Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.04.2015 N 12АП-418/2015 ПО ДЕЛУ N А12-34824/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N А12-34824/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии представителя заявителя: Липиной Е.А., действующей на основании доверенности N 15/4-д от 13 января 2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Волгоградской области (г. Волгоград) и комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, ОГРН 1043400050759, ИНН 3435110565 (г. Волжский Волгоградской области)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 10 декабря 2014 года по делу N А12-34824/2014 (судья Романов С.П.)
по заявлению комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, ОГРН 1043400050759, ИНН 3435110565 (г. Волжский Волгоградской области)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, ОГРН 1043400325429, ИНН 3444115626 (г. Волгоград)
о признании ненормативного правового акта недействительным в части,
заинтересованные лица: администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (г. Волжский Волгоградской области),
правительство Волгоградской области (г. Волгоград)

установил:

Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Волжский (далее - заявитель, Комитет) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области) от 29 августа 2014 года N 07-36/55/07-14-08/3161 в части принятия мер к возврату средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 1 699 048 руб., использованных по нецелевому назначению (пункт 2 представления), а также устранения причин и условий, способствующих совершению выявленных нарушений (пункт 3 представления).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области и правительство Волгоградской области (на основании постановления от 05 ноября 2014 года N 99 переименовано в администрацию Волгоградской области).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 10 декабря 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Волжский и администрация Волгоградской области не согласились с решением суда первой инстанции и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, просят решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в жалобах.
ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области представило отзыв на апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Волжский в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и письменные пояснения, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Волжский поддержала доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просила апелляционные жалобы Комитета и администрации Волгоградской области удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
В судебное заседание представители администрации Волгоградской области, ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области, администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями NN 92880, 92881 о вручении почтовых отправлений адресатам 26 и 30 марта 2015 года. Информация о публикации определения суда об отложении рассмотрения дела от 16 марта 2015 года размещена на сайте суда в сети Интернет 17 марта 2015 года соответственно. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителя заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит апелляционные жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции по результатам проведенной проверки по вопросу соблюдения Комитетом бюджетного законодательства и положений Федерального закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" при исполнении региональной адресной программы (далее - Закон N 185-ФЗ), Территориальное управление Росфиннадзора в Волгоградской области 29 августа 2014 года вынесло в адрес Комитета представление N 07-36/55/07-14-08/3161 об устранении нарушений, п. п. 2, 3 которых на заявителя возложена обязанность по принятию мер к возврату средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 1 699 048 руб., использованных по нецелевому назначению (пункт 2 представления), а также устранения причин и условий, способствующих совершению выявленных нарушений (пункт 3 представления).
Не согласившись с представлением Территориального управления Росфиннадзора в Волгоградской области в указанной выше части, Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
В соответствии с ч. 2 ст. 65, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, в предмет доказывания и исследования по настоящему делу подлежат включению обстоятельства соответствия (несоответствия) оспариваемых отказов действующему законодательству и нарушения прав и интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что Территориальным управлением Росфиннадзора в Волгоградской области установлен факт нецелевого использования средств Фонда, выразившихся в направлении средств на капитальный ремонт многоквартирных домов, не включенных в региональную программу капитального ремонта.
Согласно ч. 1 ст. 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации(далее - БК РФ) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых и указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 N 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора", Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и через территориальные органы по выполнению функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
В соответствии со ст. 70 Бюджетного кодекса РФ, обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе, оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда создан фонд, деятельность которого регламентирована положениями Закона N 185-ФЗ.
В соответствии с ст. 20 Закона N 185-ФЗ, контроль за использованием средств фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (ч. 1.1). Проверку использования средств фонда в соответствии с ч. 1.1 указанной статьи проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ч. 1.2).
В рассматриваемом деле таким органом является Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области.
Предметом государственного контроля, определенным подп. "в" п. 7 Административного регламента исполнения Росфиннадзором государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н, является соблюдение объектами контроля в том числе законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств данного фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры.
