Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 16 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.В. Гаврюшина
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.Д. Поповой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981, далее - Заявитель)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131, далее - Заинтересованное лицо)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: М.Г. Бердюгина, представитель, доверенность от 07.10.2014;
- от заинтересованного лица: извещено надлежащим образом, представители не явились.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не заявлено.
Заявителем заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено.
Других ходатайств и заявлений не поступило.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к заинтересованному лицу о признании незаконным и отмене предписания от 17.09.2014 N 29-07-11-688 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства в части некорректного распределения объемов потребления электрической энергии по времени суток.
Заинтересованное лицо представило отзыв, заявленные требования не признало.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд
Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области в период с 28.08.2014 по 17.09.2014 на основании приказа от 25.08.2014 N 29-07-13-419 и обращения жителя дома по адресу: <...>, проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, в отношении открытого акционерного общества "СВЕРДЛОВЭНЕРГОСБЫТ".
В связи с реорганизацией с 01.10.2014 ОАО "Свердловэнергосбыт" в форме присоединения к ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" заявителем по данному делу ОАО "Свердловэнергосбыт" является открытое акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс".
В ходе проверки были выявлены нарушения п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в части некорректного распределения объемов потребления электрической энергии по времени суток, некорректного применения общей полезной площади дома.
Итоги проверки оформлены актом проверки от 17.09.2014 N 29-07-10-688.
По результатам проверки заинтересованным лицом вынесено предписание от 17.09.2014 N 29-07-11-688 об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства, которым заявителю предписано устранить нарушения в срок до 01.12.2014, а именно: привести в соответствие с обязательными требованиями порядок начисления платы за услугу "Электроснабжение" собственникам и нанимателям помещений дома N 27 по ул. Ленина, г. Ирбит, рассчитанной отдельно по дневной и ночной зонам, с учетом площадей многоквартирного дома в соответствии с техническим паспортом.
Полагая, что указанное предписание в оспариваемой части является незаконным, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - Управление) в соответствии постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.12 N 322-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В рамках своей компетенции Управление осуществляет на территории Свердловской области в том числе следующие полномочия и функции: организует и осуществляет контроль (надзор) за: соблюдением нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо- и газоснабжение); соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения; наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов; соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг; осуществляет контроль по обращениям и заявлениям потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Для реализации деятельности по контролю за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг должностные лица Управления рассматривают обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам соблюдения обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам, проводят проверки соблюдения обязательных требований предоставления коммунальных услуг гражданам, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг, направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением обязательных требований предоставления коммунальных услуг для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях, уголовных дел по признакам преступлений и т.д.
Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В ходе проверки Управлением установлено, что ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" является ресурсоснабжающей организацией в отношении жилого дома по адресу: г. Ирбит, ул. Ленина, д. 27. Услуга электроснабжение предоставляется потребителям данного многоквартирного дома непосредственно заявителем в соответствии с пп. "б" п. 17 Правил.
Начисление платы за коммунальные услуги за тепло- и электроснабжение производится заявителем и отражается в квитанциях, направляемых собственникам жилых помещений.
Как следует из материалов проверки, ОАО "Свердловэнергосбыт" производит начисление платы за коммунальную услугу "электроснабжение" на общедомовые нужды следующим образом: суммирует объемы потребленной электроэнергии многоквартирным домом по дневной и ночной зонам (показания общедомового прибора учета по дневной зоне + показания по ночной зоне); суммирует объемы потребленной электроэнергии собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (показания индивидуальных приборов учета, предоставленные потребителями по дневной зоне + показания по ночной зоне); затем из полученной суммы объемов потребленной домом вычитает сумму полученного объема потребленного собственниками жилых и нежилых помещений. В итоге полученную сумму распределяет на общедомовое потребление по дневной и ночной зонам пропорционально удельному весу дневной и ночной зон рассчитанной исходя из показаний объемов электроэнергии зафиксированных общедомовым прибором учета.
При таком расчете платы идет перераспределение объемов электрической энергии на общедомовые нужды между двумя зонами.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, заинтересованное лицо указывает, что перераспределение объемов недопустимо, поскольку в конечном итоге объем электрической энергии потребленной на общедомовые нужды по дневной и ночной зонах не соответствует объему, рассчитанному отдельно по дневной и ночной зонах, в связи, с чем и было выдано оспариваемое предписание. Судом указанный довод отклоняется, исходя из следующего.
В соответствии ст. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 36 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (п. 37 Правил).
Согласно п. 38 Правил, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы. В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
В случае установления надбавок к тарифам (ценам) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом таких надбавок.
