Судебные решения, арбитраж

РЕКОМЕНДАЦИИ НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА (ПРИНЯТЫЕ ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ, СОСТОЯВШЕГОСЯ 3 - 4 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА В Г. НОВОСИБИРСК)

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

Утверждены
на заседании Президиума
Федерального арбитражного суда
Западно-Сибирского округа
27 декабря 2013 года

РЕКОМЕНДАЦИИ
НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА,
ПРИНЯТЫЕ ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ, СОСТОЯВШЕГОСЯ 3 - 4 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА
В Г. НОВОСИБИРСК

Научно-консультативный совет при Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа в целях обеспечения единообразия в толковании и применении арбитражными судами Западно-Сибирского округа норм права рекомендует при рассмотрении споров, связанных с применением законодательства об энергоснабжении, исходить из следующих положений.
Раздел I. Применение законодательства о снабжении электрической энергией

1. При обращении сетевой организации - "котлодержателя" к гарантирующему поставщику с иском об оплате услуг по передаче электрической энергии, осуществляемых не только по своим сетям, но и по сетям иных организаций и физических лиц (собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства), судам следует учитывать разграничения понятий сетевой организации - коммерческой организации, которая вправе предъявлять плату за оказанные услуги по передаче электрической энергии с даты вступления в законную силу утвержденных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par19 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <1>), и собственников или законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, которые не вправе препятствовать перетоку электрической энергии и не могут требовать плату за услуги по передаче электрической энергии (пункт 6 Правил недискриминационного доступа).

- <1> Далее - Правила N 861, Правила недискриминационного доступа;

- В случаях, когда сетевая организация, для которой утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии, обращается с требованием о взыскании задолженности к гарантирующему поставщику, в предмет доказывания входит в том числе установление обстоятельств, учтены ли при утверждении данного (котлового) тарифа органами тарифного регулирования все затраты, связанные с услугами по передаче электрической энергии, в том числе оказанные территориальными сетевыми организациями, имеющими индивидуальный тариф (пункты 47, 48, 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par23 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <2> от 06.08.2004 N 20-э/2 {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par24 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <3> (в редакции приказа ФСТ России от 21.10.2007 N 209-э/1 "О внесении изменений и дополнений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию" на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом ФСТ России по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2", пункт 42 Правил недискриминационного доступа).


- <3> далее - Методические указания N 20-э/2;

- Учитывая, что в единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии на текущий период регулирования могут быть включены затраты на содержание сетей только тех сетевых организаций, которые к моменту установления этого тарифа относились к таковым и для которых был установлен индивидуальный тариф, принимая во внимание регулируемый вид деятельности сетевых организаций, а также невозможность иному владельцу объектов электросетевого хозяйства брать плату за оказанную услугу, судам следует исходить из того, что взыскание с гарантирующего поставщика сетевой организацией - "котлодержателем" стоимости услуг по передаче электрической энергии по сетям собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства в текущем периоде регулирования неправомерно.
2. Установление правила об определении объема электрической энергии для расчетов за оказанные услуги по передаче электрической энергии в Правилах N 861, в частности, с использованием данных системного оператора (пункт 15(1), отличного от установленного в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par29 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <4>, для определения объема потребления электрической энергии с использованием данных коммерческого оператора (пункт 95), не может являться основанием для вывода о необходимости применения этих норм во взаимосвязи, поскольку:

- <4> далее - Правила N 442;

- - Правила N 442 и Правила N 861 утверждены Правительством Российской Федерации, являются нормативными актами одинакового уровня;
- - Правила N 861 регулируют отношения по передаче электрической энергии, являются специальным нормативным правовым актом по отношению к Правилам N 442, что не исключает возможность установления таких особенностей регулирования услуг по передаче электрической энергии, которые в Правилах N 442 не содержатся и ими не регулируются.
Таким образом, пункт 15(1) Правил N 861 должен судами рассматриваться в качестве нормы, устанавливающей требование об оплате предоставленных услуг по передаче электрической энергии исключительно на основании данных, полученных от системного оператора.

