Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: Шабровой Н.Г. по доверенности от 11.02.2015;
- от заинтересованного лица: Мартынова И.А. по доверенности от 03.03.2014;
- от третьего лица: не явились извещены (уведомление телеграмма);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-2066/2015) Администрации Лоухского городского поселения на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.11.2014 по делу N А26-7246/2014 (судья Левичева Е.И.), принятое
по заявлению Администрации Лоухского городского поселения
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
третье лицо: ООО "Жилищно-коммунальное управление Гарант"
о признании незаконным предписания
установил:
Администрация Лоухского городского поселения (186660, Республика Карелия, Лоухский район, п. Лоухи, ул. Советская, 25, ОГРН 1051001668850, далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пирогова, 12, ОГРН 1051000011677 далее - Управление Роспотребнадзора по РК, административный орган) от 11.08.2014 N 89/103-П.
Определением суда от 16.10.2014 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Жилищно-коммунальное управление Гарант".
Решением суда первой инстанции Администрации в удовлетворении заявленного требования отказано в связи с правомерностью вынесенного предписания Управлением Роспотребнадзора по РК от 11.08.2014 N 89/103-П.
Не согласившись с решением суда, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что судом не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку Администрация не является надлежащим ответчиком за выявленное нарушение, а именно, размещение несанкционированной свалки между неблагоустроенными многоквартирными домами. Представитель пояснил, что вывозом твердых бытовых отходов должно заниматься ООО "Жилищно-коммунальное управление Гарант", которое является единственной управляющей компанией на территории Лоухского городского поселения.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РК в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложили в отзыве, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "Жилищно-коммунальное управление Гарант", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направило.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 06.06.2014 в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РК в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах поступило письменное обращение граждан (вх. N 12-01/61) по вопросу образовавшейся за два года свалки рядом с домом 20 по улице Жаровина в поселке Лоухи (л.д. 108-109).
Определением от 19.06.2014 N 89/л в отношении неустановленного лица возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, в ходе которого составлен протокол осмотра территории, прилегающей к жилым неблагоустроенным многоквартирным домам N 20 и 22 по улице Жаровина в поселке Лоухи, в котором зафиксировано между данными домами наличие несанкционированной свалки бытового мусора (112-119).
11.08.2014 Управлением Роспотребнадзора по РК в отношении Администрации Лоухского городского поселения вынесено предписание N 89/103-П, в котором предписано Администрации в соответствии с п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 обеспечить организацию рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий, прилегающих к жилым неблагоустроенным домам NN 20, 22 по улице Жаровина в поселке Лоухи Республики Карелия, а также в соответствии с п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 обеспечить вывоз твердых бытовых отходов с территории, прилегающей к данным домам на полигоны (усовершенствованные свалки), в срок до 01.09.2014 (л.д. 17-18).
Администрация с указанным предписанием административного органа не согласилась по тем основаниям, что при проведении проверки административным органом не истребованы все необходимые доказательства. Полагает, что помойные ямы у жилых домов NN 20, 22 по улице Жаровина должны убираться согласно графику управляющей организацией - ООО "Жилищно-коммунальное управление Гарант". Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Администрации в удовлетворении заявленного требования, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" внесены изменения, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Указанный Федеральный закон вступил в силу со дня официального опубликования, с 27.05.2014.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 05.07.2014, вышеуказанный Федеральный закон дополнен переходным положением о том, что до 01.01.2015 органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 136-ФЗ.".
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должны отвечать санитарным правилам.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88, утвержденными главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988.
В силу пункту 1.2 указанных СанПиН система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Согласно пункту 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Судом первой инстанции установлено, что 26.05.2014 по результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации Администрацией заключен договор управления жилищным фондом с управляющей организацией ООО "Жилищно-коммунальное управление Гарант" (л.д. 26-66).
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 135 ЖК РФ управляющая организация по договору управления многоквартирным домом по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.03.2014) предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 указанных Правил в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Таким образом, приведенные нормативные правовые акты указывают, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов в жилищном фонде возлагается на организацию, осуществляющую управление многоквартирными жилыми домами.
Между тем, Администрацией в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие разграничение зоны ответственности управляющей организации и Администрации Лоухского городского поселения. Из договора управления жилищным фондом от 26.06.2014, заключенного между Администрацией и ООО "ЖКУ Гарант" также не следует, что стороны осуществили передачу спорной территории обслуживающей организации. Тот факт, что на территории поселка Лоухи осуществляет свою деятельность только одна управляющая компания, не означает автоматического наделения ее обязанностью по уборке всей территории поселка, без составления надлежащего документа по передаче в обслуживание конкретных многоквартирных домов с прилегающей к ним территорией, либо включением соответствующих дополнительных условий в договор.
Апелляционный суд не принимает ссылку Администрации на преюдициальное значение решения Лоухского районного суда Республики Карелия по делу N 2-903/2014 от 03.10.2014, вступившего в законную силу 06.11.2014, поскольку в указанном решении получили оценку иные обстоятельства, касающиеся сбора бытовых отходов на улице Первомайской на санкционированном месте их сбора, требующем надлежащей уборки и очистки.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, в пределах его полномочий и соответствует действующему законодательству.
