дзержинска Нижегородской области - собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных жилых домах г. Дзержинск Нижегородской области, плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, Нижегородская областная общественная организация "Комитет по защите прав потребителей" указывала на ничтожность договоров энергоснабжения, заключаемых между ОАО "Нижегородская сбытовая компания" и управляющими компаниями г. Дзержинска Нижегородской области в части условия, касающегося передачи управляющей компанией энергоснабжающей организации полномочий по начислению жильцам многоквартирного дома платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды и выставлению счетов в указанной части непосредственно ресурсоснабжающей организацией.
Данное основание заявленного Нижегородской областной общественной организацией "Комитет по защите прав потребителей" иска судами первой и апелляционной инстанций не рассмотрено, каких-либо выводов в судебных актов в данной части не содержится.
Вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и второй инстанций, являются существенными, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя кассационной жалобы, гарантированных ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 (пункты 8, 10, 14, 17, 44, 45, 46, 69), п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. N 442.
При таких обстоятельствах, принятые по делу судебные постановления нельзя признать законными, и они, в силу ст. 390 ГПК РФ, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, применить к спорным правоотношениям закон, подлежащий применению, и вынести решение в строгом соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, в том числе по основаниям заявленного иска с учетом положений п. 3 ст. 196 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум Нижегородского областного суда
постановил:
Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 07 августа 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 24 декабря 2013 г. по иску Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Нижегородская сбытовая компания" о защите прав потребителей, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Дзержинский городской суд Нижегородской области в ином составе суда.
Председательствующий
Е.А.ВОЛОСАТЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2014 ПО ДЕЛУ N 44-Г-50/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2014 г. по делу N 44-г-50/2014
Президиум в составе:
председательствующего Волосатых Е.А.
и членов президиума Лазорина Б.П., Погорелко О.В., Поправко В.И., Прихунова С.Ю., Туговой Е.Е., Ярцева Р.В.,
по докладу судьи областного суда Вавилычевой Т.Ю.,
при секретаре З.Е.О.,
с участием представителей ОАО "Нижегородская сбытовая компания" Т.В.Д., адвоката К.А.В., представителя Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" А.Д.В.,
рассмотрев гражданское дело по кассационной жалобе ОАО "Нижегородская сбытовая компания"
на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 07 августа 2013 г.
и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 24 декабря 2013 г.
по иску Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Нижегородская сбытовая компания" о защите прав потребителей,
установил:
Нижегородская областная общественная организация "Комитет по защите прав потребителей" обратилась в суд с иском к ОАО "Нижегородская сбытовая компания" о прекращении противоправных действий ответчика путем возложения на него запрета начислять и указывать в квитанциях, предъявляемых для оплаты потребителям услуг энергоснабжения г. Дзержинска Нижегородской области - собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах г. Дзержинска Нижегородской области платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.
Требования мотивированы тем, что ответчик является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирные дома г. Дзержинска коммунального ресурса - электрической энергии. Управляющие компании г. Дзержинска - исполнители коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирных домов. Жители этих домов - потребители услуги. В плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН (общедомовые нужды)), которую жильцы многоквартирных домов обязаны вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а управляющие компании, в свою очередь, рассчитываться с ОАО "Нижегородская сбытовая компания" за потребленную многоквартирными домами электроэнергию. Ответчик не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению домов г. Дзержинска, не является ответчик и управляющей организацией домов, а также не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, в связи с чем не вправе выставлять счета за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома - потребителям соответствующей коммунальной услуги. Расчет размера платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, относится к обязанностям управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. В этой связи оплату использованной на общедомовые нужды электроэнергии и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях энергосбытовая организация вправе получать только с управляющей организации, а не с потребителей коммунальной услуги. В свою очередь, расходы на общедомовые нужды управляющей организации при обосновании их возникновения подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома.
Ответчик иск не признал.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 07 августа 2013 г. иск удовлетворен частично.
ОАО "Нижегородская сбытовая компания" запрещено взимать плату и выставлять квитанции, предъявляемые для оплаты услуг за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, потребителям услуг энергоснабжения г. Дзержинска Нижегородской области - собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных жилых домах г. Дзержинска Нижегородской области, которыми избран способ управления - управление управляющей организацией или создано товарищество собственников жилья.
В остальной части иска отказано.