3. Стоимость услуг по передаче энергии и стоимость единицы энергии являются составляющими тарифа, который может дифференцироваться по отдельным группам потребителей по различным критериям, в том числе по уровню напряжения. Показатель уровня напряжения связан с тарифом, но является техническим.
Пункты 44, 45 Методических указаний N 20-э/2 определяют основные принципы и критерии, которыми ФСТ России обязана руководствоваться при утверждении тарифов.
При этом, определяя уровень напряжения для применения тарифа, участвующего в расчетах между гарантирующим поставщиком, сетевой организацией, потребителем, присоединенным к сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства третьих лиц, судам необходимо учитывать следующее.
Из пункта 8 Правил N 861 следует, что обязанностью сетевой организации является осуществление передачи электроэнергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц. Ответственность за надежность и качество обеспечения электроэнергией потребителей, энергопринимающие установки которых присоединены через объекты третьих лиц, возложена на организации, к электросетям которых такие объекты присоединены (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par40 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <5>).

- <5> далее - Закон об электроэнергетике;

- Поскольку законодательство об электроэнергетике обязывает поставщиков электроэнергии (гарантирующих поставщиков, энергосбытовые и энергоснабжающие организации) обеспечить потребителей необходимыми им объемами электроэнергии, сетевые организации - оказать услуги по передаче этой электроэнергии, а потребителей - оплатить полученную электроэнергию и услуги, связанные с процессом энергоснабжения, в случае присоединения конечного потребителя к сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства третьих лиц, то при определении уровня напряжения для расчетов за поставленную электроэнергию, оказанную потребителю услугу, уровень напряжения определяется в точке поставки потребителя.
Точка поставки для определения уровня напряжения находится в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к сети третьего лица.
Эта точка одновременно определяет место исполнения обязательств как по договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), так и по договорам оказания услуг по ее передаче и используется для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков (пункт 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par46 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <6>, пункт 2 Правил N 861).

- <6> далее - Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии;

- 4. В пункте 55 Методических указаний N 20-э/2 перечислены особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, которые должны учитываться регулирующим органом при утверждении тарифов.
В частности, из пункта 55 Методических указаний N 20-э/2 следует, что опосредованно присоединенные к сетям сетевых компаний потребители оплачивают услуги по передаче электрической энергии не в полном размере, а только в части ставки за содержание сетей.
Для перечисленных потребителей в установленном порядке регулирующим органом должен утверждаться тариф, учитывающий перечисленные особенности.
При наличии двухставочного тарифа опосредованно присоединенный потребитель оплачивает только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а сетевая компания получает возмещение условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые она несет независимо от объема фактически переданной электрической энергии.
Если с потребителя взята плата за оказанные услуги с учетом ставки на оплату технологических потерь, без учета особенностей оплаты, установленных в пункте 55 Методических указаний N 20-э/2, его права считаются нарушенными и подлежат восстановлению.
В случае передачи энергетических установок производителя электрической энергии (имущество, отвечающее признакам самостоятельной вещи) сетевой организации на основании договора аренды, то для потребителя, чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, присоединение становится непосредственным к сети сетевой организации. Особенности оплаты, установленные в пункте 55 Методических указаний N 20-э/2, на него не распространяются и такой потребитель оплачивает как ставку на содержание сетей, так и ставку на оплату технологических потерь.
При этом, если судами на основании оценки представленных в материалы дела доказательств будет установлено, что действия сторон по заключению договора аренды осуществлены для достижения последствий в виде изменения тарифного решения, а не для фактического технического обслуживания этого оборудования сетевой организацией, то они должны расцениваться как направленные на нарушение прав потребителя и не влекущие для последнего правовых последствий в виде возложения на него обязанности по оплате ставки на оплату технологических потерь (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par56 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <7>).

- <7> далее - ГК РФ;

- 5. Заключив договор энергоснабжения с конечным потребителем, энергосбытовая организация непосредственно не оказывает услуги по передаче электрической энергии, а лишь обязуется их приобрести для потребителя у соответствующей территориальной сетевой организации, которая оказывает их непосредственно конечному потребителю, а не энергосбытовой организации. Поскольку энергосбытовая организация не пользуется такими услугами, "трансляция" выбранной конечным потребителем регулируемой цены на основании абзаца двадцатого пункта 81 Основ ценообразования N 1178 не может рассматриваться в качестве определения таким потребителем обязательств третьего лица (энергосбытовой организации) по отношению к территориальной сетевой организации. В этом случае заключение энергосбытовой организацией договора на оказание услуг с территориальной сетевой организацией предопределено волей и интересом конечного потребителя, а не энергосбытовой организации.
В случае, если потребитель электрической энергии самостоятельно выбрал вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику, действующему в интересах указанного потребителя, но гарантирующий поставщик не выполнил обязанность, предусмотренную абзацем шестнадцатым пункта 81 Основ ценообразования N 1178, по своевременному уведомлению сетевой организации, то потребитель вправе при расчете с гарантирующим поставщиком применить в части платы за передачу электрической энергии выбранный тариф на основании абзаца семнадцатого пункта 81 Основ ценообразования N 1178 (в редакции Постановления N 442). Негативные последствия за несвоевременное уведомление сетевой организации в таком случае возлагаются на гарантирующего поставщика, не исполнившего указанную обязанность.
Раздел II. Применение законодательства о снабжении тепловой энергией