Согласно подп. "д" п. 9 названного регламента, должностные лица Службы (территориального органа), указанные в п. 8 настоящего Административного регламента, в пределах, установленных должностными регламентами полномочий при исполнении государственной функции вправе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдавать представления, предписания.
В соответствии с п. 2 ст. 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Исходя из содержания оспариваемых пунктов представления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что Комитет допустил нецелевое использование денежных средств в сумме 1 699 048 руб., предоставленных Комитету для целей осуществления капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в региональную программу на 2013 год.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Порядком предоставления субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Волгоградской области от 27.04.2012 N 72-п (далее - Порядок), установлены Правила предоставления муниципальным образованиям Волгоградской области субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Источниками субсидий являются средства, полученные из Фонда, и средства, предусмотренные в областном бюджете на софинансирование расходов по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В соответствии с п. п. 4.2, 4.4 Порядка, субсидии имеют целевое назначение и не могут быть использованы на другие цели. Ответственность за расходование субсидий, их целевое использование возлагается на муниципальные образования.
В приложении N 1 к Областной адресной программе "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2013 году", утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 05.06.2013 N 277-п (далее - Областная программа от 05.06.2013 N 277-п), приведен Перечень многоквартирных домов, в которых планируется проведение капитального ремонта.
В частности, Областной программой от 05.06.2013 N 277-п по муниципальному образованию городской округ - город Волжский предусмотрено финансирование следующих 14 домов, расположенных по адресам:
- - ул. Волгодонская, 19 на общую стоимость 900 000 рублей, в том числе средства: Фонда - 443 088 рублей, областного бюджета - 80 478 рублей, городского бюджета - 241 434 рублей, собственников - 135 000 рублей;
- - ул. Горького, 40 на общую стоимость 3 443 000 рублей, в том числе средства: Фонда -1 695 058 рублей, областного бюджета - 307 873 рублей, городского бюджета -923 619 рублей, собственников - 516 450 рублей;
- - ул. Калинина, 19 на общую стоимость 2 019 000 рублей, в том числе средства: Фонда 993 994 рублей, областного бюджета - 180 539 рублей, городского бюджета - 923 619 рублей, собственников -516 450 рублей;
- - ул. Калинина, 25 на общую стоимость 2 485 000 рублей, в том числе средства: Фонда 1 223 514 рублей, областного бюджета - 222 209 рублей, городского бюджета - 666 626 рублей, собственников - 372 750 рублей;
- - ул. Карбышева, 33 на общую стоимость 3 094 000 рублей, в том числе средства: Фонда - 1 523 238 рублей, областного бюджета - 276 665 рублей, городского бюджета - 829 997 рублей, собственников - 464 100 рублей;
- - ул. Комсомольская, 28 на общую стоимость 3 605 000 рублей, в том числе средства: Фонда - 1 774814 рублей, областного бюджета - 322 359 рублей, городского бюджета - 967 077 рублей, собственников - 540 750 рублей;
- - ул. Комсомольская, 34 на общую стоимость 3 605 000 рублей, в том числе средства: Фонда - 1 774 814 рублей, областного бюджета - 322 359 рублей, городского бюджета -967 077 рублей, собственников - 540 750 рублей;
- - ул. Комсомольская, 37 на общую стоимость 1 080 000 рублей, в том числе средства: Фонда - 531 706 рублей, областного бюджета - 96574 рублей, городского бюджета - 289 720 рублей, собственников - 162 000 рублей;
- - ул. Н. Кухаренко, 14 на общую стоимость 2 552 000 рублей, в том числе средства: Фонда - 1 256 401 рублей, областного бюджета - 228 200 рублей, городского бюджета - 684 599 рублей, собственников - 382 800 рублей;
- - ул. Набережная, 17 на общую стоимость 4 535 000 рублей, в том числе средства: Фонда - 2 232 671 рублей, областного бюджета - 405 520 рублей, городского бюджета - 1 216 559 рублей, собственников - 680 250 рублей;
- - ул. Рабоче-Крестьянская, 13 на общую стоимость 3 915 000 рублей, в том числе средства: Фонда - 1 927 433 рублей, областного бюджета - 350 079 рублей, городского бюджета - 1 050 238 рублей, собственников - 587 250 рублей;
- - ул. Мира, 16 на общую стоимость 15 792 722 рублей, в том числе средства: Фонда -7 775 072 рублей, областного бюджета - 1 412 186 рублей, городского бюджета - 4 236 556 рублей, собственников - 2 368 908 рублей;
- - ул. Свердлова, 21 на общую стоимость 4 395 000 рублей, в том числе средства: Фонда - 2 163 746 рублей, областного бюджета - 393 000 рублей, городского бюджета - 1 179 004 рублей, собственников - 659 250 рублей;
- - ул. Сталинградская, 5 на общую стоимость 7 309 000 рублей, в том числе средства: Фонда - 3 598 366 рублей, областного бюджета - 653 571 рублей, городского бюджета - 1 960 712 рублей, собственников - 1 096 351 рублей.
