Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Лиденхо Н.Н. по доверенности от 09.01.2014 N 9-2-16-24;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2265/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2013 по делу N А56-64541/2013 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района"
к Отделу надзорной деятельности Кронштадтского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" (197762, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Мануильского, д. 22, ОГРН 1089847175054, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (197760, г. Кронштадт, Цитадельское шоссе, д. 31, далее - ОНД Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, орган пожарного надзора, административный орган) от 09.10.2013 N 2-16-19-379 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить. Общество считает недоказанным факт совершения нарушений, выразившихся в применении горючих материалов для отделки стен, неисправном состоянии ограждений на крыше здания, непроведении проверки качества огнезащитной обработки. По мнению общества, на спорные многоквартирные дома не распространяется СНиП 21-01-97*, в связи с тем, что они построены ранее введения в действие данных правил.
В судебном заседании представитель отдела и управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя заявителя.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что, на основании распоряжения от 15.06.2012 N 2-16-212 ОНД Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу проведены плановые выездные проверки соблюдения правил пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, расположенным по следующим адресам: Кронштадт, ул. Юрия Инге, д. 11, ул. Сургина, д. 8/1, ул. Ленинградская, д. 3, ул. Юрия Инге, д. 8, ул. Юрия Инге, д. 2/4, ул. Станюковича, д. 3, пр. Ленина, д. 5А, пр. Ленина, д. 5В, ул. Карла Маркса, д. 12, ул. Гусева, д. 11, ул. Гусева, д. 4, ул. Гусева, д. 6, ул. К. Либкнехта, д. 15А, ул. К. Либкнехта, д. 15Б, ул. К. Либкнехта, д. 17, ул. К. Либкнехта, д. 24, пр. Ленина, д. 5Б., находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района".
По результатам проверки составлены акты, в которых зафиксированы нарушения Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390) и СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
На основании материалов проверки и протоколов об административных правонарушениях от 02.10.2013 N 2-16-19-365, от 07.10.2013 N 2-16-19-373, 2-16-19-374, 2-16-19-375, 2-16-19-376, 2-16-19-377, 2-16-19-378, 2-16-19-379, от 25.09.2013 N 2-16-19-354, 2-16-19-355, от 30.09.2013 N 2-16-19-362, от 04.10.2013 N 2-16-19-371, от 25.09.2013 N 2-16-19-349, 2-16-19-350, 2-16-19-351, 2-16-19-352, 2-16-19-353 главным государственным инспектором ОНД Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу вынесено постановление от 09.10.2013 N 2-16-19-379 о привлечении ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района" к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 178 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности.
Указанным постановлением обществу вменяется следующие нарушения:
- - не проведена огнезащитная обработка строительных конструкций чердаков (нарушение пункт 21 Правил N 390);
- - элементы маршей (косоуры) внутренней лестничной клетки здания не доведены до требуемого предела огнестойкости (покрашены краской) - пункт 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, частей 1, 2 статьи 58 таблицы N 21 Технического регламента;
- - в лестничных клетках для отделки стен применен материал класса пожарной опасности более КМ2 (масляная краска) - нарушение пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 6 статьи 13 таблицы 28, таблицы 3 Технического регламента;
- - в лестничных клетках и тамбурах светильники эксплуатируются со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника - нарушение пункта 42 в Правил N 390;
- - двери эвакуационных выходов из пожарного коридора этажа имеют запор, препятствующий их свободному открыванию изнутри без ключа - нарушение пункта 35 Правил N 390;
- - произведено изменение объемно-планировочных решений (установлена непроектная перегородка) в общем коридоре (пункт 23 е Правил N 390).
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал недоказанной вину общества в части нарушения пункта 23 е Правил N 390, однако оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения, вины Общества в его совершении, не выявил процессуальных нарушений при проведении административного расследования, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила о противопожарном режиме (Правила N 390), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Наряду с Правилами N 390, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
К иным нормативным документам по пожарной безопасности, содержащим требования пожарной безопасности, в том числе относятся: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ); СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений.
В силу пункта 33 Правил N 390, пункта 6.25* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается, в том числе, применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости) в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах.
Согласно статье 149 Технического регламента соответствие веществ и материалов (в том числе отделочных материалов) требованиям пожарной безопасности подтверждается в установленном порядке декларацией соответствия либо сертификатом пожарной безопасности, которые должны быть предоставлены изготовителем либо продавцом таких материалов. При этом, именно заявитель обязан подтвердить при проведении проверки соответствие применяемых им в отделке эвакуационных путей материалов требованиям пожарной безопасности (представить необходимые сертификаты, полученные от изготовителя или продавца отделочных материалов).
