Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4047/2014

Требование: О признании незаконным заключения межведомственной комиссии, обязании рассмотреть вопрос о признании жилого дома аварийным.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Межведомственной комиссией при рассмотрении вопроса о признании жилого дома аварийным было вынесено заключение, не предусмотренное законом, - о представлении собственниками помещений дома необходимых документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 октября 2014 г. по делу N 33-4047/2014


Судья Тураева Т.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Полуэктовой С.К., Нефедова О.Н.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 июля 2014 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах К. М*** П***, Г. Л*** П***, С. Д*** А*** удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 31.07.2013 N *** о предоставлении документов собственниками помещений.
Обязать администрацию города Ульяновска в течение месяца после вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос в отношении многоквартирного жилого дома N *** по ул. Г*** в г. Ульяновске, и принять решение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Заслушав доклад судьи Полуэктовой С.К., объяснения К.М.Н., Г., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решения суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах К.М.П., Г., С. к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии и возложении обязанности рассмотреть вопрос о признании многоквартирного жилого дома аварийным.
В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения администрацией города Ульяновска требований жилищного законодательства при решении вопроса о признании многоквартирного жилого дома по адресу: <...> и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу действующего законодательства решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией.
Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области 24 июня 2013 года проведено обследование многоквартирного жилого дома по адресу: <...> по итогам которого составлен акт от 01 июля 2013 года. Заключение по результатам обследовании направлено в администрацию города Ульяновска для рассмотрения на межведомственной комиссии вопроса о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Межведомственной комиссией 31 июля 2013 года принято решение, не предусмотренное пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о предоставлении собственниками помещений дома необходимых документов.
При вынесении решения не учтено, что в соответствии с пунктами 3, 4, 6, 7 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, пункта 45 вышеназванного Положения межведомственная комиссия вправе самостоятельно истребовать вышеуказанные документы из органов государственной власти и местного самоуправления на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
По данному факту прокуратурой района вносилось представление, но выявленные нарушения не устранены.
Просил признать заключение межведомственной комиссии от 31.07.2013 N *** незаконным, обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома N *** по ул. Г*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Комитет по управлению городским имуществом и земельных отношений администрации города Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Жалобу мотивирует тем, что оспариваемое решение межведомственной комиссии соответствуют требованиям законодательства.
Межведомственная комиссии обоснованно, в соответствии с пунктом 45 Положения, рассмотрев заключение Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о ненадлежащем состоянии дома по ул. Г*** г. Ульяновска, предложила собственникам помещений дома представить документы, необходимые для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным.
После предоставления документов вопрос о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции будет рассмотрен по существу и принято решение в соответствии с пунктом 47 Положения.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для признания решения межведомственной комиссии незаконным.
Кроме К.М.П., Г., другие лица, участвующие в деле, их представители в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки не сообщили, не просили об отложении слушания дела, что дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, всесторонне и полно исследовал представленные сторонами доказательства, проверил доводы сторон.
Из материалов дела следует, что дом по адресу: <...> ***, 1917 года постройки, двухэтажный, шестиквартирный. В настоящее время в доме осталось 3 жилых квартиры N ***, сособственниками которых являются К.М.П., Г., С., в их интересах прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Постановлением Ульяновской Городской Думы от 29 октября 2003 года N 332 дом по адресу: <...> в Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры Ульяновской области.
На основании обращения жителей указанного дома Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области проведено обследование многоквартирного жилого дома, по результатам которого составлен акт от 01 июля 2013 года.
В ходе обследования было установлено наличие сквозных трещин в квартирах N ***; частичное разрушение фасада по периметру дома; следы протечек с кровли из-за нарушение герметичности кровельного покрытия в указанных квартирах; разрушение штукатурно-окрасочного слоя цоколя по всему периметру дома; уклон, зыбкость, разрушение половых досок в квартирах дома; на потолке и стенах квартир разрушение штукатурного слоя до перекрытия; зыбкость, загнивание перекрытий на чердачном помещении; разрушение штукатурно-окрасочного слоя в подъезде; отсутствие ванных комнат и горячего водоснабжения в квартирах.
На основании заключения Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, данного по итогам обследования, заключением межведомственной комиссии администрации города Ульяновска от 31 июля 2013 года N *** собственникам помещений дома предложено предоставить документы, указанные в пункте 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
В заключении указано, что после предоставления собственниками необходимых документов вопрос будет рассмотрен на заседании межведомственной комиссии.
В силу пункта 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и домам, иным требованиям законодательства.
Согласно частям 3 и 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данными полномочиями Правительство Российской Федерации утвердило вышеназванное Положение от 28.01.2006 N 47, установив требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания, основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 1 Положения).
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В рассматриваемом случае вопрос о признании дома по адресу: <...> и подлежащим сносу или реконструкции разрешался межведомственной комиссией администрации города Ульяновска на основании заключения Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, то есть заключения органа государственного надзора.
Принимая оспариваемое решение, межведомственная комиссия исходила из положений пункта 45(1) Положении, в силу которых в случае, если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Вместе с тем, в обжалуемом решении межведомственной комиссии конкретный перечень документов, которые необходимо представить собственникам дома, не определен.
Более того, пунктом 45(2) Положения предусмотрено, что комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:
а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;
б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;
в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Порядок межведомственного электронного взаимодействия определен в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства от 08.09.2010 N 697.
Судебная коллегия обращает внимание, что администрацией города Ульяновска не приведено никаких доводов, свидетельствующих о невозможности получения документов в электронной форме.
С учетом того, что в решении не приведен конкретный перечень документов, необходимых для разрешения вопроса о признании дома, где проживают истцы аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, районный суд правильно не усмотрел препятствий для получения документов путем межведомственного электронного взаимодействия.
Более того, в ответ на представление прокурора Ленинского района г. Ульяновска от 17 марта 2014 года об устранении нарушений закона, вынесенное на имя главы администрации города Ульяновска, в связи с выявленными нарушениями при принятии рассматриваемого решения межведомственной комиссией, администрация города фактически признала изложенные факты и возможность получения документов в электронной форме. Виновные лица администрации города были привлечены к дисциплинарной ответственности.
В силу изложенного решение является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)