Трехсторонним Соглашением, заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, городским округом - город Волжский Волгоградской области и Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о взаимодействии при реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2013 году" от 02 июля 2013 года N 141 (далее - Соглашение N 141), регулирующим порядок взаимодействия сторон при реализации Закона N 185-ФЗ и Областной программой от 05 июня 2013 года N 277-п при предоставлении муниципальному образованию финансовой поддержки за счет средств Фонда и средств бюджета Волгоградской области предусмотрены адресный список многоквартирных домов, виды работ по капитальному ремонту и объем средств, направляемых на выполнение капитального ремонта, согласно приложению к Областной программе от 05 июня 2013 года N 277-п (п. 1.2); стоимость проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации программы на территории городского округа - город Волжской составляет сумму в размере 58 729 722 рублей, в том числе: за счет средств Фонда в размере 28 913 816 рублей, за счет средств областного бюджета в размере 5 251 612 рублей (п. 2.2).
Пунктом 8.7 Соглашения установлено, что использование средств неизрасходованных при реализации Областной программы от 05.06.2013 N 277-п осуществляется в соответствии с порядком использования неизрасходованных при реализации региональных адресных программ денежных средств, утвержденным Правлением государственной корпорации - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 05.08.2008 г., протокол N 27 с учетом последних редакций.
По итогам реализации Областной программы от 05.06.2013 N 277-п фактическое расходование средств по городскому округу - город Волжской составило 58 729 722 рублей, в том числе за счет средств: Фонда - 28 913 816 рублей, областного бюджета - 5 251 612 рублей, городского бюджета - 15 754 835 рублей, собственников - 8 809 459 рублей, что соответствует объему выделенных средств.
В ходе реализации Областной программы от 05.06.2013 N 277-п в течение 2013 г. Комитетом производилось перераспределение неиспользованных остатков средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на общую сумму 7 001 303 рублей, в том числе средства: Фонда - 3 446 882 рублей, областного бюджета - 626 057 рублей, городского бюджета - 1 878 169 рублей, собственников - 1 050 195 рублей, которые образовались по следующим причинам:
- - отказа собственников 2-х многоквартирных домов по адресам: ул. Волгодонская, 19 и ул. Рабоче-Крестьянская, 13 от проведения капитального ремонта на общую сумму 4 0815 000 рублей (в том числе средства: Фонда - 3 446 882 рублей, областного бюджета -430 557 рублей, городского бюджета - 1 291 672 рублей, собственников - 772 250 рублей);
- - образовавшейся экономии по 8 домам по адресам: ул. Горького, 40, ул. Калинина, 19, ул. Калинина, 25, ул. Карбышева, 33, ул. Комсомольская, 28, ул. Комсомольская, 37, ул. Н. Кухаренко, 14, ул. Набережная, 17 на общую сумму 2 186 303 (в том числе средства: Фонда - 1 076 361 рублей, областного бюджета -195 500 рублей, городского бюджета - 586 497 рублей, собственников - 327 945 рублей).
