Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2015 ПО ДЕЛУ N А33-17574/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. по делу N А33-17574/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "21" мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" мая 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
- от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис"): Копанцева Д.В., представителя на основании доверенности от 12.01.2015, паспорта;
- от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Иванькиной Т.В., представителя на основании доверенности от 12.01.2015 N 12, служебного удостоверения; Зимина А.В., представителя на основании доверенности от 25.02.2015 N 54, служебного удостоверения,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" марта 2015 года по делу N А33-17574/2014, принятое судьей Чурилиной Е.М.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" (ИНН 2460244257, ОГРН 1132468007308, г. Красноярск) (далее - ООО "УК "Мегаполис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, г. Красноярск) (далее - Служба, ответчик) о признании недействительным предписания от 28.05.2014 N 2114/1-1-ж об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 марта 2015 года по делу N А33-17574/2014 заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным предписание Службы от 28.05.2014 N 2114/1-1-ж об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с данным судебным актом, Служба обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что на оспариваемое предписание является законным и обоснованным, поскольку на момент проведения проверки Служба не знала и не могла знать о наличии обстоятельств, исключающих выдачу оспариваемого предписания (документы, представленные суду, не были представлены органу при проведении проверки, возражения на акт проверки также не были представлены).
В судебном заседании представители Службы поддержали требования апелляционной жалобы, сослались на изложенные в ней доводы.
Представитель ООО "УК "Мегаполис" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
С целью осуществления государственного регионального жилищного надзора Службой на основании приказа от 23.04.2014 N 1844-ж в связи с обращением потребителя в отношении ООО "УК "Мегаполис" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 28.05.2014 N 2114/1-ж, обществу выдано предписание от 28.05.2014 N 2114/1-1-ж.
Согласно оспариваемому предписанию обществу необходимо в срок до 08.09.2014 устранить выявленные нарушения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
ООО "УК "Мегаполис", не согласившись с указанным предписанием, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в пределах представленной компетенции.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, ей передается весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг.
Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Факт того, что исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и электроэнергии в доме N 1 "Д" по ул. Молокова, в г. Красноярске является ООО "УК "Мегаполис", подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.
Как следует из материалов дела, обществу вменяется нарушение пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила от 06.05.2011 N 354) при использовании открытой системы горячего водоснабжения начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с мая 2013 года по апрель 2014 года заявитель производил по тарифу, который не соответствует установленному приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края (пункт 1 предписания); а также нарушение пункта 48 Правил от 06.05.2011 N 354, поскольку общество производит начисление размера платы по коммунальной услуге "электроэнергия", предоставленной на общедомовые нужды за период с мая 2013 года по апрель 2014 года согласно показаниям общедомового прибора учета, который не введен в эксплуатацию (пункт 2 предписания).
По факту допущения указанных нарушений, Служба выдала обществу предписание об устранении выявленных нарушений.
Предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение регионального государственного жилищного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций).
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения юридических лиц к административной ответственности.
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего жилищный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за горячее водоснабжение и электроснабжение.
По части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
По пункту 40 Правил от 06.05.2011 N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 38 Правил от 06.05.2011 N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 07.06.2013 N 94-п, от 19.12.2013 N 440-п установлены тарифы на горячую воду, поставляемую открытым акционерным обществом "Красноярская теплотранспортная компания" с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)".
Согласно пунктам 4, 7 и 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под централизованной системой горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Согласно пункту 48 Правил от 06.05.2011 N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды определяется по указанной формуле при наличии таких приборов учета электрической энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
По пункту 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее по тексту - Основные положения от 04.05.2012 N 442), установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, определенном настоящим разделом.
Документом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии является акт допуска прибора учета в эксплуатацию, составленный в соответствии с разделом X настоящего документа, а если допуск в эксплуатацию прибора учета был осуществлен до вступления в силу настоящего документа, то документ, который подтверждал факт допуска в эксплуатацию прибора учета, установленного в отношении соответствующей точки поставки, и был подписан гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и (или) сетевой организацией (пункт 36 Основных положений от 04.05.2012 N 442).
