Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия с участием судьи Бурлакова М.Н. и секретаря судебного заседания Тарнуева А.А. апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Бурятэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 августа 2015 года по делу N А10-1463/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, юридический адрес: 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (ОГРН 1060326046131, ИНН 0326037292, юридический адрес: 670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, 35) о признании недействительным предписания от 18 февраля 2015 года N 039/15-П,
(суд первой инстанции: судья Кушнарева Н.П.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Ербахаева С.А. - представителя по доверенности от 01.01.2015,
от Республиканской службе государственной жилищной инспекции - не явился, извещен,
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Бурятэнерго" (далее - заявитель, общество или ОАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (далее - Служба) с заявлением о признании недействительным предписания от 18 февраля 2015 года N 039/15-П.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, как соответствующего жилищному законодательству.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права, по доводам, изложенным в жалобе.
Из апелляционной жалобы следует, что оспариваемое предписание противоречит статьям 1, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 153, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (Далее - Правила N 354), содержащему обязанности потребителей оплачивать в полном объеме электрическую энергию, в том числе на общедомовые нужды исходя из показаний общедомовых приборов учета.
Общество считает необоснованным вывод суда о том, что оспариваемое предписание не противоречит статьям 1 и 539 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Общество в апелляционной жалобе отмечает, что отношения кредитора и должника регулируются гражданским законодательством, а не жилищным. Оспариваемое предписание ограничивает заявителя в правах (требования) оплаты поставленной им электроэнергии, оплаты оказанных коммунальных услуг по электроснабжению.
Также необоснованным общество считает вывод суд первой инстанции о том, что на момент доначисления платы заявитель не являлся исполнителем коммунальных услуг в связи с чем не имел права выставлять потребителям платежные документы на оплату коммунальных услуг, потребленных ранее.
ОАО "МРСК Сибири" как кредитор имеет права требовать оплаты за поставленную им электроэнергию. И для этого вправе выставлять, направлять должникам любые документы на оплату.
По мнению общества, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что бывший исполнитель коммунальных услуг не имеет права выставлять потребителям платежные документы на оплату коммунальных услуг, оказанных, потребленных ранее. Так же как не предусмотрено, что поставщик (исполнитель) не вправе выставит платежные документы за ранее поставленные товары (оказанные услуги).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Служба письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Служба явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "МРСК Сибири" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц за основным номером - 1052460054327.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 25 апреля 2013 года N 211 ОАО "МРСК Сибири" присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в отношении зоны деятельности ОАО "Бурятэнергосбыт" на территории Республики Бурятия (том 1, л. д. 11-12).
На основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 25 апреля 2014 года N 202 срок действия статуса ОАО "МРСК Сибири" как гарантирующего поставщика продлен на 12 месяцев (том 1, л. д. 13-14).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 мая 2014 года N 252 статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "МРСК Сибири" на территории Республики Бурятия с 01 июня 2014 года присвоен ОАО "Читаэнергосбыт" (том 1, л. д. 14).
24 декабря 2014 года в Службу поступило заявление жителя дома N 20А по ул. Терешковой г. Улан-Удэ Бурдуковской Н.В. о нарушениях со стороны ОАО "МРСК Сибири" при доначислении платы на общедомовые нужды (том 1. л. д. 47).
20 января 2015 года руководителем Службы с целью проверки доводов, изложенных в указанном заявлении, издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ОАО "МРСК Сибири". Лицом, уполномоченным для проведения проверки, назначен заместитель руководителя Службы Ахандаева И.А. Срок проверки определен с 23 января по 20 февраля 2015 года (том 1, л.д. 45). Распоряжение о проведении проверки направлено в адрес общества факсимильной связью и получено им 22 января 2015 года.
18 февраля 2015 года по результатам проверки в присутствии представителя общества по доверенности составлен акт, согласно которому выявлены нарушения пунктов 31, 66 и 67 Правил N 354, пунктов 119 и 225 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442, Приказа Министерства энергетики от 08 мая 2014 года N 252, выразившиеся в доначислении в сентябре, декабре 2014 года платы за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям дома N 20А по ул. Терешковой г. Улан-Удэ за 119 351 кВт на сумму 326 230,1 рублей (том 1, л. д. 51-53).