В соответствии с решениями, принятыми общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах, освободившиеся остатки средств в сумме 3 451 105 рублей, в том числе средства Фонда - 1 699 048 рублей, областного бюджета - 308 598 рублей, городского бюджета - 925 794 рублей, собственников - 517 665 рублей:направлены Комитетом на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, не включенных в Областную программу от 05.06.2013 N 277-п, для управляющей организации ООО "Обслуживание жилых домов":
- - ул. Калинина, 13 согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.08.2013 N 13К/1 на сумму 1 661 163 рублей, в том числе средства: Фонда - 817 824 рублей, областного бюджета - 148 541 рублей, городского бюджета - 445 624 рублей, собственников - 249 174 рублей);
- - ул. Панфилова, 16 согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.08.2013 N 16П/1 на сумму 1 789 942 рублей, в том числе средства: Фонда - 881 224 рублей, областного бюджета - 160 057 рублей, городского бюджета - 480 170 рублей, собственников - 268 491 рублей);
- Данные обстоятельства установлены судом первой инстанции, лицами, участвующими в деле не оспариваются и подтверждены представленными в дело доказательствами.
Распределение возникшей экономии средств осуществлялось на основании Постановлений администрации городского округа - город Волжский от 17.10.2013 N 7712, от 27.11.2013 N 8735, согласно которым внесены соответствующие изменения в Распределение субсидий городского бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Суд первой инстанции установил, что Комитетом в 2013 году за счет средств Фонда произведена оплата в сумме 1 699 048 рублей капитального ремонта 2 многоквартирных домов по адресам: ул. Калинина, 13, ул. Панфилова, 16, не предусмотренных Областной программой от 05.06.2013 N 277-п, без внесения изменений в указанную программу, что свидетельствует о нарушении Комитетом положений ст. ст. 15, 20 Закона N 185-ФЗ, п. 8 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ от 28.12.2012 N 385, приложения 1 Областной программы от 05.06.2013 N 277-п, п. 4.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 27.04.2012 N 72-п, п. 4.1 Порядка, утвержденного постановлением Администрации городского округа - город Волжский от 18.06.2008 N 3506, п. 2.4.1 Соглашения от 02.07.2013 N 141, в соответствии с п. 5 Правил возврата финансовой поддержки от 30.12.2009 N 1134, п. 15 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ от 28.12.2012 N 385 является нецелевым использованием средств Фонда.
Придя к выводу о нецелевом использовании средств Фонда и обязывая Комитет принять меры к возврату средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 1699 048 руб., суд первой инстанции не учел следующее.
Федеральный закон N 185-ФЗ не регламентирует порядок внесения субъектами Российской Федерации изменений в региональные адресные программы.
Порядок использования неизрасходованных при реализации региональных адресных программ денежных средств утвержден протоколом правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 05.08.2008 N 27 (далее - Порядок использования неизрасходованных денежных средств). В настоящее время вышеуказанный Порядок действует в редакции протокола от 28.12.2012 N 385.
Согласно пп. "г" пункта 2 Порядка использования неизрасходованных денежных средств неизрасходованные средства капитального ремонта, образовавшиеся в пределах одного многоквартирного дома, могут быть использованы путем их направления на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирного дома, не включенного в перечень региональной адресной программы многоквартирного дома (направление неизрасходованных средств капитального ремонта на новые дома).
Проверка целевого использования средств Фонда осуществляется Фондом в соответствии со ст. 22 Федерального закона N 185-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 185-ФЗ в случае, если Фондом принято решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда для реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программ капитального ремонта, краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, Фонд осуществляет мониторинг реализации таких программ, планов, а также мониторинг выполнения предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью использования средств Фонда.
Мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программ капитального ремонта, краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в отношении которых Фондом принято решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда, а также мониторинг выполнения предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 185-ФЗ, осуществляется на основе сбора и анализа предоставляемой в Фонд высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) отчетности о ходе реализации указанных программ, планов, выполнения предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчета о расходовании средств Фонда.
Согласно ч. 4 ст. 22 Закона N 185-ФЗ органы местного самоуправления, которым предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчеты о ходе реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программ капитального ремонта, краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении годового отчета Волгоградской области за 2013 года с учетом внесенных изменений в программу Фонд не усмотрел нецелевого расходования средств при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Калинина, 13, ул. Панфилова, 16 в г. Волжске.
На основании пункта 5 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, неизрасходованные средства капитального ремонта, находящиеся на отдельном банковском счете, открытом в соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ, подлежат в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации возврату в местный бюджет, за исключением случаев их перераспределения между видами работ и (или) направления на новые виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, по которому образовались неизрасходованные средства.
В соответствии с пунктом 7 Порядка неизрасходованные средства капитального ремонта перераспределяются между домами и направляются на новые дома, расположенные на территории того же муниципального образования, что и многоквартирный дом, по которому образовались средства.
Согласно пункту 8 вышеуказанного Порядка использование неизрасходованных средств осуществляется на основании изменений в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта или региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, внесенных с учетом требований жилищного законодательства Российской Федерации и Федерального закона N 185-ФЗ.
При этом на основании пункта 9 Порядка использования неизрасходованных денежных средств, в целях осуществления предусмотренного статьей 23 Федерального закона N 185-ФЗ мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда субъекты Российской Федерации уведомляют государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о планируемом использовании неизрасходованных средств. К уведомлению субъекта Российской Федерации об использовании неизрасходованных средств должны прилагаться документы (копии документов), указанные в пунктах 10 и 11 вышеуказанного Порядка, если согласно Порядку должны произойти события или факты, подтверждаемые такими документами.
Пункт 12 Порядка использования неизрасходованных денежных средств предусматривает необходимость оформления и направления в адрес Фонда соответствующего уведомления за подписью высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. При этом копия решения правления Фонда о согласовании использования неизрасходованных средств в течение десяти дней с момента подписания соответствующего протокола заседания правления Фонда направляется в субъект Российской Федерации, направивший уведомление.
На необходимость направления субъектами Российской Федерации в адрес Фонда письменных уведомлений по вопросам перераспределения неизрасходованных денежных средств указано в письме Фонда от 17.07.2008 N КЦ-07/227.
Анализ приведенных выше норм не позволяет сделать однозначный вывод о том, что внесение изменений в региональную программу должно предшествовать использованию средств на ремонт многоквартирного дома, не включенного в региональную программу.
Изменения в адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов 2013 года внесены постановлением Правительства Волгоградской области от 19 февраля 2014 года N 83-п, изменившим ранее принятое постановление Правительства Волгоградской области от 05 июня 2013 года N 277.
Представленный отчет Волгоградской области о реализации программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2013 году, учитывающий изменения по муниципальному образованию - город Волжский, принят Фондом, о чем имеется решение Правления Фонда от 31 марта 2014 года (протокол N 489, пункты 1, 2, 7).
Данные обстоятельства установлены судом первой инстанции и они не опровергнуты ТУ ФС ФБН в Волгоградской области.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, суд сделал неверный вывод по результатам оценки представленных доказательств.
В связи с тем, что 20 сентября 2013 года администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области направила в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области пакет документов, касающихся реализации программных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов с участием средств Фонда, суд первой инстанции сделал вывод о том, что министерство было своевременно проинформировано об изменениях муниципальной адресной программы капремонта в городском округе - город Волжский Волгоградской области, поэтому у него имелась возможность в 2013 году внести изменения в региональную программу капремонта от 05.06.2013 N 277-п, однако таких изменений не последовало.
