Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.06.2015 ПО ДЕЛУ N 4А-521-2015

Требование: Об отмене судебных актов о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. по делу N 4а-521-2015


Мировой судья: Григораш Н.В.
Судья: Сипцова О.А.

Заместитель председателя Новосибирского областного суда Рытикова Т.А., рассмотрев жалобу ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1" на постановление мирового судьи 5-го судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 3-го судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска, от 08.04.2015 г. и решение судьи Советского районного суда г. Новосибирска от 13.05.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Общественной организации ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1",

установил:

Постановлением мирового судьи 5-го судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 3-го судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска, от 08.04.2015 г., оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Новосибирска от 13.05.2015 г., ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1" с указанными выводами не согласно, просит отменить принятые судебные акты как незаконные и необоснованные.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что вина организации во вмененном административном правонарушении отсутствует, поскольку все решения по порядку оплаты и осуществлению начисления за вывоз ТБО, а также начислению платежей с использованием электронной системы, были приняты общим собранием членов ТСЖ, закреплены в Уставе и Правилах проживания, в установленном порядке никем не оспорены. Оснований для нарушения указанных решений у ТСЖ не было.
Согласно положениям ст. ст. 155, 156 ЖК РФ члены ТСЖ самостоятельно определяют на общем собрании размер расходов и обязательных платежей. Размер стоимости расходов каждого члена ТСЖ на вывоз ТБО не может рассматриваться как расходы по содержанию общего имущества, а ссылка в постановлении на п. 11 Постановления Правительства РФ N 491 ошибочна, так как данный пункт указывает лишь на минимальный набор мероприятий, который должно выполнить ТСЖ. При этом суд не учел п. 17 данного постановления, из которого следует, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер финансирования. Также суд не обратил внимание на то, что поскольку в перечень коммунальных услуг, указанных в п. 4 ст. 154 ЖК РФ, услуги по вывозу ТБО не входят, то порядок вывоза ТБО регулируется отдельным Постановлением Правительства РФ N 155 от 10.02.1997 г., п. 10 которого определяет, что цена услуг по вывозу бытовых отходов, срок оказания, порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами. Распределение расходов на вывоз ТБО не по количеству жильцов, а в зависимости от площади помещений, противоречит п. 5 ст. 155 ЖК РФ и Закону "О защите прав потребителей", поскольку в противном случае, собственник помещения, не проживающий в нем, обязан оплачивать услугу, которую он не потребляет.
Порядок расчета начислений и оплаты членами ТСЖ расходов путем составления и передачи в систему "Город" начислений на основании заключенного с ЗАО "Билинговый центр" договора принят всеми членами ТСЖ, полностью соответствует требованиям п. 5, п. 17 ст. 155, п. 8 ст. 156 ЖК РФ, является действующим, никем не обжалован. В соответствии с п. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, что и было утверждено на общем собрании ТСЖ, заключен соответствующий договор с ЗАО "Билинговый центр" (система "Город"). Ссылка суда на обязанность ТСЖ ежемесячно вручать членам ТСЖ платежный документ противоречит не только решениям общих собраний, но и п. 2 ст. 154, п. 5 ст. 155 ЖК РФ, п. п. 67, 69, 70, 71 Постановления Правительства РФ N 354, так как в них идет речь об оплате за коммунальные услуги, которые в рассматриваемом случае оплачиваются членами ТСЖ самостоятельно. Пункт 71 указанного постановления не содержит в себе указания на такую услугу, как вывоз ТБО. Пункт 31 Постановления не содержит в себе обязанности по вручению платежного документа. Наоборот, согласно ст. 155 ЖК РФ, оплата осуществляется собственниками помещений на основании платежных документов, размещенных в системе, а членами ТСЖ - в порядке, установленном органами управления ТСЖ (п. 5), что и было сделано на общем собрании ТСЖ 20.12.2013 г.
Проверив материалы дела в полном объеме, в соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Согласно обжалуемому постановлению административное правонарушение, вмененное ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1", выразилось в неисполнении им в установленный срок законного предписания Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее ГЖИ НСО), согласно которому оно было обязано в срок до 20.01.2015 г. в доме N 7 по у. Зеленая горка в г. Новосибирска:
- - обеспечить предоставление платежных документов на оплату жилищных и коммунальных услуг не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем собственнику <адрес>;
- - обеспечить начисление платы по содержанию общего имущества в части вывоза ТБО в соответствии с действующим законодательством;
- - прекратить нарушение в части начисления платы за жилищно-коммунальные услуги собственнику <адрес> по системе предоплаты.
Заявителю вменено неисполнение в срок первого и второго пунктов предписания.
Приходя к такому выводу, мировой судья, ссылаясь на положения Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", указал, что действующим законодательством РФ предусмотрен порядок начисления платы по содержанию общего имущества в части вывоза твердых бытовых отходов соразмерно долям в праве общей собственности, то есть пропорционально площади принадлежащего собственнику помещения, следовательно, требование предписания обеспечить начисление платы по содержанию общего имущества в части вывоза ТБО в соответствии с действующим законодательством является законным.
Утверждение о законности требования предписания обеспечить предоставление платежных документов на оплату жилищных и коммунальных услуг не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем собственнику <адрес> судья мотивировал указанием на положения п. 67 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", согласно которым плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренных ими составов административных правонарушений, состоит в невыполнении в установленный срок только того предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.
Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел обязательному выяснению подлежит вопрос о законности предписания, к ответственности за неисполнение которого лицо привлечено.
Материалами дела установлено, что управление многоквартирным домом N 7 по ул. Зеленая горка осуществляется Товариществом собственников жилья "Зеленая горка 7, 7/1", действующим на основании Устава (л.д. 45 - 63).
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Аналогичные требования содержатся в п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354.