6. Имеет ли лицо, в фактическом владении которого находятся объекты тепловой сети, право на взыскание с абонентов либо с теплоснабжающей организации платы за фактически оказанные услуги по передаче тепловой энергии применительно к нормам статей 544, 1102 ГК РФ в отсутствие утвержденного тарифа?
По общему правилу оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию (подпункт "б" пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par66 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <8>).

- <8> далее - Закон о теплоснабжении;

- В пункте 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении указано, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Основополагающими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, изложенными в статье 3 Закона о теплоснабжении, являются в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Пунктом 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Учитывая изложенное, отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии в случаях, когда законом установлена необходимость применения регулируемых цен, не может освобождать от оплаты фактически принятых услуг и само по себе не является основанием для отказа в иске о взыскании такой платы (статьи 1102, 1105 ГК РФ). Целью такого возмещения в том числе является содержание в работоспособном состоянии сетей, используемых для передачи тепловой энергии абонентам, которые оплачивают тепловую энергию по тарифу, включающему в себя, помимо прочего, затраты на ремонтно-эксплуатационное обслуживание спорных сетей, за исключением составляющих, приходящихся на формирование прибыли данной организации. При этом при взыскании фактически понесенных затрат на услуги по передаче тепловой энергии судам следует учитывать добросовестность либо недобросовестность поведения организации, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии, которая по каким-либо причинам не получила в установленном порядке тариф в текущем периоде тарифного регулирования.
Бремя доказывания невозможности получения тарифа в установленные законом сроки и причин этого лежит на данной организации в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par74 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <9>.

- <9> далее - АПК РФ;

- Если судами на основе совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств будет установлено, что действия данной организации, не получившей тарифного решения на текущий период регулирования, были направлены исключительно на нарушение прав потребителей и получение дополнительной прибыли, такая организация может нести негативные правовые последствия в виде невозможности взыскания стоимости фактически оказанных услуг по передаче тепловой энергии (статья 10 ГК РФ).
7. При рассмотрении вопроса о наличии обязанности у теплоснабжающей организации, не обладающей статусом единой теплоснабжающей организации, заключить договор на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде с иной теплоснабжающей организацией, приобретающей тепловую энергию для перепродажи, судам необходимо учитывать следующее.
Теплоснабжающая организация - организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (часть 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Согласно части 4 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, из числа покупателей тепловой энергии у теплоснабжающей организации, осуществляющей продажу произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, иная теплоснабжающая организация не исключена.
Законом о теплоснабжении не урегулированы отношения, возникающие между двумя теплоснабжающими организациями при заключении договора поставки тепловой энергии, поэтому к этим отношениям применяются правила статьи 539 ГК РФ, пункта 3 статьи 426, пункта 4 статьи 445 ГК РФ.
Обязанность теплоснабжающей организации заключать договор поставки тепловой энергии с теплоснабжающей организацией может быть ограничена только экономическими и техническими возможностями исполнения такого договора.
Таким образом, при отсутствии единой теплоснабжающей организации теплоснабжающая организация обязана заключать договор поставки с обратившейся к ней иной теплоснабжающей организацией.

8. Согласно пункту 1.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 25.09.1995 N 954 {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par87 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <10>, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.

- <10> далее - Правила учета тепловой энергии и теплоносителя N 954;

- В соответствии с пунктом 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя N 954 допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Следовательно, если прибор учета, расположенный в точке учета (ее определение зависит от установления границы балансовой принадлежности и (или) эксплуатационной ответственности), введен в порядке, предусмотренном Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными приказом Минэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936 {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par92 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <11>, в эксплуатацию, оснований для непринятия судом его показаний для расчетов между сторонами и в отсутствие сведений о нем как о расчетном (коммерческом) в договоре либо указания на иной прибор учета, не имеется.