В тот же день обществу выдано предписание об устранении названных нарушений, в соответствии с которым Служба потребовала в срок до 20 марта 2015 года прекратить взимание платы, доначисленной в сентябре, декабре 2014 года за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям дома N 20А по ул. Терешковой г. Улан-Удэ за 119 351кВт, на сумму 326 230,1 рублей за 119 351 кВт, исключить указанное доначисление из лицевых счетов потребителей путем сторнирования (том 1, л.д. 50).
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования администрации удовлетворению не подлежат.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о Республиканской службе государственной жилищной инспекции, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.05.2006 N 136, Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения, Служба осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением установленных в соответствии с жилищным законодательством, в том числе за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, соблюдением требований к определению размера и внесения платы за коммунальные услуги.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Оспариваемое предписание, как правильно указал суд первой инстанции, выдано заместителем руководителя Службы, то есть уполномоченным на то лицом.
В силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем или информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "г", "д", "е" и "р" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, исполнитель обязан:
- - производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
- - производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя;
- - при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет;
- - предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Пунктами 66 и 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В силу пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Анализ данных правовых норм, как правильно указал суд первой инстанции, позволяет сделать вывод о том, что платежные документы, на основании которых потребитель обязан оплачивать потребленные коммунальные услуги (в том числе на общедомовые нужды), вправе предъявлять ему только исполнитель.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что основным видом деятельности общества является передача электрической энергии (т. 1. л.д. 22-24).
В период с 25 апреля 2013 года по 01 июня 2014 года общество также обладало статусом гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Бурятия.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под гарантирующим поставщиком электрической энергии понимается коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В соответствии с Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 мая 2014 года N 252 статус гарантирующего поставщика с 01 июня 2014 года утрачен обществом и присвоен ОАО "Читаэнергосбыт", следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции, что с этой даты ОАО "МРСК Сибири" коммунальных услуг по электроснабжению жителям г. Улан-Удэ не предоставляет. Доказательств иного, суду не представлено. Гарантирующим поставщиком является ОАО "Читаэнергосбыт".
В силу пункта 75 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 N 442, обязательства гарантирующего поставщика по продаже электрической энергии (мощности) и обязательства указанного гражданина по ее оплате по договору энергоснабжения, заключенному не в письменной форме, прекращаются с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности другой организации либо с даты начала исполнения заключенного указанным гражданином договора, обеспечивающего продажу ему электрической энергии (мощности), с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.
В силу указанного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что на момент доначисления платы за электрическую энергию на общедомовые нужды жильцам многоквартирного дома по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Терешковой 20 "а" общество не являлось исполнителем коммунальной услуги и не имело права выставлять потребителям платежные документы на оплату коммунальных услуг, в том числе потребленных ранее.
Факт направления обществом, не являющимся исполнителем коммунальных услуг, жильцам указанного дома платежных документов с требованием оплатить ранее потребленную на общедомовые нужды электрическую энергию подтверждается актом проверки, платежными уведомления за сентябрь и декабрь 2014 года, адресованными Бурдуковской Н.В., расчетом общедомовых нужд (т. 1, л.д. 134-145, т. 2 л.д. 1-3).
Правильность расчета сумм и потребленной мощности обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание соответствующим жилищному законодательству.