Согласно пункту 6 Приказа Минрегиона РФ от 19.09.2011 N 454 "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению", действующего в рассматриваемый период, платежный документ рекомендуется представлять потребителям услуг на бумажном носителе, за исключением случаев, когда договором управления многоквартирным домом, письменным соглашением между потребителями услуг и организацией, производящей расчеты, прочими документами согласована иная форма предоставления потребителю платежного документа. При этом к иному способу предоставления потребителю платежного документа в настоящих методических рекомендациях относится: возможность печати платежного документа самостоятельно потребителем с использованием доступа в личный кабинет на интернет-портале; предоставление платежного документа по адресу электронной почты потребителя услуг; возможность печати платежного документа посредством информационных терминалов и другие.
Из содержания приведенных норм следует, что основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана представить потребителям.
При этом ни положения Жилищного кодекса РФ, ни правила, установленные в п. 67 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 не предусматривают обязанность осуществляющей управление МКД организации предоставлять собственникам помещений платежные документы исключительно в печатном виде, допуская возможность оформления платежных документов в электронной форме.
Согласно пункту 16.1 "Правил проживания в многоквартирных домах по ул. Зеленая горка, 7 и 7/1 в городе Новосибирске", утвержденных общим собранием членов ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1" 20.12.2013 г. (л.д. 132), квитанции по оплате за коммунальные услуги, содержание и ремонт выдаются с 1 по 5 числа следующего за отчетным месяцем в помещении Правления ТСЖ в соответствии с установленным графиком либо формируются в системе онлайн-платежей в системе "Город" по каждому лицевому счету члена ТСЖ (собственника помещений в домах).
Из материалов дела следует, что 23.12.2013 г. ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1" с ЗАО "Биллинговый центр" заключен договор присоединения клиента к Системе сбора и обработки платежей "ГОРОД" (л.д. 17 - 20).
Согласно пояснениям ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1" (л.д. 15), направленных на имя старшего инспектора ГЖИ НСО У, начисление сумм по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома N 7 по ул. Зеленая горка осуществляется посредством занесения на лицевые счета собственников помещений денежных сумм с расшифровкой по каждой оказанной услуге.
В подтверждение данного обстоятельства ТСЖ представило инспектору данные ООО "Биллинговый центр" (программа "Город") по лицевому счету N 31 на имя Ц (л.д. 16), согласно которому в 2014 и 2015 годы начисления по указанному лицевому счету производились.
Исходя из изложенного, прихожу к убеждению что ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1" надлежащим образом исполняется обязанность по предоставлению платежного документа собственнику <адрес> горка. При получении предписания должностного лица надзорного органа ТСЖ предоставило ему соответствующую информацию, свидетельствующую об исполнении данной обязанности.
Таким образом, требование указанного предписания, возлагающего на ТСЖ обязанность предоставить платежные документы на оплату жилищных и коммунальных услуг собственнику <адрес> было фактически исполнено заявителем путем направления означенных выше документов.
Требование предписания о предоставлении платежных документы на оплату жилищных и коммунальных услуг не позднее первого числа месяца, следующего истекшим, противоречит положениям п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, устанавливающим, что срок предоставления платежного документа может быть также определен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таковой срок (с 1 по 5 числа следующего за отчетным месяцем) определен в указанных выше Правилах проживания в многоквартирных домах, утвержденных общим собранием членов ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1".
Согласно части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Из содержания пункта 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, следует, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно Письму Минрегиона РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14 "Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме" сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (часть 7 и 8 статьи 156 Кодекса) или в случае, указанном в пункте 34 Правил, органом местного самоуправления как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления многоквартирным домом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 3 статьи 162 Кодекса).
Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ в компетенцию общего собрания членов товарищества собственников жилья входит установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
В соответствии с п. 12.1 Устава ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1" высшим органом управления ТСЖ является общее собрание его членов (л.д. 54), решением которого от 20.12.2013 г. был утвержден тариф за вывоз ТБО в размере 24,2 рубля с каждого проживающего в домах в месяц на период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. (л.д. 121)
Вынося обжалуемое постановление, мировой судья не учел, что решение общего собрания членов ТСЖ от 20.12.2013 г. в установленном порядке никем не оспорено, и не соответствующим закону не признано. Вместе с тем данное решение в силу прямого указания закона является обязательным для всех членов товарищества.
Таким образом, установлено, что решением общего собрания членов ТСЖ от 20.12.2013 г., был определен тариф за вывоз ТБО по фактическому количеству, проживающих в квартире лиц, т.е. с человека, в связи с чем вывод суда о том, что таковой порядок начисления платы по содержанию общего имущества в части вывоза ТБО не соответствует действующему законодательству, поскольку начисления должны производиться исключительно в размере пропорциональном площади принадлежащего собственнику жилого помещения, нельзя признать обоснованным, а постановление - законным.
На основании вышеизложенного выводы судьи районного суда, согласившегося с доводами мирового судьи, также нельзя признать правильными.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах, поскольку по настоящему делу имеет место установление факта незаконности предписания N 05-09-060/65 от 11.12.2013 г., выданного Государственной жилищной инспекцией Новосибирской области, то состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в действиях ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1" отсутствует, в силу чего постановление мирового судьи 5-го судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска и решение судьи Советского районного суда г. Новосибирска от 13.05.2015 г., вынесенные в отношении ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,

постановил:

Постановление мирового судьи 5-го судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 3-го судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска, от 08.04.2015 г. и решение судьи Советского районного суда г. Новосибирска от 13.05.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Общественной организации ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1", отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу ТСЖ "Зеленая горка 7 и 7/1" удовлетворить.

Заместитель председателя
Новосибирского областного суда
Т.А.РЫТИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)