- <11> далее - Правила N Вк-4936;

- 9. Каким образом должны быть распределены потери между участниками правоотношений по энергоснабжению, возникающие в бесхозяйных тепловых сетях?
В соответствии с принципами, закрепленными в статье 3 Закона о теплоснабжении, об обеспечении надежности теплоснабжения, соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, участки тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), но фактически задействованных в передаче тепловой энергии, должны получать надлежащее содержание.
Законом о теплоснабжении (часть 4 статьи 8) гарантировано право возмещения затрат на содержание, ремонт тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), лицам, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения и их эксплуатацию (использование сети по назначению).
Следовательно, исходя из содержания части 4 статьи 8, части 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении потери в тепловых сетях, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), оплачиваются лицами, осуществляющими их эксплуатацию и регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, к которым орган местного самоуправления и потребители не относятся.
Раздел III. Поставка коммунальных услуг гражданам в многоквартирные жилые дома

10. Возможно ли распространение пункта 6 Правил недискриминационного доступа, а также части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике на исполнителей коммунальных услуг (управляющие компании {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par103 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <12>, товарищества собственников жилья {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par104 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <13>)?


- <13> далее - ТСЖ;

- Учитывая положения статьи 3 Закона об электроэнергетике, пунктов 2, 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par108 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <14>, пункта 1.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 08.07.2002 N 204, судам следует исходить из того, что внутридомовое электрическое оборудование можно отнести к объектам электросетевого хозяйства в смысле статьи 3 Закона об электроэнергетике (в частности, ЗРУ, встроенные либо пристроенные трансформаторные подстанции и т.п.).

- <14> далее - Правила N 491;

- При наличии установленного судами надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя (собственника отдельно стоящего объекта, находящегося за пределами многоквартирного жилого дома) к объектам электросетевого хозяйства, относящимся к общему имуществу многоквартирного жилого дома, а также при условии отсутствия необходимости пересмотра величины присоединенной мощности, схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения потребителя, в частности в связи со сменой вида его производственной деятельности, такое опосредованное присоединение данного объекта к сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства, относящиеся к общему имуществу данного многоквартирного жилого дома, в силу части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 6 Правил недискриминационного доступа обязывает исполнителя коммунальных услуг (управляющую компанию, товарищество собственников жилья) не препятствовать свободному перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие на праве общей долевой собственности жильцам многоквартирного жилого дома.
В случае, если объект потребителя находится внутри многоквартирного жилого дома (встроенное либо встроенно-пристроенное нежилое помещение) судам при наличии спора между собственником такого помещения и исполнителем коммунальных услуг по поводу обеспечения объекта потребителя электрической энергией следует принимать во внимание не столько специальные правовые нормы (статья 26 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Правила недискриминационного доступа), но и подлежащие применению общие нормы ГК РФ (статьи 209, 246, 247, 249 ГК РФ), а также Жилищного кодекса Российской Федерации {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par113 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <15> (статьи 36, 39, 44 ЖК РФ).

- <15> далее - ЖК РФ;

- 11. При расчете платы за коммунальные услуги, предоставленные гражданам в многоквартирные жилые дома, судам с учетом установленных конкретных обстоятельств по делу, а также требований и возражений сторон (статья 65, 64 АПК РФ), следует учитывать положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, а также Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par117 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <16>, согласно которым объем поставленного коммунального ресурса в отсутствие общедомовых приборов учета должен быть рассчитан исходя из показаний индивидуальных приборов учета и объема коммунального ресурса, использованного на общедомовые нужды, согласно нормативу потребления коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного в установленном порядке согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par118 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <17>.


<17> далее - Постановление N 306.

12. Возможно ли при исчислении платы за электрическую энергию использование показаний совокупности приборов учета (счетчиков, отдельно установленных на местах общего пользования, лифтах и квартирах) в качестве показаний общедомового (коллективного) прибора учета электрической энергии или общедомовым может считаться лишь единый прибор учета?
Как следует из пункта 3 Правил N 354, "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Понятие электроснабжения многоквартирного жилого дома дано в подпункте "г" пункта 4 Правил N 354, согласно которому электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи со вступлением в силу Правил N 354 для определения количества потребленной электрической энергии многоквартирным жилым домом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, учитываются показания индивидуальных приборов учета, установленных у граждан и собственников нежилых помещений в жилом доме (при наличии), а также общедомовое потребление. При этом нормативы потребления устанавливаются раздельно: в части потребления в помещении и на общедомовые нужды.
Учет фактического потребления коммунальных ресурсов возможен одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 6530/10, от 22.09.2009 N 5290/09).
Из изложенного следует, что если отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета, определяющий электропотребление многоквартирного жилого дома в целом, в предмет доказывания по делам, когда исполнителем коммунальных услуг (например, УК, ТСЖ) представляются в качестве доказательств количества потребленной электрической энергии жилым домом - совокупность показаний приборов, учитывающих потребление мест общего пользования и индивидуальное потребление электрической энергии, входит также обстоятельство, позволяющее определить, что показания вышеназванных приборов в совокупности позволяют определить общий объем электрической энергии, расходуемой как на индивидуальное потребление жильцов, так и на общедомовые нужды, которые включают в себя места общего пользования и внутридомовые потери, возникающие при передаче электроэнергии по внутридомовым сетям.