С ОАО "Нижегородская сбытовая компания" взыскана госпошлина в доход местного бюджета в сумме *** руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 24 декабря 2013 г. вышеуказанное решение изменено, резолютивная часть решения изложена следующим образом: "Исковые требования Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Запретить ОАО "Нижегородская сбытовая компания" начислять и указывать в квитанциях, предъявляемых для оплаты потребителям услуг энергоснабжения г. Дзержинска Нижегородской области - собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах г. Дзержинска Нижегородской области, которыми избран способ управления - управление управляющей организацией или создано товарищество собственников жилья, плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.
В остальной части исковых требований Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" отказать.
Взыскать с ОАО "Нижегородская сбытовая компания" госпошлину в доход местного бюджета в сумме *** рублей".
В кассационной жалобе, поступившей в Нижегородский областной суд 10 февраля 2014 г. и дополнениях к указанной жалобе, поступивших в суд 19 февраля 2014 г., ОАО "Нижегородская сбытовая компания" поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений ввиду существенного нарушения норм материального права - ст. 39 ФЗ "Об электроснабжению", п. 4 ст. 154 ЖК РФ, п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, п. п. 8, 10, 14, 17, 44, 45, 46 и 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.
19 февраля 2014 г. дело было истребовано в Нижегородский областной суд.
28 февраля 2014 г. дело поступило в Нижегородский областной суд.
Определением судьи Нижегородского областного суда Вавилычевой Т.Ю. от 19 апреля 2014 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в суд кассационной инстанции - президиум Нижегородского областного суда.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены в порядке, установленном ст. 385 ГПК РФ.
Заслушав доклад судьи Вавилычевой Т.Ю., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в деле, президиум находит принятые по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Установлено, что в г. Дзержинске Нижегородской области жителями города избрана форма управления многоквартирными домами - управление управляющими организациями, а также созданы товарищества собственников жилья, с управляющими компаниями заключены договоры управления многоквартирными домами, а частью жителей города избрана форма управления - непосредственное управление многоквартирными домами, при этом заключены договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с обслуживающими организациями.
По условиям договоров управления управляющие компании обязаны предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги, в том числе, электроснабжение, для чего от имени собственников и по их поручению заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями на снабжение коммунальными услугами; информировать собственников помещений о заключенных договорах, о порядке оплаты коммунальных и иных услуг, принимать от собственников плату за содержание и ремонт жилого помещения, производить корректировку размера платы, в том числе за электроэнергию, представлять платежные документы.
Также установлено, что договоры энергоснабжения в ****г. заключены ОАО "Нижегородская сбытовая компания" только с некоторыми управляющими компаниями: ООО "***", ООО "***", ООО "***", ООО "***", ООО "***", с другими управляющими организациями договоры энергоснабжения не заключены.
С **.**.****г. ОАО "Нижегородская сбытовая компания" производит расчет и предъявление квитанций на оплату услуг электроснабжения на общедомовые нужды жителям г. Дзержинска Нижегородской области.
Признавая данные действия ОАО "Нижегородская сбытовая компания" противоправными, городской суд (и с ним согласилась судебная коллегия) пришел к выводу о том, что производить расчет и взимать плату за электрическую энергию жителям многоквартирных домов, потребленную на общедомовые нужды, имеет право лицо, обладающее статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги, а ресурсоснабжающая организация может начислять и взимать плату за поставляемые ресурсы только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками расположенных в нем помещений, либо на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия указала на то, что п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ исключает возможность внесения собственниками и нанимателями помещений в многоквартирных домах платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества многоквартирного дома, непосредственно ресурсоснабжающим организациям в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" п. 10 Правил N 354. При этом данная норма закона, имеющая высшую юридическую силу по отношению к актам, принимаемым Правительством РФ, не ставит порядок внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, в зависимость от наличия либо отсутствия заключенных договоров между ресурсоснабжающей организацией и управляющими компаниями.
Данные выводы судов первой и второй инстанций нельзя признать законными, ввиду существенного нарушения норм материального права - п. 4 ст. 154 ЖК РФ, п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, п. п. 8, 10, 14, 17, 44, 45, 46 и 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.
Статьей 153 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан и организацией своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 7.1 ст. 155 Кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, части 7 и 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющей организации и ресурсоснабжающим организациям.
Согласно п. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Из указанной нормы закона следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами.
Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 13 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 19 Правил, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Пунктом 8 Правил определено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
При этом в силу п. 30 Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
Согласно п. 14 Правил, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 15 Правил, товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией. Товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 настоящих Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Из буквального толкования указанных норм следует, что если домоуправляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу п. 8 Правил, ресурсоснабжающая организация (в данном случае - ОАО "НСК") будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг, и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике").