В соответствии с пунктами 7 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Как указывалось выше, оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность произвести перерасчет платы за коммунальную услугу электроснабжение мест общего пользования по правилам, предусмотренным для многоквартирных домов, в которых отсутствуют приборы учета, а также произвести перерасчет платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение", исходя из тарифов, установленных для открытой системы горячего водоснабжения.
При этом вывод о том, что "система горячего водоснабжения в многоквартирном доме является открытой" сделан Службой только по результатам анализа выставленных для оплаты счетов-фактур (сведениях о тарифе, установленном приказом РЭК Красноярского края).
Вместе с тем выставленные для оплаты счета-фактуры при отсутствии иных документов сами по себе не могут свидетельствовать о наличии в многоквартирном доме того или иного типа системы горячего водоснабжения, в связи с чем соответствующий вывод ответчика является необоснованным. К указанному выводу возможно прийти только по результатам изучения технических характеристик многоквартирного дома и технической документации, отражающей соответствующие сведения, в том числе актов, составленных представителями ресурсоснабжающих организаций. Однако анализ таких документов Службой в ходе проведения проверки проведен не был, что ответчиком не оспаривается.
Ссылка ответчика на то, что обществу выставлялись для оплаты счета-фактуры в которых указаны тарифы, утвержденные для открытых систем горячего водоснабжения, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку наличие в счетах-фактурах тех или иных тарифов само по себе не может достоверно свидетельствовать о том, какая фактически система горячего водоснабжения установлена в спорном доме. Иные документы, позволяющие достоверно и однозначно прийти Службе к выводу о том, что система горячего водоснабжения в многоквартирном доме является открытой, ответчиком в ходе проведения проверки не анализировались.
Вывод о том, что общество производит начисление размера платы по коммунальной услуге "электроэнергия", предоставленной на общедомовые нужды согласно показаниям общедомового прибора учета, который не введен в эксплуатацию, сделан Службой в связи с тем, что обществом не были представленные соответствующие документы. При этом, осмотр общедомового прибора учета Службой не проводился, что не оспаривается ответчиком.
Вместе с этим, заявителем в материалы дела представлены документы, в том числе акт от 12.10.2011 N 23/8; письмо ОАО "Красноярскэнергосбыт" от 05.12.2014 N 019-11/807, акт от 17.10.2013 N 340, акт от 07.11.2013 N 201-13/2-176, разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 29.12.2009 N 199, акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 05.12.2014 N 202-59/У-443, которые свидетельствуют о том, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова, 1д:
- - установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета электроэнергии;
- - система горячего водоснабжения в указанном доме является закрытой.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при таких обстоятельствах требования предписания от 28.05.2014 N 2114/1-1-ж являются незаконными.
Довод Службы о том, что акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии представлен от 05.12.2014, тогда как проверяемым периодом является май 2013 года по апрель 2014 года, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку Службой не вменяется в нарушение использование узла учета тепловой энергии не введенного в эксплуатацию.
Доводы Службы о том, что в ходе проведения проверки общество не предоставляло Службе каких-либо иных документов, которые могли бы свидетельствовать о наличии открытой/закрытой системы горячего водоснабжения, а равно доказательств ввода общедомового прибора учета в эксплуатацию обществом; такие документы были предоставлены заявителем только в ходе судебного заседания, не принимаются апелляционным судом, поскольку при проверке оспариваемого предписания на соответствие требованиям действующего законодательства суд исходит из представленных в дело доказательств, которые подлежат оценки в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Более того, само по себе непредставление данных документов в ходе проведения проверки не свидетельствует об их отсутствии, а равно как не свидетельствует о том, что в спорном доме фактически не установлен общедомовой прибор учета электроэнергии введенный в эксплуатацию или система горячего водоснабжения в доме является открытой. Следовательно, делая соответствующие выводы о нарушении, Служба должна была располагать достоверной информацией.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 марта 2015 года по делу N А33-17574/2014 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Служба на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" марта 2015 года по делу N А33-17574/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА

Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)