13. При разрешении вопроса каким образом должен быть определен объем потребления коммунальной услуги, предоставленной в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовыми приборами учета, в случае отмены (признания недействующим) норматива потребления коммунального ресурса, рекомендуется судам во внимание принимать следующее.
Согласно Правилам N 354 норматив потребления - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Применение для расчета задолженности за коммунальный ресурс величин, утвержденных нормативным правовым актом, признанным впоследствии недействующим, недопустимо.
В случае отмены утвержденного норматива потребления коммунальных услуг этот количественный показатель для расчетов между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг может быть определен на основании заключения органа государственной власти, заключения независимой экспертной организации.
При этом, если судами будет установлено, что в акте об утверждении норматива установленный норматив для определения объема коммунального ресурса был занижен, то с целью исключения возложения на граждан дополнительной оплаты объема, установленного в рамках каждого конкретного дела на основании оценки доказательств, взыскание с исполнителя коммунальных услуг необходимо ограничить нормативом (объемом) потребления, ранее установленным для граждан в акте об утверждении норматива, но впоследствии отмененном.
Ресурсоснабжающая организация не лишена возможности иным образом защищать свои права, нарушенные вследствие издания публично-правовым образованием незаконного акта об утверждении норматива в период его действия (статья 15 ГК РФ).
В том случае, когда в акте об утверждении норматива, который впоследствии отменен, установленный норматив для определения объема коммунального ресурса был завышен, то действия граждан по оплате исполнителю коммунальных услуг объема коммунального ресурса на взаиморасчеты ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг не влияют. В этом случае у исполнителя коммунальных услуг появляется обязанность перед гражданами по произведению перерасчета платы за коммунальный ресурс.

14. Является ли отсутствие акта о допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию перед очередным отопительным сезоном (пункт 7.7 Правил N Вк-4936) основанием для признания данного прибора учета нерасчетным (некоммерческим) до момента осуществления такого допуска?
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 26.08.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" {\field{\*\fldinst{HYPERLINK \\l Par138 \\o "Ссылка на текущий документ"{\fldrslt\cf2 <18> средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежат в процессе эксплуатации периодической поверке. Применяющие такие средства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

<18> Далее - Закон от 26.08.2008 N 102-ФЗ.

В силу пункта 5.1.2 Правил N Вк-4936 каждый прибор учета должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом.
Согласно пункту 7.7 указанных Правил перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
Таким образом, мероприятия, осуществляемые при проверке готовности узлов учета тепловой энергии перед очередным отопительным сезоном, не являются поверкой, о которой говорится в статье 13 Закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ.
Учитывая изложенное, неисполнение потребителем требования к проверке готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед очередным отопительным сезоном само по себе не является основанием для непринятия данного прибора учета в качестве расчетного.
По смыслу пункта 1 статьи 13 Закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ в отношении поверки презюмируется, что, пока не доказано иное, прошедшее проверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс.
В отсутствие необходимой поверки, напротив, предполагается, что средство измерения не является исправным, а его показания - достоверными. Однако это не означает, что подобная презумпция не может быть опровергнута лицом, не исполнившим обязанность по представлению средства измерения на поверку. Напротив, последствием неисполнения этой обязанности является возложение на указанное лицо бремени доказывания исправности средства измерения и отсутствия вмешательства в его работу (целостность пломб и т.п.).