В обоснование доводов апелляционной жалобы, общество ссылается на то, что материалы для отделки стен были выбраны предыдущей управляющей компанией в соответствии с действующими на тот момент Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ N 170 от 2003. Спорные дома были построены и капитально отремонтированы до введения в действие действующих правил пожарной безопасности, в связи с чем на них не распространяются требования СНиП 21-01-97*.
Вместе с тем, требования СНиП 21-01-97* направлены на защиту жизни и здоровья граждан и подлежат соблюдению в отношении всех объектов независимо от периода их постройки.
То обстоятельство, что здание, используемое обществом, построены или капитально отремонтированы до введения в действие действующих нормативных актов по пожарной безопасности, не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при их эксплуатации, а также от обязанности по принятию мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 390 наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.
Аналогичная норма содержалась в пункте 41 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 (утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313), действовавших до принятия Правил N 390.
В соответствие с пунктом 6.1.4 ГОСТ Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 25-ст) наружные пожарные лестницы и ограждения кровли зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не менее одного раза в год необходимо проводить обследование целостности конструкции с составлением акта по результатам проверки. Испытания и ежегодные обследования должны проводить организации, имеющие обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование.
Испытания и ежегодное обследование должны проводить организации, имеющие обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами его поверок.
В ходе проведения органом пожарного надзора проверки объектов, а также в ходе производства по делу об административном правонарушении обществом не были представлены соответствующие документы, подтверждающие нахождение ограждений крыши дома N 12 по ул. Карла Маркса в исправном состоянии и проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц дома N 5Б по ул. Ленина в установленном порядке, в связи с чем доводы подателя жалобы об отсутствии нарушений в данной части отклоняются апелляционным судом.
Пунктом 21 Правил N 390 установлено, что руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что огнезащитная обработка деревянных конструкций чердаков производится в плановом порядке. Работы по антипированию многоквартирных домов включены в программу на 2014 год. Вместе с тем, данная программа в материалы дела не представлена, иные доказательства соблюдения обществом пункта N 21 Правил N 390 в материалах дела отсутствуют.
Выявленные в ходе проверки факты несоблюдения в обслуживаемых обществом домах требований пожарной безопасности установлены судом первой инстанции и подтверждаются материалами дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции от 25.12.2013 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2013 по делу N А56-64541/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2014 ПО ДЕЛУ N А56-64541/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2014 г. по делу N А56-64541/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Лиденхо Н.Н. по доверенности от 09.01.2014 N 9-2-16-24;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2265/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2013 по делу N А56-64541/2013 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района"
к Отделу надзорной деятельности Кронштадтского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" (197762, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Мануильского, д. 22, ОГРН 1089847175054, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (197760, г. Кронштадт, Цитадельское шоссе, д. 31, далее - ОНД Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, орган пожарного надзора, административный орган) от 09.10.2013 N 2-16-19-379 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить. Общество считает недоказанным факт совершения нарушений, выразившихся в применении горючих материалов для отделки стен, неисправном состоянии ограждений на крыше здания, непроведении проверки качества огнезащитной обработки. По мнению общества, на спорные многоквартирные дома не распространяется СНиП 21-01-97*, в связи с тем, что они построены ранее введения в действие данных правил.
В судебном заседании представитель отдела и управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя заявителя.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что, на основании распоряжения от 15.06.2012 N 2-16-212 ОНД Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу проведены плановые выездные проверки соблюдения правил пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, расположенным по следующим адресам: Кронштадт, ул. Юрия Инге, д. 11, ул. Сургина, д. 8/1, ул. Ленинградская, д. 3, ул. Юрия Инге, д. 8, ул. Юрия Инге, д. 2/4, ул. Станюковича, д. 3, пр. Ленина, д. 5А, пр. Ленина, д. 5В, ул. Карла Маркса, д. 12, ул. Гусева, д. 11, ул. Гусева, д. 4, ул. Гусева, д. 6, ул. К. Либкнехта, д. 15А, ул. К. Либкнехта, д. 15Б, ул. К. Либкнехта, д. 17, ул. К. Либкнехта, д. 24, пр. Ленина, д. 5Б., находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района".
По результатам проверки составлены акты, в которых зафиксированы нарушения Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390) и СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
На основании материалов проверки и протоколов об административных правонарушениях от 02.10.2013 N 2-16-19-365, от 07.10.2013 N 2-16-19-373, 2-16-19-374, 2-16-19-375, 2-16-19-376, 2-16-19-377, 2-16-19-378, 2-16-19-379, от 25.09.2013 N 2-16-19-354, 2-16-19-355, от 30.09.2013 N 2-16-19-362, от 04.10.2013 N 2-16-19-371, от 25.09.2013 N 2-16-19-349, 2-16-19-350, 2-16-19-351, 2-16-19-352, 2-16-19-353 главным государственным инспектором ОНД Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу вынесено постановление от 09.10.2013 N 2-16-19-379 о привлечении ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района" к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 178 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности.
