Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 17.04.2014 N ВАС-18181/12 ПО ДЕЛУ N А55-13521/2011

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. N ВАС-18181/12

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирейковой Г.Г., судей Самуйлова С.В. и Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление Мэрии городского округа Тольятти от 28.02.2014 N 524/6.4 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 06.05.2013, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2013 по делу N А55-13521/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" (г. Тольятти; далее - общество) к муниципальному образованию городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти (г. Тольятти; далее - муниципальное образование), к Самарской области в лице Правительства Самарской области (г. Самара), Министерства управления финансами Самарской области (г. Самара), Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (г. Самара) о взыскании 105 106 800 рублей убытков, образовавшихся в результате неполного возмещения истцу недополученных доходов в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Производственное объединение коммунального хозяйства г.о. Тольятти" (г. Тольятти; далее - энергоснабжающая организация).
Суд

установил:

принятым при повторном рассмотрении дела решением Арбитражного суда Самарской области от 06.05.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2013, с муниципального образования за счет казны городского округа Тольятти в пользу общества взыскано 105 106 800 руб. убытков, а также судебные расходы. В удовлетворении требований к Самарской области отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора муниципальное образование просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального права. По мнению заявителя, убытки возникли у общества из-за действий уполномоченных органов Самарской области, утвердивших предельные индексы, в связи с чем убытки должны быть возмещены за счет бюджета Самарской области.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами, общество является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенные в Комсомольском районе городского округа Тольятти, и оказывает проживающим в них гражданам коммунальные услуги, в том числе услуги отопления и горячего водоснабжения.
Поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в 2009-2010 годах осуществляло открытое акционерное общество "Производственное объединение коммунальное хозяйство г.о. Тольятти" (далее - энергоснабжающая организация) на основании договора на поставку тепловой энергии от 22.12.2008.
Приказами Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 17.10.2008 и от 20.11.2009 для энергоснабжающей организации установлены тарифы на производство тепловой энергии: на 2009 год - 956 руб. 98 коп./Гкал, включая НДС, на 2010 год - 1065 руб. 54 коп./Гкал с НДС.
Начисление платы населению за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения в спорный период производилось с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного постановлениями Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 429 и от 30.11.2009 N 607.
На основании предложения муниципального образования об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 429 установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по г. Тольятти на 2009 год - 125%. Постановлением Правительства Самарской области от 30.11.2009 N 607 названный индекс на 2010 год составил 114,2%.
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 24.03.2009 N 608-п/1 "О предельной стоимости тепловой энергии для расчетов с населением городского округа Тольятти в 2009 году" тариф на тепловую энергию, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению, ограничен размером 769 руб. 66 коп./Гкал с НДС, что ниже установленного приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 17.10.2008 тарифа на 2009 год для потребителей энергоснабжающей организации (956 руб. 98 коп./Гкал с НДС).
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 19.01.2010 N 67-п/1 "О предельной стоимости тепловой энергии для расчетов с населением городского округа Тольятти в 2010 году" установлено ограничение на тариф на тепловую энергию, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению, в размере 933 руб. 00 коп./Гкал с НДС, то есть ниже установленного приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 20.11.2009 экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию на 2010 год для потребителей энергоснабжающей организации (1065 руб. 54 коп./Гкал с НДС).
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 02.10.2009 N 2200-п/1 утвержден Порядок предоставления субсидий на частичное возмещение недополученных доходов управляющих организаций, возникших с применением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в соответствии с которым общество частично получило возмещение на покрытие разницы в тарифах из бюджета городского округа Тольятти.
Указывая, что за 2009-2010 годы у общества перед энергоснабжающей организацией возникла задолженность в сумме 115 342 170 руб. 50 коп., из них 105 106 752 руб. 99 коп. - разница между тарифами, по которым обществом поставщику оплачивалась тепловая энергия, и платой населения обществу за соответствующие коммунальные услуги, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу о наличии оснований для возложения на муниципальное образование ответственности за понесенные обществом убытки. При этом суды посчитали, что надлежащим ответчиком является муниципальное образование, поскольку убытки возникли вследствие представления муниципальным образованием уполномоченному органу Самарской области данных, на основании которых сделан вывод о доступности или недоступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги и принято решение об установлении предельного индекса изменения размера платы для муниципального образования.
Такой вывод судебных инстанций не противоречит Основам формирования предельных индексов изменения размеры платы граждан за коммунальные услуги, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708, согласно пунктам 3, 7 и 15 которых предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации. Предложение по установлению предельного индекса формируется органом местного самоуправления с учетом средств, необходимых для реализации программ, предусмотренных пунктом 7 названного нормативного акта. При поступлении от органа местного самоуправления предложения по установлению предельного индекса орган регулирования субъекта Российской Федерации осуществляет проверку представленных предложений, расчетов и материалов на предмет их соответствия Основам. В случае если орган регулирования субъекта Российской Федерации пришел к выводу о доступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги, он принимает решение об установлении предельного индекса.
Суды, отклоняя довод муниципального образования о взыскании убытков с Самарской области, исходили из того, что именно муниципальное образование приняло решение об утверждении для населения платы за коммунальные услуги, которая меньше, чем плата с использованием экономически обоснованного тарифа поставщика, а также из того, что в настоящем случае у Самарской области отсутствовало соответствующее обоснование для установления более высокого предельного индекса.
Выводы судов соответствуют пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Размер понесенных обществом убытков, подтвержденный расчетами, первичными документами на оплату коммунальных услуг населением, актами выполненных работ, актами сверки между обществом и энергоснабжающей организацией и результатами проведенной экспертизы, проверен судами и признан обоснованным.
Возражения заявителя о недостатках экспертного заключения, повлекших неправильное определение размера убытков, отклоняются. В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта лица, участвующие в деле, обладают правом заявить о назначении предусмотренных статьей 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертиз, обосновать возражения по заключению эксперта и представить соответствующие доказательства. Между тем из содержания оспариваемых судебных актов следует, что стороны отказались заявить ходатайство о проведении повторной или дополнительной экспертизы.
Иные возражения муниципального образования направлены на переоценку надзорной инстанцией доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора, что положениями главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А55-13521/2011 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 06.05.2013, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2013 отказать.

Председательствующий судья
Г.Г.КИРЕЙКОВА

Судья
С.В.САМУЙЛОВ

Судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)