Таким образом, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или ТСЖ договорные отношения в силу закона (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике", ст. ст. 539, 540 ГК РФ) возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация, в данном случае, до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Изложенное соответствует как требованиям ст. ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" (о предоставлении потребителям информации об услугах), также и положениям п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, п. п. "з" п. 31, п. 69 указанных выше Правил.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, имеющего высшую юридическую силу по отношению к актам, принимаемым Правительством РФ, не ставит порядок внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, в зависимость от наличия либо отсутствия заключенных договоров между ресурсоснабжающей организацией и управляющими компаниями (а, по сути, о противоречии пункта 17 Правил пункту 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ) основан на ошибочном толковании указанных выше нормативно-правовых актов, находящихся в очевидной взаимосвязи.
При этом пункт 7.1 ст. 155 ЖК РФ регулирует вопросы оптимизации платежей между гражданами и исполнителями коммунальных услуг, и не может быть применен к спорным правоотношениям, связанным с механизмом оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при установленном судом факте отсутствия заключенных между ресурсоснабжающими организациями и домоуправляющими компаниями договоров энергоснабжения на поставку электроэнергии.
Кроме того, вышеуказанные Правила противоречащими закону, в порядке, установленном главой 24 ГПК РФ, не признаны.
Ссылка суда первой инстанции как на правовой акт на письмо Министерства регионального развития РФ от 02.05.2007 г. N 8167-ЮТ/07 "О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги" необоснованна, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом и принято до издания Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Статьями 45, 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" общественным объединениям потребителей предоставлено право обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей) о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Исходя из вышеуказанных норм закона и положений ст. 3 ГПК РФ, иск общественной организации, предъявленный в защиту неопределенного круга потребителей, может быть удовлетворен при наличии доказательств и обоснования нарушения ответчиком прав неопределенного круга потребителей.
Между тем, в решении и апелляционном определении, в нарушение указанных норм закона, а также положении ст. ст. 195 - 198 ГПК РФ, п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 г. "О судебном решении", не содержится выводов о том, какие права потребителей нарушены действиями ответчика.
Кроме того, п. 3 ст. 196 ГПК РФ установлено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из искового заявления Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" следует, что истцом оспаривались действия ответчика - ОАО "Нижегородская сбытовая компания" по выставлению счетов по оплате за электроэнергию и при наличии договора энергоснабжения, заключенного между управляющей компанией и ОАО "Нижегородская сбытовая компания".
Обращаясь в суд с иском о прекращении противоправных действий ОАО "Нижегородская сбытовая компания" путем возложения на ОАО "Нижегородская сбытовая компания" запрета начислять и указывать с квитанциях, предъявляемых для оплаты потребителям услуг энергоснабжения г. Дзержинска Нижегородской области - собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных жилых домах г. Дзержинск Нижегородской области, плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, Нижегородская областная общественная организация "Комитет по защите прав потребителей" указывала на ничтожность договоров энергоснабжения, заключаемых между ОАО "Нижегородская сбытовая компания" и управляющими компаниями г. Дзержинска Нижегородской области в части условия, касающегося передачи управляющей компанией энергоснабжающей организации полномочий по начислению жильцам многоквартирного дома платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды и выставлению счетов в указанной части непосредственно ресурсоснабжающей организацией.
Данное основание заявленного Нижегородской областной общественной организацией "Комитет по защите прав потребителей" иска судами первой и апелляционной инстанций не рассмотрено, каких-либо выводов в судебных актов в данной части не содержится.
Вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и второй инстанций, являются существенными, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя кассационной жалобы, гарантированных ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 (пункты 8, 10, 14, 17, 44, 45, 46, 69), п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. N 442.
При таких обстоятельствах, принятые по делу судебные постановления нельзя признать законными, и они, в силу ст. 390 ГПК РФ, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, применить к спорным правоотношениям закон, подлежащий применению, и вынести решение в строгом соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, в том числе по основаниям заявленного иска с учетом положений п. 3 ст. 196 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум Нижегородского областного суда
постановил:
Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 07 августа 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 24 декабря 2013 г. по иску Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Нижегородская сбытовая компания" о защите прав потребителей, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Дзержинский городской суд Нижегородской области в ином составе суда.
Председательствующий
Е.А.ВОЛОСАТЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)