Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2015 N 08АП-13639/2014 ПО ДЕЛУ N А70-8462/2014

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. N 08АП-13639/2014

Дело N А70-8462/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13639/2014) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный стандарт" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.09.2014 по делу N А70-8462/2014 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный стандарт" (ИНН 7202225426, ОГРН 1127232001192) к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области об оспаривании предписания от 30.06.2014 N ТО-13-79,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный стандарт" - Краснова В.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 21/14-н от 11.09.2014);
- от Государственной жилищной инспекции по Тюменской области - Колокольцева Ю.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности от 08.09.2014);

- установил:

общество с ограниченной ответственностью "УК "Жилищный стандарт" (далее - ООО "УК "Жилищный стандарт", заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - ответчик, Инспекция) об оспаривании предписания от 30.06.2014 N ТО-13-79.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.09.2014 по делу N А70-8462/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что возможность увеличения управляющей организацией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на индекс потребительских цен, в одностороннем порядке, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, не предусмотрена действующим законодательством и включение в договор управления такого условия, является неправомерным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "УК Жилищный стандарт" указывает, что из содержания заключенного между Обществом и собственникам многоквартирного дома договора N 025/12 от 01.11.2012 между сторонами согласованы все существенные условия, установленные частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. В данном договоре, как указывает заявитель, стороны предусмотрели, что в случае, если до 31 января текущего года в адрес Управляющей организации не направлена копия протокола общего собрания об установлении платы за содержание и техническое обслуживание общего имущества, дополнительные работы и услуги на текущий год, то управляющая организация устанавливает размер платы в одностороннем порядке исходя из действующего тарифа и индекса потребительских цен по жилищным услугам в Тюменской области за предыдущий год.
При этом, как отмечает податель жалобы, на общем собрании собственники спорного многоквартирного дома были ознакомлены с проектом настоящего договора. Решением общего собрания собственников N 025/12 от 31.10.2012 условия указанного договора управления были утверждены и подписаны лично собственниками.
В письменном отзыве Инспекция возразила на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя ООО "УК "Жилищный стандарт", поддержавшего доводы жалобы, и представителя Инспекции, возразившего на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией, в том числе, по отношению к жилым домам по ул. Орджоникидзе дом 51, города Тюмени, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.11.2012 N 025/12, проект которого утвержден на общем собрании собственников помещений от 31.10.2012.
В связи с коллективной жалобой от 27.05.2014 прокуратурой Тюменской области в адрес Инспекции направлено поручение (вх. N 968/14 от 16.06.2014) о проведении проверки правильности начисления платы за вывоз крупногабаритного мусора, а также за коммунальные услуги.
На основании приказа от 17.06.2014 N 02-02-2289/14 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК Жилищный стандарт".
В акте проверки инспекция зафиксировала, что ООО "УК "Жилищный стандарт" допустило нарушение порядка расчета платы за жилое помещение, выразившееся в применении размера платы за жилое помещение, установленного в нарушение части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки Обществу выдано предписание N ТО-13-79 от 30.06.2014, согласно которому Обществу необходимо в срок до 01.09.2014 расчет платы за жилое помещение привести в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Не соглашаясь с означенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
29.09.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано ООО "Сервисная буровая компания" в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
На основании части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается не менее чем на год.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявления собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании протокола общего собрания N 025/12 от 31.10.2012 с ООО "УК "Жилищный стандарт" заключен договор управления многоквартирным домом от 01.11.2012 N 025/12 (далее по тексту также - договор управления), пунктом 4.3 которого установлен порядок определения размера платы за содержание и техническое обслуживание общего имущества, дополнительные работы.
Согласно пункту 4.3.1 договора управления собственники в срок не позднее 31 января текущего года должны определить на ежегодном общем собрании размер платы на текущий год с учетом предложений Управляющей организации, изменения индекса потребительских цен по жилищным услугам по Тюменской области за предыдущий год.
Вместе с тем, пунктом 4.3.2 договора управления предусмотрено, что если до 31 января текущего года в адрес Управляющей организации не направлена копия протокола общего собрания об установлении платы за содержание и техническое обслуживание общего имущества, дополнительные работы и услуги на текущий год, то управляющая организация устанавливает размер платы в одностороннем порядке исходя из действующего тарифа и индекса потребительских цен по жилищным услугам в Тюменской области за предыдущий год. Если собственники предоставят протокол общего собрания, в котором принято решение не изменять тариф, то соответствующий тариф автоматически повышается на индекс потребительских цен по жилищным услугам в Тюменской области.
По верному замечанию суда первой инстанции, анализ вышеуказанных пунктов договора свидетельствует о том, что заявитель в одностороннем порядке имеет возможность повысить размера платы за содержание жилищного фонда многоквартирного дома на индекс потребительских цен, без решения общего собрании собственников помещений. Указанные пункты предусматривают порядок увеличения размера платы на индекс потребительских цен, как при наличии решения общего собрания об изменении либо не изменении тарифа, так и при отсутствии такого решения.
Вместе с тем, из содержания части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановлением Администрации города Тюмени от 27.01.2006 N 1-пк утвержден тарифицированный перечень работ и услуг, входящих в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Судом первой инстанции верно отмечено, что анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме только на общем собрании собственников, в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.
Следовательно, самовольное увеличение управляющей организацией размера платы за содержание жилищного фонда многоквартирного дома, в том числе на индекс потребительских цен, без решения общего собрании собственников помещений в таком доме, равно как и введение в действие в одностороннем порядке обоснованного тарифа отличного от размера, установленного органом местного самоуправления в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, не допускается, включение в договор управления таких условий противоречит вышеприведенным нормам действующего законодательства.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил довод Общества о возможности одностороннего изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом индекса потребительских цен или в порядке, предусмотренном договором управления, со ссылкой на то обстоятельство, что стороны договора согласовали все его существенные условия, как основанную на неправильном толковании норм жилищного и гражданского законодательства в силу следующего.
Так, частями 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Вместе с тем, как уже было указано выше, возможность увеличения управляющей организацией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на индекс потребительских цен, в одностороннем порядке, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, не предусмотрена действующим законодательством, следовательно, включение в договор управления такого условия, является неправомерным.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства Обществом в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Учитывая изложенное выше, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае Общество не доказало несоответствие оспариваемого предписания от 30.06.2014 N ТО-13-79 нормам действующего законодательства и нарушение положениями такого ненормативного правового акта прав и законных интересов ООО "УК Жилищный стандарт".
Следовательно, оснований для удовлетворения требований Общества у суда первой инстанции отсутствовали.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на общество.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1 000 руб., а Обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб., то излишне уплаченная 1 000 руб. подлежит возврату ООО "УК Жилищный стандарт" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный стандарт" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.09.2014 по делу N А70-8462/2014 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный стандарт" (ИНН 7202225426, ОГРН 1127232001192) из федерального бюджета 1 000 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 806 от 24.10.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)