Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Правительства Республики Ингушетия, Министерства финансов Республики Ингушетия на решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 6 сентября 2013 года, которым частично удовлетворено заявление Танкиева Я.А.: признаны не действующими со дня вступления решения в законную силу пункты 5, 6, 13 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года N 346.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителей Правительства Республики Ингушетия Гагиева М.А. и Министерства финансов Республики Ингушетия Чапанова М.Р., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что пункты 6 и 13 Порядка следует признать не действующими в части, касающейся инвалидов, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года N 346 утвержден Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Ингушетия.
Названный Порядок, как следует из его пункта 1, определяет условия и правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Законом Республики Ингушетия от 5 мая 2008 года N 3-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", Законом Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года N 41-РЗ "О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности", Законом Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года N 38-РЗ "О социальной поддержке ветеранов труда и лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года".
Танкиев Я.А., являющийся инвалидом и реабилитированным лицом, обратился в Верховный Суд Республики Ингушетия с заявлением о признании недействующим названного Порядка ввиду его противоречия Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закону Республики Ингушетия от 5 марта 2008 года N 3-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 6 сентября 2013 года заявление Танкиева Я.А. удовлетворено частично: не действующими со дня вступления решения в законную силу признаны пункты 5, 6, 13 Порядка.
В апелляционных жалобах Правительства Республики Ингушетия, Министерства финансов Республики Ингушетия ставится вопрос об отмене решения суда в части признания недействующими пунктов 6 и 13 Порядка как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим изменению.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Закона Республики Ингушетия от 5 мая 2008 года N 3-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" таким лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде снижения размеров оплаты жилья и коммунальных услуг на 50%, в том числе на совместно с ними проживающих членов их семей, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых Правительством Республики Ингушетия, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
Между тем, в соответствии с пунктом 5 оспариваемого Порядка компенсация расходов на коммунальные услуги, оплата за которые устанавливается независимо от общей площади жилого помещения, назначается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам (ставкам), утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования тарифов и органами местного самоуправления.
Поскольку норма пункта 5 Порядка не предусматривает выплаты компенсации расходов на коммунальные услуги, исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, она обоснованно признана судом противоречащей Закону Республики Ингушетия от 5 мая 2008 года N 3-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
В части признания недействующим пункта 5 Порядка решение суда не обжалуется.
Пункт 6 Порядка предусматривает, что к заявлению для назначения ежемесячной денежной выплаты прилагаются паспорт гражданина Российской Федерации; документ, удостоверяющий право гражданина на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; справка о составе семьи; документ, подтверждающий тип жилого помещения (технический паспорт или домовая книга); документ, подтверждающий правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту жительства, к членам его семьи (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении ребенка, судебный акт в отношении принадлежности гражданина к членам семьи заявителя, договор социального найма, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают членство семьи заявителя); сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний месяц перед подачей заявления о назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты; лицевой счет получателя, открытый в кредитной организации; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
Согласно пункту 13 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается с месяца подачи личного заявления с приложением документов, указанных в пункте 6 Порядка.
Признавая недействующими пункты 6 и 13 Порядка, суд сослался на Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, в соответствии с пунктом 15 которых основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и пришел к правильному выводу о том, что пункты 6 и 13 Порядка, возлагая на инвалидов обязанность по представлению документов, не предусмотренных федеральным законодательством, противоречат последнему.
Вместе с тем, пункты 6 и 13 Порядка касаются не только инвалидов, но и других категорий граждан, в том числе реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, к числу которых относится заявитель, оспаривающий Порядок. В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки таких лиц являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, субъект Российской Федерации вправе был установить перечень документов, необходимый для получения компенсации расходов названных лиц на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При таких данных Судебная коллегия находит необходимым изменить решение суда и признать пункты 6 и 13 Порядка не действующими только в отношении инвалидов.