15. При выходе из строя общедомового узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме, подлежит ли применению пункт 9.9 Правил N Вк-4936 и правомерен ли в данном случае перерасчет количества потребленной многоквартирным жилым домом и уже оплаченной жильцами тепловой энергии за предыдущие календарные периоды (с момента последней проверки данного узла учета до момента выявления его неисправности) по нормативу потребления?
В силу пункта 9.9 Правил N Вк-4936 при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.
В части 1 статьи 157 ЖК РФ, так же как и в пункте 1 статьи 544 ГК РФ, в качестве общего правила предусматривается, что плата за коммунальную услугу (энергию) рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ при отсутствии приборов учета объем подлежащей оплате энергии определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением N 306.
Таким образом, в случае, если будет установлена неисправность общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме, количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленных многоквартирным жилым домом, следует рассчитывать по нормативам потребления, учитывая безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
Согласно пункту 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода), в том числе в следующем случае: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Принимая во внимание, что нормы жилищного законодательства Российской Федерации, а также положения разделов 6, 7 Правил N 354 не предусматривают в качестве санкции за несвоевременное сообщение потребителем о выходе из строя прибора учета перерасчет платы с момента последней проверки данного прибора учета энергоснабжающей организацией, судам при установлении факта выхода общедомового прибора учета из строя (пункт 9.7, 9.10, 9.11 Правил N Вк-4936), а также о несвоевременном сообщении исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации о нарушении режима и условий работы узла учета, расчет количества потребленной тепловой энергии теплоносителя следует исчислять исходя из вышеуказанных норм жилищного законодательства, а также Правил N 354.

16. Является ли основанием для признания недействительным акта о разграничении балансовой принадлежности как условия договора энергоснабжения между энергоснабжающей организацией и ТСЖ (УК) определение границ балансовой принадлежности иначе, чем по внешней стене дома или в точке установки прибора учета?
Граница балансовой принадлежности делит инженерные сети по признаку собственности или иного законного владения, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.
Из содержания пункта 8 Правил N 491 следует, что границей балансовой принадлежности является внешняя граница стены жилого дома, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, а граница эксплуатационной ответственности установлена не императивно - она может устанавливаться по соглашению сторон.
При применении пункта 8 Правил N 491 рекомендуется исходить из того, что правило определения границы балансовой принадлежности, установленное этим пунктом, является императивным. Вместе с тем изменение сторонами указанной границы при заключении договора ресурсоснабжения не означает возникновения (лишения) права собственности на участок сетей от внешней границы стены многоквартирного дома до установленной сторонами названного договора границы. В случае, если такой участок сетей (оборудование) используется только для обслуживания одного дома, условие договора о границе раздела балансовой принадлежности, отличное от условия пункта 8 Правил N 491, является оспоримым и для признания его недействительным заинтересованная сторона должна доказать нарушение ее прав.
В случае, если изменение границы балансовой принадлежности нарушает права иных лиц (право собственности, владения) либо спорный участок сетей (оборудование) служит для обеспечения ресурсами не только одного жилого дома, такое условие может быть признано недействительным.

17. Ограничиться обсуждением на заседании Научно-консультативного совета.

18. Частью 14 статьи 155 ЖК РФ установлена обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. При этом увеличение установленного в этой части размера пеней не допускается.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 3993/12, указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой, увеличение размера которой по соглашению сторон допускается согласно пункту 2 статьи 332 ГК РФ только в случае, когда закон этого не запрещает.
Поскольку неустойка является законом установленной, а исполнитель коммунальных услуг (УК, ТСЖ, жилищно-строительный кооператив) не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан, в связи с этим правовое регулирование ответственности перед ресурсоснабжающей организацией исполнителя коммунальных услуг аналогично ответственности граждан, то взыскание с исполнителя коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации пени, предусмотренной в части 14 статьи 155 ЖК РФ, допускается и при отсутствии письменного договора-документа.
Раздел IV. Процессуальные вопросы, связанные с рассмотрением споров об энергоснабжении

19. Предоставленный ресурсоснабжением расчет задолженности объема коммунального ресурса и в его обоснование документы должны обеспечивать возможность его проверки лицами, участвующими в деле, и судом на предмет количества потребителей, объема потребления тепловой энергии каждым из них.
Обязанностью суда является проверка расчета на соответствие нормам материального права и условиям договора (статьи 168, 170 АПК РФ, пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").
Проверка судом расчета ресурсоснабжающих организаций объема коммунального ресурса на соответствие нормам материального права и условиям договора означает проверку судом как самой формулы, так и содержащихся в ней цифр на соответствие первичным документам. Обязанность подтверждения данных, содержащихся в расчете объема коммунального ресурса, лежит на истце (статья 65 АПК РФ).















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)