Буквальное содержание предписания, как правильно указал суд первой инстанции, не свидетельствует о полном запрете взимать плату за электрическую энергию на общедомовые нужды, потребленную жильцами указанного дома в период предоставления обществом коммунальных услуг, поскольку в нем изложено требование, исключить из лицевых счетов потребителей названные суммы. Общество не лишено возможности взыскать предполагаемую задолженность путем направления претензии или в судебном порядке. Суд первой инстанции при этом учел, что данное предписание является исполнимым.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что приведенные выше нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и позволяющие обществу, не являющемуся исполнителем коммунальной услуги, выставлять потребителям платежные документы на оплату коммунальных услуг, в том числе потребленных ранее, являются специальными по отношению к приведенным заявителем нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и им не противоречат.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 июля 2015 года по делу N А10-1463/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2015 N 04АП-4651/2015 ПО ДЕЛУ N А10-1463/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. по делу N А10-1463/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия с участием судьи Бурлакова М.Н. и секретаря судебного заседания Тарнуева А.А. апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Бурятэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 августа 2015 года по делу N А10-1463/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, юридический адрес: 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (ОГРН 1060326046131, ИНН 0326037292, юридический адрес: 670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, 35) о признании недействительным предписания от 18 февраля 2015 года N 039/15-П,
(суд первой инстанции: судья Кушнарева Н.П.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Ербахаева С.А. - представителя по доверенности от 01.01.2015,
от Республиканской службе государственной жилищной инспекции - не явился, извещен,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Бурятэнерго" (далее - заявитель, общество или ОАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (далее - Служба) с заявлением о признании недействительным предписания от 18 февраля 2015 года N 039/15-П.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, как соответствующего жилищному законодательству.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права, по доводам, изложенным в жалобе.
Из апелляционной жалобы следует, что оспариваемое предписание противоречит статьям 1, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 153, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (Далее - Правила N 354), содержащему обязанности потребителей оплачивать в полном объеме электрическую энергию, в том числе на общедомовые нужды исходя из показаний общедомовых приборов учета.
Общество считает необоснованным вывод суда о том, что оспариваемое предписание не противоречит статьям 1 и 539 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Общество в апелляционной жалобе отмечает, что отношения кредитора и должника регулируются гражданским законодательством, а не жилищным. Оспариваемое предписание ограничивает заявителя в правах (требования) оплаты поставленной им электроэнергии, оплаты оказанных коммунальных услуг по электроснабжению.
Также необоснованным общество считает вывод суд первой инстанции о том, что на момент доначисления платы заявитель не являлся исполнителем коммунальных услуг в связи с чем не имел права выставлять потребителям платежные документы на оплату коммунальных услуг, потребленных ранее.
ОАО "МРСК Сибири" как кредитор имеет права требовать оплаты за поставленную им электроэнергию. И для этого вправе выставлять, направлять должникам любые документы на оплату.
По мнению общества, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что бывший исполнитель коммунальных услуг не имеет права выставлять потребителям платежные документы на оплату коммунальных услуг, оказанных, потребленных ранее. Так же как не предусмотрено, что поставщик (исполнитель) не вправе выставит платежные документы за ранее поставленные товары (оказанные услуги).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Служба письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Служба явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "МРСК Сибири" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц за основным номером - 1052460054327.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 25 апреля 2013 года N 211 ОАО "МРСК Сибири" присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в отношении зоны деятельности ОАО "Бурятэнергосбыт" на территории Республики Бурятия (том 1, л. д. 11-12).
На основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 25 апреля 2014 года N 202 срок действия статуса ОАО "МРСК Сибири" как гарантирующего поставщика продлен на 12 месяцев (том 1, л. д. 13-14).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 мая 2014 года N 252 статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "МРСК Сибири" на территории Республики Бурятия с 01 июня 2014 года присвоен ОАО "Читаэнергосбыт" (том 1, л. д. 14).
24 декабря 2014 года в Службу поступило заявление жителя дома N 20А по ул. Терешковой г. Улан-Удэ Бурдуковской Н.В. о нарушениях со стороны ОАО "МРСК Сибири" при доначислении платы на общедомовые нужды (том 1. л. д. 47).
20 января 2015 года руководителем Службы с целью проверки доводов, изложенных в указанном заявлении, издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ОАО "МРСК Сибири". Лицом, уполномоченным для проведения проверки, назначен заместитель руководителя Службы Ахандаева И.А. Срок проверки определен с 23 января по 20 февраля 2015 года (том 1, л.д. 45). Распоряжение о проведении проверки направлено в адрес общества факсимильной связью и получено им 22 января 2015 года.
18 февраля 2015 года по результатам проверки в присутствии представителя общества по доверенности составлен акт, согласно которому выявлены нарушения пунктов 31, 66 и 67 Правил N 354, пунктов 119 и 225 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442, Приказа Министерства энергетики от 08 мая 2014 года N 252, выразившиеся в доначислении в сентябре, декабре 2014 года платы за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям дома N 20А по ул. Терешковой г. Улан-Удэ за 119 351 кВт на сумму 326 230,1 рублей (том 1, л. д. 51-53).