Указанным постановлением обществу вменяется следующие нарушения:
- - не проведена огнезащитная обработка строительных конструкций чердаков (нарушение пункт 21 Правил N 390);
- - элементы маршей (косоуры) внутренней лестничной клетки здания не доведены до требуемого предела огнестойкости (покрашены краской) - пункт 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, частей 1, 2 статьи 58 таблицы N 21 Технического регламента;
- - в лестничных клетках для отделки стен применен материал класса пожарной опасности более КМ2 (масляная краска) - нарушение пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 6 статьи 13 таблицы 28, таблицы 3 Технического регламента;
- - в лестничных клетках и тамбурах светильники эксплуатируются со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника - нарушение пункта 42 в Правил N 390;
- - двери эвакуационных выходов из пожарного коридора этажа имеют запор, препятствующий их свободному открыванию изнутри без ключа - нарушение пункта 35 Правил N 390;
- - произведено изменение объемно-планировочных решений (установлена непроектная перегородка) в общем коридоре (пункт 23 е Правил N 390).
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал недоказанной вину общества в части нарушения пункта 23 е Правил N 390, однако оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения, вины Общества в его совершении, не выявил процессуальных нарушений при проведении административного расследования, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила о противопожарном режиме (Правила N 390), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Наряду с Правилами N 390, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
К иным нормативным документам по пожарной безопасности, содержащим требования пожарной безопасности, в том числе относятся: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ); СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений.
В силу пункта 33 Правил N 390, пункта 6.25* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается, в том числе, применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости) в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах.
Согласно статье 149 Технического регламента соответствие веществ и материалов (в том числе отделочных материалов) требованиям пожарной безопасности подтверждается в установленном порядке декларацией соответствия либо сертификатом пожарной безопасности, которые должны быть предоставлены изготовителем либо продавцом таких материалов. При этом, именно заявитель обязан подтвердить при проведении проверки соответствие применяемых им в отделке эвакуационных путей материалов требованиям пожарной безопасности (представить необходимые сертификаты, полученные от изготовителя или продавца отделочных материалов).
В обоснование доводов апелляционной жалобы, общество ссылается на то, что материалы для отделки стен были выбраны предыдущей управляющей компанией в соответствии с действующими на тот момент Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ N 170 от 2003. Спорные дома были построены и капитально отремонтированы до введения в действие действующих правил пожарной безопасности, в связи с чем на них не распространяются требования СНиП 21-01-97*.
Вместе с тем, требования СНиП 21-01-97* направлены на защиту жизни и здоровья граждан и подлежат соблюдению в отношении всех объектов независимо от периода их постройки.
То обстоятельство, что здание, используемое обществом, построены или капитально отремонтированы до введения в действие действующих нормативных актов по пожарной безопасности, не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при их эксплуатации, а также от обязанности по принятию мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 390 наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.
Аналогичная норма содержалась в пункте 41 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 (утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313), действовавших до принятия Правил N 390.
В соответствие с пунктом 6.1.4 ГОСТ Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 25-ст) наружные пожарные лестницы и ограждения кровли зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не менее одного раза в год необходимо проводить обследование целостности конструкции с составлением акта по результатам проверки. Испытания и ежегодные обследования должны проводить организации, имеющие обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование.
Испытания и ежегодное обследование должны проводить организации, имеющие обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами его поверок.
В ходе проведения органом пожарного надзора проверки объектов, а также в ходе производства по делу об административном правонарушении обществом не были представлены соответствующие документы, подтверждающие нахождение ограждений крыши дома N 12 по ул. Карла Маркса в исправном состоянии и проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц дома N 5Б по ул. Ленина в установленном порядке, в связи с чем доводы подателя жалобы об отсутствии нарушений в данной части отклоняются апелляционным судом.
Пунктом 21 Правил N 390 установлено, что руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что огнезащитная обработка деревянных конструкций чердаков производится в плановом порядке. Работы по антипированию многоквартирных домов включены в программу на 2014 год. Вместе с тем, данная программа в материалы дела не представлена, иные доказательства соблюдения обществом пункта N 21 Правил N 390 в материалах дела отсутствуют.
Выявленные в ходе проверки факты несоблюдения в обслуживаемых обществом домах требований пожарной безопасности установлены судом первой инстанции и подтверждаются материалами дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции от 25.12.2013 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2013 по делу N А56-64541/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)