Полагая, что апелляционные жалобы не содержат доводов, свидетельствующих о незаконности решения о признании не действующими пунктов 6 и 13 Порядка применительно к инвалидам, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 6 сентября 2013 года изменить, признав пункты 6 и 13 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года N 346, не действующими в отношении инвалидов со дня вступления решения в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 11.12.2013 N 26-АПГ13-16
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 декабря 2013 г. N 26-АПГ13-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Правительства Республики Ингушетия, Министерства финансов Республики Ингушетия на решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 6 сентября 2013 года, которым частично удовлетворено заявление Танкиева Я.А.: признаны не действующими со дня вступления решения в законную силу пункты 5, 6, 13 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года N 346.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителей Правительства Республики Ингушетия Гагиева М.А. и Министерства финансов Республики Ингушетия Чапанова М.Р., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что пункты 6 и 13 Порядка следует признать не действующими в части, касающейся инвалидов, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года N 346 утвержден Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Ингушетия.
Названный Порядок, как следует из его пункта 1, определяет условия и правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Законом Республики Ингушетия от 5 мая 2008 года N 3-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", Законом Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года N 41-РЗ "О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности", Законом Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года N 38-РЗ "О социальной поддержке ветеранов труда и лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года".
Танкиев Я.А., являющийся инвалидом и реабилитированным лицом, обратился в Верховный Суд Республики Ингушетия с заявлением о признании недействующим названного Порядка ввиду его противоречия Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закону Республики Ингушетия от 5 марта 2008 года N 3-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 6 сентября 2013 года заявление Танкиева Я.А. удовлетворено частично: не действующими со дня вступления решения в законную силу признаны пункты 5, 6, 13 Порядка.
В апелляционных жалобах Правительства Республики Ингушетия, Министерства финансов Республики Ингушетия ставится вопрос об отмене решения суда в части признания недействующими пунктов 6 и 13 Порядка как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим изменению.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Закона Республики Ингушетия от 5 мая 2008 года N 3-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" таким лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде снижения размеров оплаты жилья и коммунальных услуг на 50%, в том числе на совместно с ними проживающих членов их семей, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых Правительством Республики Ингушетия, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
Между тем, в соответствии с пунктом 5 оспариваемого Порядка компенсация расходов на коммунальные услуги, оплата за которые устанавливается независимо от общей площади жилого помещения, назначается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам (ставкам), утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования тарифов и органами местного самоуправления.
Поскольку норма пункта 5 Порядка не предусматривает выплаты компенсации расходов на коммунальные услуги, исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, она обоснованно признана судом противоречащей Закону Республики Ингушетия от 5 мая 2008 года N 3-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
В части признания недействующим пункта 5 Порядка решение суда не обжалуется.
Пункт 6 Порядка предусматривает, что к заявлению для назначения ежемесячной денежной выплаты прилагаются паспорт гражданина Российской Федерации; документ, удостоверяющий право гражданина на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; справка о составе семьи; документ, подтверждающий тип жилого помещения (технический паспорт или домовая книга); документ, подтверждающий правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту жительства, к членам его семьи (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении ребенка, судебный акт в отношении принадлежности гражданина к членам семьи заявителя, договор социального найма, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают членство семьи заявителя); сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний месяц перед подачей заявления о назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты; лицевой счет получателя, открытый в кредитной организации; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
Согласно пункту 13 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается с месяца подачи личного заявления с приложением документов, указанных в пункте 6 Порядка.
Признавая недействующими пункты 6 и 13 Порядка, суд сослался на Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, в соответствии с пунктом 15 которых основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и пришел к правильному выводу о том, что пункты 6 и 13 Порядка, возлагая на инвалидов обязанность по представлению документов, не предусмотренных федеральным законодательством, противоречат последнему.
Вместе с тем, пункты 6 и 13 Порядка касаются не только инвалидов, но и других категорий граждан, в том числе реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, к числу которых относится заявитель, оспаривающий Порядок. В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки таких лиц являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, субъект Российской Федерации вправе был установить перечень документов, необходимый для получения компенсации расходов названных лиц на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При таких данных Судебная коллегия находит необходимым изменить решение суда и признать пункты 6 и 13 Порядка не действующими только в отношении инвалидов.
Полагая, что апелляционные жалобы не содержат доводов, свидетельствующих о незаконности решения о признании не действующими пунктов 6 и 13 Порядка применительно к инвалидам, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 6 сентября 2013 года изменить, признав пункты 6 и 13 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года N 346, не действующими в отношении инвалидов со дня вступления решения в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)