Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2015 N 13АП-1208/2015 ПО ДЕЛУ N А42-4957/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N А42-4957/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены - извещены (уведомление N 01418);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 01417);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1208/2015) ООО "Октябрьское ЖЭУ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.12.2014 по делу N А42-4957/2014 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ООО "Октябрьское ЖЭУ"
к Административной комиссии Административного округа муниципального образования г. Мурманск
о признании незаконным постановления

установил:

ООО "Октябрьское ЖЭУ" (183025, г. Мурманск, пр. Капитана Тарана, д. 9 ОГРН 1085190004525, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления Административной комиссии Административного округа муниципального образования г. Мурманск (183038, г. Мурманск, ул. Комсомольская, д. 10) от 18.06.2014 N 895/07-05 о привлечении общества к административной ответственности по п. 3 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО в виде штрафа в сумме 15 000 рублей за захламление подведомственной обществу территории крупногабаритным и бытовым мусором.
Решением суда первой инстанции заявленные ООО "Октябрьское ЖЭУ" требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Административной комиссии Административного округа муниципального образования г. Мурманск от 18.06.2014 N 895/07-05 о привлечении общества к административной ответственности по п. 3 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО в виде штрафа в сумме 15 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ООО "Октябрьское ЖЭУ" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда изменить с учетом доводов общества.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, должностными лицами Управления Октябрьского Административного округа г. Мурманск (далее - Управление) проведена проверка содержания управляющими и иными организациями придомовых территорий и контейнерных площадок Октябрьского Административного округа г. Мурманска.
Результаты проверки оформлены актом от 24.04.2014 N 199 с применением средств фотофиксации.
Проверкой установлено захламление прилегающей территории контейнерной площадки в большом количестве бытовым и крупногабаритным мусором во дворе дома N 49/2 по улице Полярные Зори г. Мурманск, ответственным по содержанию которой является ООО "Октябрьское ЖЭУ" как организация, в управлении которой находится названный многоквартирный дом. Установив названные обстоятельства, Управление сделало вывод о ненадлежащем содержании жилищного фонда, выразившемся в ненадлежащем накоплении отходов и в несвоевременной очистке дворовой территории от крупногабаритного и бытового мусора, что явилось основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 27.05.2014 N 26-11-03/491, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО. Материалы проверки и протокол об административном правонарушении были направлены в Комиссию для рассмотрения.
Административная комиссия Административного округа муниципального образования г. Мурманск, рассмотрев указанные материалы, вынесла постановление от 18.06.2014 N 895/07-05 (с учетом допущенной опечатки) о привлечении общества к административной ответственности по пункту 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО в виде штрафа в сумме 15 000 рублей.
ООО "Октябрьское ЖЭУ" не согласилось с указанным постановлением по тем основаниям, что общество неправомерно привлечено к административной ответственности, поскольку не является ответственным лицом за содержание названной контейнерной площадки. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое постановление, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО (в редакции, действовавшей в спорный период) захламление дворов домов и придомовых территорий, улиц бытовыми и производственными отходами, частями и агрегатами транспортных средств, отходами и частями строительных материалов, а также организация несанкционированных свалок бытовых и производственных отходов, отходов строительных материалов, грунта и снега влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Стандарты и правила Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу с подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7), утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) предусмотрено, что оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 3.7 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 N 68-971 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, которыми закреплены положения по эксплуатации благоустроенных территорий.
Согласно пункту 9.2.47 Правил N 68-971 физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны в том числе, осуществлять уборку придомовых территорий; уборку контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов; вывоз бытовых и крупногабаритных отходов.
Уборка территорий должна осуществляться в соответствии с требованиями правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (пункт 9.2.48).
Обращение с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, нормативным правовым актом Совета депутатов города Мурманска о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории города Мурманска (пункт 9.2.50).
Сбор отходов от многоквартирных жилых домов и с участков индивидуальной жилой застройки осуществляется в контейнеры. Контейнеры должны быть технически исправны, находиться в надлежащем санитарном состоянии (пункт 9.2.52).
Размещение и обустройство контейнерных площадок производится в соответствии с требованиями СанПиН (пункт 9.2.53).
Крупногабаритные отходы собираются и складируются на специальных площадках и вывозятся по заявкам организаций, обслуживающих жилищный фонд города, мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом (пункт 9.2.55).
Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Материалами дела подтверждается, что общество на основании договора от 30.04.2011 является управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный дом N 49/2 по улице Полярные Зори города Мурманск.
С учетом вышеназванных нормативных актов, поскольку общество является управляющей компанией многоквартирного дома N 49/2 по улице Полярные Зори города Мурманска, то и является ответственным лицом за содержание рассматриваемой площадки.
Обжалуемым постановлением к обществу за несоблюдение требований муниципального правового акта - Правил N 68-971 применена ответственность, предусмотренная региональным законодательством - пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Вместе с тем, в силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд, оценив материалы дела, обоснованно сделал вывод, что фактическими обстоятельствами настоящего дела Комиссия не установила совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Доказательств размещения крупногабаритных отходов вне специально отведенного для этого места не представлено.
Согласно дефектной ведомости от 27.09.2013 и акту обследования выполненных работ от 30.09.2013 контейнерная площадка по адресу: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 49/2 обустроена стойками из металлических труб, опалубкой из досок, имеет бетонированную площадку и ограждение из сетки "рабица", что подтверждается фототаблицами, выполненными Управлением при обследовании спорной контейнерной площадки. Крупногабаритные отходы размещены на самой площадке. При этом факт перенакопления отходов и мусора обществу ни результатами обследования, ни оспариваемым постановлением не вменяется.
Поскольку отходы размещены на специально отведенном месте, то в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях исключается привлечение лица к административной ответственности.
Таким образом, у Комиссии не имелось правовых оснований для привлечения общества к оспариваемой ответственности.
Общество в апелляционной жалобе повторило доводы, изложенные в заявлении, которым судом первой инстанции дана полная оценка с правильным применением норм материального права, оснований для их переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно и объективно оценил обстоятельства дела, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 08 декабря 2014 года по делу N А42-4857/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Октябрьское ЖЭУ" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)