Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2015 N 13АП-7286/2015 ПО ДЕЛУ N А56-71918/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2015 г. по делу N А56-71918/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цубановой К.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Горбовской Д.В. по доверенности от 12.01.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7286/2015) ООО "Управляющая компания "Континент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2015 по делу N А56-71918/2014 (судья Градусов А.Е.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "Континент"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления от 10.10.2014 N 5883/14

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Континент" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) от 10.10.2014 по делу об административном правонарушении N 5883/14.
Решением суда от 16.02.2015 постановление Инспекции изменено в части размера административного наказания, размер административного штрафа снижен до 125 000 руб., в остальной части заявленные требования отклонены.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и освободить Общество от административной ответственности, полагая, что при исследовании вины судом не учтено принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства, информация не была видна на интернет-сайте по независящим от него обстоятельствам. Кроме того, по мнению заявителя, суд не применил статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), не учел отсутствие нарушения прав собственников помещений многоквартирного дома, значительность размера примененного штрафа, тяжелое финансовое положение Общества и не освободил Общество при таких обстоятельствах от административной ответственности по малозначительности.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Представитель ГЖИ в судебном заседании возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Согласно материалам дела специалистом ГЖИ 10.10.2014 были выявлены нарушения Обществом Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт), а именно:
В нарушение п. 8 "г" Стандарта отсутствует информация о режиме работы управляющей организации, в том числе часы приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб.
В нарушение п. 8 "д" Стандарта отсутствует перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей компании на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них. Фактически в управлении в Петроградском районе находятся дома по следующим адресам: ул. Дивенская д. 5; ул. Профессора Попова д. 37 к. 3; ул. Глухая Зеленина д. 2, 4; ул. Пионерская д. 50 (далее - Перечень домов).
В нарушение п. 8 "е" Стандарта отсутствует информация о многоквартирных домах, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, согласно Перечня домов.
В нарушение п. 8 "ж" Стандарта отсутствуют сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
В нарушение п. 9 "б" Стандарта отсутствуют сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за 2013 год, сведения о капитальном ремонте домов в 2013 году, согласно Перечню домов.
В нарушение п. 9 "в" Стандарта отсутствуют сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за 2013 год, согласно Перечню домов.
В нарушение п. 10 "а" Стандарта отсутствует информация об услугах, оказываемых управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, согласно Перечня домов.
В нарушение п. 10 "б" Стандарта отсутствует информация об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирными домами, согласно Перечня домов, которые оказываются управляющей организацией.
В нарушение п. 11 "а" Стандарта отсутствует проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, согласно Перечня домов, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления.
В нарушение п.п. 11 "б" Стандарта отсутствуют сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, согласно Перечню домов:
- отсутствует план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома;
- отсутствует перечень мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг);
- отсутствуют сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний (2013 год) календарный год;
- отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний (2013 года) календарный год;
- отсутствуют сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В нарушение п. 12 Стандарта отсутствует информация о привлечении управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, количестве таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
В нарушение п. 13 "а" Стандарта отсутствует описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, согласно Перечню домов, определяющие выбор конкретных работ (услуг).
В нарушение п. 13 "б" Стандарта отсутствует информация о стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.), согласно Перечню домов.
По результатам проверки составлен акт от 12.08.2014 N 08/247, с которым представитель Общества ознакомлен под роспись 12.08.2014.
Приглашением от 12.08.2014 административный орган просил генерального директора Общества направить представителя Общества для оформления протокола об административном правонарушении 14.08.2014 в 15:00. Приглашение получил представитель Общества по доверенности.
Протокол от 14.08.2014 N 08/247 об административном правонарушении составлен в присутствии представителя Общества.
Определением ГЖИ от 08.10.2014 дело об административном правонарушении по протоколу от 14.08.2014 N 08/247 было назначено к рассмотрению на 10.10.2014 в 09:00. Согласно штампу Общества, указанное определение им было получено 08.09.2014.
Постановлением от 10.10.2014 по делу об административном правонарушении N 5883/14 административный орган признал Общество виновным в правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Посчитав вынесенное постановление не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив доказанным событие и состав вмененного Обществу правонарушения, отсутствие нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности, а также оснований для освобождения от ответственности, счел необходимым изменить постановление ГЖИ в части размера штрафа, снизив его в два раза, до 125 000 руб.
Выводы суда являются правильными, соответствующими законодательству, обстоятельствам и материалам настоящего дела.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении порядка, способов или сроков раскрытия информации, установленных стандартом раскрытия информации, раскрытие информации не в полном объеме или предоставление недостоверной информации.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Как следует из материалов дела, заявитель в соответствии с уставом и заключенными договорами осуществляет управление многоквартирными домами.
Частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Пунктом 2 Стандарта установлено, что под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно пункту 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Перечень сведений, подлежащих раскрытию по каждому блоку информации, для управляющих организаций определен пунктами 8 - 14 Стандарта.
Таким образом, являясь организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления, Общество обязано было соблюдать требования, установленные Стандартом.
Пунктом 5 Стандарта определено, что управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- - сайт управляющей организации;
- - сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- - сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно пункту 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 Стандарта. При этом информация должна быть доступна в течение пяти лет.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта обязательное раскрытие информации осуществляется на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.reformagkh.ru.
Общество, возражая против постановления по делу об административном правонарушении, указало, что вся необходимая информация была размещена на сайте самого Общества www.ук-континент.рф.
При этом, Общество не возражает по факту неразмещения необходимой информации в полном объеме на сайте www.reformagkh.ru, но указывает на технические проблемы по ее отображению, которые были устранены по заявлению Общества Государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", отвечающей за функционирование сайта www.reformagkh.ru.
Общество со ссылкой на статью 2.9 КоАП РФ просило отменить оспариваемое постановление и освободить от административной ответственности.
Между тем, факт нераскрытия заявителем в полном объеме информации, установленной требованиями Стандарта, установлен Инспекцией в ходе проведения систематического наблюдения и анализа информации с сайта заявителя и подтверждается материалами административного дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Необходимых и достаточных доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры (действенные и своевременные) по соблюдению норм законодательства, регулирующих правила раскрытия информации управляющими организациями, судом не установлено.
Следует отметить непоследовательность объяснений Общества, поскольку в объяснениях в адрес Инспекции от 09.10.2014 и при обращении в суд первоначально указывалось на неправильное толкование им законодательства относительно альтернативы интернет-сайта публикации с признанием того, что на официальном сайте www.reformagkh.ru была размещена неполная информация.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, доказательств наличия исключительных обстоятельств, повлекших нарушение, не представлено, в конкретных обстоятельствах настоящего дела с учетом объекта посягательства и охраняемых государством отношений, характера и обстоятельств совершения правонарушения не усматривается оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены. Административный орган назначил административный штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, с учетом условий, связанных с совершением правонарушения, характера правонарушения, а также значительного размера предусмотренного штрафа, и исходя из принципов справедливости наказания, его индивидуализации, дифференцированности и соразмерности, а также с учетом положений пунктов 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно счел возможным изменить оспариваемое постановление, уменьшив административный штраф до 125 000 руб.
Апелляционный суд отмечает, что указанное изменение размера штрафа не было произвольным, мотивированно судом, не нарушает допустимого по действующему закону предела снижения размера штрафа.
На основании изложенного, дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2015 по делу N А56-71918/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Континент" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ

Судьи
Г.В.БОРИСОВА
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)