В тот же день обществу выдано предписание об устранении названных нарушений, в соответствии с которым Служба потребовала в срок до 20 марта 2015 года прекратить взимание платы, доначисленной в сентябре, декабре 2014 года за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям дома N 20А по ул. Терешковой г. Улан-Удэ за 119 351кВт, на сумму 326 230,1 рублей за 119 351 кВт, исключить указанное доначисление из лицевых счетов потребителей путем сторнирования (том 1, л.д. 50).
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования администрации удовлетворению не подлежат.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о Республиканской службе государственной жилищной инспекции, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.05.2006 N 136, Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения, Служба осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением установленных в соответствии с жилищным законодательством, в том числе за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, соблюдением требований к определению размера и внесения платы за коммунальные услуги.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Оспариваемое предписание, как правильно указал суд первой инстанции, выдано заместителем руководителя Службы, то есть уполномоченным на то лицом.
В силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем или информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "г", "д", "е" и "р" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, исполнитель обязан:
- - производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
- - производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя;
- - при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет;
- - предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Пунктами 66 и 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В силу пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Анализ данных правовых норм, как правильно указал суд первой инстанции, позволяет сделать вывод о том, что платежные документы, на основании которых потребитель обязан оплачивать потребленные коммунальные услуги (в том числе на общедомовые нужды), вправе предъявлять ему только исполнитель.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что основным видом деятельности общества является передача электрической энергии (т. 1. л.д. 22-24).
В период с 25 апреля 2013 года по 01 июня 2014 года общество также обладало статусом гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Бурятия.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под гарантирующим поставщиком электрической энергии понимается коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В соответствии с Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 мая 2014 года N 252 статус гарантирующего поставщика с 01 июня 2014 года утрачен обществом и присвоен ОАО "Читаэнергосбыт", следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции, что с этой даты ОАО "МРСК Сибири" коммунальных услуг по электроснабжению жителям г. Улан-Удэ не предоставляет. Доказательств иного, суду не представлено. Гарантирующим поставщиком является ОАО "Читаэнергосбыт".
В силу пункта 75 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 N 442, обязательства гарантирующего поставщика по продаже электрической энергии (мощности) и обязательства указанного гражданина по ее оплате по договору энергоснабжения, заключенному не в письменной форме, прекращаются с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности другой организации либо с даты начала исполнения заключенного указанным гражданином договора, обеспечивающего продажу ему электрической энергии (мощности), с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.
В силу указанного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что на момент доначисления платы за электрическую энергию на общедомовые нужды жильцам многоквартирного дома по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Терешковой 20 "а" общество не являлось исполнителем коммунальной услуги и не имело права выставлять потребителям платежные документы на оплату коммунальных услуг, в том числе потребленных ранее.
Факт направления обществом, не являющимся исполнителем коммунальных услуг, жильцам указанного дома платежных документов с требованием оплатить ранее потребленную на общедомовые нужды электрическую энергию подтверждается актом проверки, платежными уведомления за сентябрь и декабрь 2014 года, адресованными Бурдуковской Н.В., расчетом общедомовых нужд (т. 1, л.д. 134-145, т. 2 л.д. 1-3).
Правильность расчета сумм и потребленной мощности обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание соответствующим жилищному законодательству.
Буквальное содержание предписания, как правильно указал суд первой инстанции, не свидетельствует о полном запрете взимать плату за электрическую энергию на общедомовые нужды, потребленную жильцами указанного дома в период предоставления обществом коммунальных услуг, поскольку в нем изложено требование, исключить из лицевых счетов потребителей названные суммы. Общество не лишено возможности взыскать предполагаемую задолженность путем направления претензии или в судебном порядке. Суд первой инстанции при этом учел, что данное предписание является исполнимым.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что приведенные выше нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и позволяющие обществу, не являющемуся исполнителем коммунальной услуги, выставлять потребителям платежные документы на оплату коммунальных услуг, в том числе потребленных ранее, являются специальными по отношению к приведенным заявителем нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и им не противоречат.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 июля 2015 года по делу N А10-1463/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)