В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с п. 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно п. 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу п. 46 Правил плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Согласно п. 47 Правил в случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:
а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды;
б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Вместе с тем, Правила не регулируют ситуацию о порядке расчета платы с применением дифференцированных по зонам суток тарифов для случаев, когда многоквартирный дом оборудован двухтарифным коллективным (общедомовым) прибором учета, а все или часть его помещений такими счетчиками не оборудованы. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
ОАО "Свердловэнергосбыт" обратилось за разъяснением порядка расчета платы в вышеназванных ситуациях в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Как следует из письма N 26465-ОД/04 от 21.11.2014 порядок урегулирования указанной ситуации может быть определен в договоре предоставления коммунальных услуг, поскольку в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации такой договор является публичным и к неурегулированным отношениям могут быть применены условия обычаев делового оборота, не противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору.
В случаях, когда гражданские правоотношения не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, а при невозможности использования аналогии закона - права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Недифференцированное по зонам суток потребление коммунального ресурса в многоквартирном доме не может произвольно распределяться по тарифным зонам, так как прибор учета или заложенный в норматив потребления коммунальной услуги расчет учитывает потребление соответствующего ресурса суммарно за все зоны суток. В частности, объемы "одноставочного" потребления, не дифференцированные по зонам суток, не могут вычитаться при расчете потребления на общедомовые нужды из объема потребления коммунального ресурса, приходящегося только на дневное время или только на ночное время суток, вне зависимости от ценовых значений регулируемых тарифов, установленных на территории субъекта Российской Федерации.
При этом положения п. п. 46 и 47 Правил применимы только к объему потребления коммунальной услуги и в этой связи Правилами не предусмотрено их распространение к отношениям, возникшим в результате применения тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток.
Исходя из вышеизложенного, и с учетом разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также учитывая то, что предписание государственного органа должно содержать требования законные и исполнимые суд пришел к следующему выводу.
Законодательство не регулирует рассматриваемый случай расчета платы за коммунальные услуги. Оснований полагать, что расчет производимый обществом является правильным (как и неправильным) не имеется, поскольку каким образом производить подсчет Закон не разъясняет. Вместе с тем, данные обстоятельства не дают права заинтересованному лицу обязывать соблюдать Правила и производить расчет платы за общедомовое потребление по услуге "электроснабжение" раздельно по каждой зоне (п. 38 Правил, п. 2.1 акта от 24.06.14 N 29-07-10-424), поскольку п. 38 Правил не содержит порядка расчета указанной коммунальной услуги, с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого случая.
На основании вышеизложенного, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Требования открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981) удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 17.09.2014 N 29-07-11-688 в части некорректного распределения объемов потребления электрической энергии по времени суток и обязать Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс".
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.03.2015 ПО ДЕЛУ N А60-54578/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. по делу N А60-54578/2014
Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 16 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.В. Гаврюшина
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.Д. Поповой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981, далее - Заявитель)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131, далее - Заинтересованное лицо)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: М.Г. Бердюгина, представитель, доверенность от 07.10.2014;
- от заинтересованного лица: извещено надлежащим образом, представители не явились.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не заявлено.
Заявителем заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено.
Других ходатайств и заявлений не поступило.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к заинтересованному лицу о признании незаконным и отмене предписания от 17.09.2014 N 29-07-11-688 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства в части некорректного распределения объемов потребления электрической энергии по времени суток.
Заинтересованное лицо представило отзыв, заявленные требования не признало.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд
установил:
Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области в период с 28.08.2014 по 17.09.2014 на основании приказа от 25.08.2014 N 29-07-13-419 и обращения жителя дома по адресу: <...>, проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, в отношении открытого акционерного общества "СВЕРДЛОВЭНЕРГОСБЫТ".
В связи с реорганизацией с 01.10.2014 ОАО "Свердловэнергосбыт" в форме присоединения к ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" заявителем по данному делу ОАО "Свердловэнергосбыт" является открытое акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс".
В ходе проверки были выявлены нарушения п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в части некорректного распределения объемов потребления электрической энергии по времени суток, некорректного применения общей полезной площади дома.
Итоги проверки оформлены актом проверки от 17.09.2014 N 29-07-10-688.
По результатам проверки заинтересованным лицом вынесено предписание от 17.09.2014 N 29-07-11-688 об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства, которым заявителю предписано устранить нарушения в срок до 01.12.2014, а именно: привести в соответствие с обязательными требованиями порядок начисления платы за услугу "Электроснабжение" собственникам и нанимателям помещений дома N 27 по ул. Ленина, г. Ирбит, рассчитанной отдельно по дневной и ночной зонам, с учетом площадей многоквартирного дома в соответствии с техническим паспортом.
Полагая, что указанное предписание в оспариваемой части является незаконным, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - Управление) в соответствии постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.12 N 322-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В рамках своей компетенции Управление осуществляет на территории Свердловской области в том числе следующие полномочия и функции: организует и осуществляет контроль (надзор) за: соблюдением нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо- и газоснабжение); соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения; наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов; соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг; осуществляет контроль по обращениям и заявлениям потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Для реализации деятельности по контролю за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг должностные лица Управления рассматривают обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам соблюдения обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам, проводят проверки соблюдения обязательных требований предоставления коммунальных услуг гражданам, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг, направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением обязательных требований предоставления коммунальных услуг для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях, уголовных дел по признакам преступлений и т.д.
Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В ходе проверки Управлением установлено, что ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" является ресурсоснабжающей организацией в отношении жилого дома по адресу: г. Ирбит, ул. Ленина, д. 27. Услуга электроснабжение предоставляется потребителям данного многоквартирного дома непосредственно заявителем в соответствии с пп. "б" п. 17 Правил.
Начисление платы за коммунальные услуги за тепло- и электроснабжение производится заявителем и отражается в квитанциях, направляемых собственникам жилых помещений.
Как следует из материалов проверки, ОАО "Свердловэнергосбыт" производит начисление платы за коммунальную услугу "электроснабжение" на общедомовые нужды следующим образом: суммирует объемы потребленной электроэнергии многоквартирным домом по дневной и ночной зонам (показания общедомового прибора учета по дневной зоне + показания по ночной зоне); суммирует объемы потребленной электроэнергии собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (показания индивидуальных приборов учета, предоставленные потребителями по дневной зоне + показания по ночной зоне); затем из полученной суммы объемов потребленной домом вычитает сумму полученного объема потребленного собственниками жилых и нежилых помещений. В итоге полученную сумму распределяет на общедомовое потребление по дневной и ночной зонам пропорционально удельному весу дневной и ночной зон рассчитанной исходя из показаний объемов электроэнергии зафиксированных общедомовым прибором учета.
При таком расчете платы идет перераспределение объемов электрической энергии на общедомовые нужды между двумя зонами.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, заинтересованное лицо указывает, что перераспределение объемов недопустимо, поскольку в конечном итоге объем электрической энергии потребленной на общедомовые нужды по дневной и ночной зонах не соответствует объему, рассчитанному отдельно по дневной и ночной зонах, в связи, с чем и было выдано оспариваемое предписание. Судом указанный довод отклоняется, исходя из следующего.
В соответствии ст. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 36 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (п. 37 Правил).
Согласно п. 38 Правил, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы. В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
В случае установления надбавок к тарифам (ценам) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом таких надбавок.
В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с п. 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно п. 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу п. 46 Правил плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Согласно п. 47 Правил в случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:
а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды;
б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Вместе с тем, Правила не регулируют ситуацию о порядке расчета платы с применением дифференцированных по зонам суток тарифов для случаев, когда многоквартирный дом оборудован двухтарифным коллективным (общедомовым) прибором учета, а все или часть его помещений такими счетчиками не оборудованы. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
ОАО "Свердловэнергосбыт" обратилось за разъяснением порядка расчета платы в вышеназванных ситуациях в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Как следует из письма N 26465-ОД/04 от 21.11.2014 порядок урегулирования указанной ситуации может быть определен в договоре предоставления коммунальных услуг, поскольку в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации такой договор является публичным и к неурегулированным отношениям могут быть применены условия обычаев делового оборота, не противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору.
В случаях, когда гражданские правоотношения не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, а при невозможности использования аналогии закона - права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Недифференцированное по зонам суток потребление коммунального ресурса в многоквартирном доме не может произвольно распределяться по тарифным зонам, так как прибор учета или заложенный в норматив потребления коммунальной услуги расчет учитывает потребление соответствующего ресурса суммарно за все зоны суток. В частности, объемы "одноставочного" потребления, не дифференцированные по зонам суток, не могут вычитаться при расчете потребления на общедомовые нужды из объема потребления коммунального ресурса, приходящегося только на дневное время или только на ночное время суток, вне зависимости от ценовых значений регулируемых тарифов, установленных на территории субъекта Российской Федерации.
При этом положения п. п. 46 и 47 Правил применимы только к объему потребления коммунальной услуги и в этой связи Правилами не предусмотрено их распространение к отношениям, возникшим в результате применения тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток.
Исходя из вышеизложенного, и с учетом разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также учитывая то, что предписание государственного органа должно содержать требования законные и исполнимые суд пришел к следующему выводу.
Законодательство не регулирует рассматриваемый случай расчета платы за коммунальные услуги. Оснований полагать, что расчет производимый обществом является правильным (как и неправильным) не имеется, поскольку каким образом производить подсчет Закон не разъясняет. Вместе с тем, данные обстоятельства не дают права заинтересованному лицу обязывать соблюдать Правила и производить расчет платы за общедомовое потребление по услуге "электроснабжение" раздельно по каждой зоне (п. 38 Правил, п. 2.1 акта от 24.06.14 N 29-07-10-424), поскольку п. 38 Правил не содержит порядка расчета указанной коммунальной услуги, с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого случая.
На основании вышеизложенного, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Требования открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981) удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 17.09.2014 N 29-07-11-688 в части некорректного распределения объемов потребления электрической энергии по времени суток и обязать Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс".
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
О.В.ГАВРЮШИН
О.В.ГАВРЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)