Изменения, касающиеся реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области в 2013 году, зафиксированы в Постановлении Правительства Волгоградской области от 19.02.2014 N 83-п, которым внесены изменения в программу от 05.06.2013 N 277-п.
Средства из бюджетов всех уровней использованы исключительно на цели, указанные в Постановлении Правительства Волгоградской области от 19.02.2014 N 83-п, а именно: на капитальный ремонт многоквартирных домов, с учетом всех требований, установленных данным постановлением и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность муниципальных образований по программе, включая средства Фонда.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 15.09.2014 N 522-п утвержден отчет о реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда в 2013 году", подтверждающий адресный перечень и пообъектные объемы исполнения городской программы, утвержденной постановлениями администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 30.04.2013 N 3191 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов в 2013 году с использованием средств Фонда, а также от 10.09.2013 N 6819 "Об утверждении адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов в 2013 году с использованием средств Фонда.
Учитывая, что постановления Правительства Волгоградской области от 19.02.2014 N 83-п и от 15.09.2014 N 522-п, были изданы после окончания срока реализации Программы от 05.06.2013 N 277-п, и то, что постановление Правительства Волгоградской области от 19.02.2014 N 83-п постановлением Правительства Волгоградской области от 07.04.2014 N 165-п отменено, по мнению суд первой инстанции, Комитетом было допущено нарушение, выразившееся в использовании не по целевому назначению средств Фонда, выделенных на реализацию Областной программы от 05.06.2013 N 277-п и неизрасходованных при ее реализации, без внесения в программу соответствующих изменений.
Изменения, внесенные в 2014 году в региональную программу капитального ремонта на 2013 год, сами по себе не свидетельствуют о факте нецелевого использования средств Фонда.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области, поддержанным судом первой инстанции, в той части, что при решении вопроса о нецелевой использовании средств не могут учитывать изменения, внесенные в региональную программу в последующем периоде.
Соответствующая позиция изложена Государственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в письме от 05 марта 2015 года N ВТ-07/666 (ответ на письмо Комитета ЖКХ Волгоградской области от 06 февраля 2015 года N 01-13/5834).
Кроме того, в силу положений пункта 5 Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1134 при рассмотрении вопроса о возврате финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, следует исходить из того, что нецелевым в том числе является использование указанных средств на цели, не соответствующие целям, определенным региональными адресными программами, для реализации которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, включая направление средств Фонда на банковские депозиты, приобретение активов (валютных ценностей, ценных бумаг, иного имущества), осуществление расходов без документального обоснования таких расходов, а также на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в нарушение требований, установленных частью 5 статьи 15 и частью 9 статьи 20 Федерального закона, и на проведение мероприятий в отношении многоквартирных домов, не включенных в региональную адресную программу.
Обязывая Комитет принять меры к возврату средств Фонда в сумме 1 699 048 руб., ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области не приняло во внимание положения ст. 23.1 Федерального закона N 185-ФЗ, предусматривающей возврат финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 23.1 Закона N 185-ФЗ возврат средств Фонда осуществляется в размере нецелевого использования средств Фонда в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона; при выявлении Фондом по результатам мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программ капитального ремонта, краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры нецелевого использования средств Фонда.
В рассматриваемом случае Фондом по результатам мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов не выявлено нецелевого использования денежных средств.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для вынесения представления, обязывающего устранить причины и условия, способствующие совершению выявленных нарушений (п. 3 представления).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы, находит их состоятельными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства дела, сделал неверные выводы. Апелляционная жалоба Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Волжский Волгоградской области подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 10 декабря 2014 года по делу N А12-34824/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявление Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Волжский Волгоградской области удовлетворить.
Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области от 29 августа 2014 года N 07-36/55/07-14-08/3161 в части требования принятия мер к возврату средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 1 699 048 руб., использованных по нецелевому назначению, и устранения причин и условий, способствующих совершению выявленных нарушений.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
М.А.АКИМОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)