Доводы Администрации, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют ее позицию, указанную в заявлении, которой судом первой инстанции дана объективная полная оценка, апелляционный суд не находит оснований для переоценки.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28 ноября 2014 года по делу N А26-7246/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Лоухского городского поселения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2015 N 13АП-2066/2015 ПО ДЕЛУ N А26-7246/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. по делу N А26-7246/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: Шабровой Н.Г. по доверенности от 11.02.2015;
- от заинтересованного лица: Мартынова И.А. по доверенности от 03.03.2014;
- от третьего лица: не явились извещены (уведомление телеграмма);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-2066/2015) Администрации Лоухского городского поселения на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.11.2014 по делу N А26-7246/2014 (судья Левичева Е.И.), принятое
по заявлению Администрации Лоухского городского поселения
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
третье лицо: ООО "Жилищно-коммунальное управление Гарант"
о признании незаконным предписания
установил:
Администрация Лоухского городского поселения (186660, Республика Карелия, Лоухский район, п. Лоухи, ул. Советская, 25, ОГРН 1051001668850, далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пирогова, 12, ОГРН 1051000011677 далее - Управление Роспотребнадзора по РК, административный орган) от 11.08.2014 N 89/103-П.
Определением суда от 16.10.2014 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Жилищно-коммунальное управление Гарант".
Решением суда первой инстанции Администрации в удовлетворении заявленного требования отказано в связи с правомерностью вынесенного предписания Управлением Роспотребнадзора по РК от 11.08.2014 N 89/103-П.
Не согласившись с решением суда, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что судом не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку Администрация не является надлежащим ответчиком за выявленное нарушение, а именно, размещение несанкционированной свалки между неблагоустроенными многоквартирными домами. Представитель пояснил, что вывозом твердых бытовых отходов должно заниматься ООО "Жилищно-коммунальное управление Гарант", которое является единственной управляющей компанией на территории Лоухского городского поселения.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РК в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложили в отзыве, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "Жилищно-коммунальное управление Гарант", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направило.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 06.06.2014 в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РК в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах поступило письменное обращение граждан (вх. N 12-01/61) по вопросу образовавшейся за два года свалки рядом с домом 20 по улице Жаровина в поселке Лоухи (л.д. 108-109).
Определением от 19.06.2014 N 89/л в отношении неустановленного лица возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, в ходе которого составлен протокол осмотра территории, прилегающей к жилым неблагоустроенным многоквартирным домам N 20 и 22 по улице Жаровина в поселке Лоухи, в котором зафиксировано между данными домами наличие несанкционированной свалки бытового мусора (112-119).
11.08.2014 Управлением Роспотребнадзора по РК в отношении Администрации Лоухского городского поселения вынесено предписание N 89/103-П, в котором предписано Администрации в соответствии с п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 обеспечить организацию рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий, прилегающих к жилым неблагоустроенным домам NN 20, 22 по улице Жаровина в поселке Лоухи Республики Карелия, а также в соответствии с п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 обеспечить вывоз твердых бытовых отходов с территории, прилегающей к данным домам на полигоны (усовершенствованные свалки), в срок до 01.09.2014 (л.д. 17-18).
Администрация с указанным предписанием административного органа не согласилась по тем основаниям, что при проведении проверки административным органом не истребованы все необходимые доказательства. Полагает, что помойные ямы у жилых домов NN 20, 22 по улице Жаровина должны убираться согласно графику управляющей организацией - ООО "Жилищно-коммунальное управление Гарант". Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Администрации в удовлетворении заявленного требования, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" внесены изменения, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Указанный Федеральный закон вступил в силу со дня официального опубликования, с 27.05.2014.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 05.07.2014, вышеуказанный Федеральный закон дополнен переходным положением о том, что до 01.01.2015 органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 136-ФЗ.".
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должны отвечать санитарным правилам.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88, утвержденными главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988.
В силу пункту 1.2 указанных СанПиН система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Согласно пункту 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Судом первой инстанции установлено, что 26.05.2014 по результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации Администрацией заключен договор управления жилищным фондом с управляющей организацией ООО "Жилищно-коммунальное управление Гарант" (л.д. 26-66).
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 135 ЖК РФ управляющая организация по договору управления многоквартирным домом по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.03.2014) предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 указанных Правил в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Таким образом, приведенные нормативные правовые акты указывают, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов в жилищном фонде возлагается на организацию, осуществляющую управление многоквартирными жилыми домами.
Между тем, Администрацией в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие разграничение зоны ответственности управляющей организации и Администрации Лоухского городского поселения. Из договора управления жилищным фондом от 26.06.2014, заключенного между Администрацией и ООО "ЖКУ Гарант" также не следует, что стороны осуществили передачу спорной территории обслуживающей организации. Тот факт, что на территории поселка Лоухи осуществляет свою деятельность только одна управляющая компания, не означает автоматического наделения ее обязанностью по уборке всей территории поселка, без составления надлежащего документа по передаче в обслуживание конкретных многоквартирных домов с прилегающей к ним территорией, либо включением соответствующих дополнительных условий в договор.
Апелляционный суд не принимает ссылку Администрации на преюдициальное значение решения Лоухского районного суда Республики Карелия по делу N 2-903/2014 от 03.10.2014, вступившего в законную силу 06.11.2014, поскольку в указанном решении получили оценку иные обстоятельства, касающиеся сбора бытовых отходов на улице Первомайской на санкционированном месте их сбора, требующем надлежащей уборки и очистки.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, в пределах его полномочий и соответствует действующему законодательству.
Доводы Администрации, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют ее позицию, указанную в заявлении, которой судом первой инстанции дана объективная полная оценка, апелляционный суд не находит оснований для переоценки.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28 ноября 2014 года по делу N А26-7246/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Лоухского городского поселения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)