Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М., рассмотрев 26.11.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.08.2014 по делу N А21-1994/2013 (судьи Сычевская С.Н., Зинченко С.А., Широченко Д.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7", место нахождения: 236040, Калининград, ул. Подполковника Иванникова, 1, ОГРН 1083925039770 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к администрации городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236006, Калининград, Площадь Победы, 1 (далее - Администрация), и городскому Совету депутатов Калининграда, место нахождения: 236006, Калининград, Площадь Победы, 1 (далее - Совет депутатов), с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующими следующих положений Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов Калининграда от 24.12.2008 N 346 (далее - Правила N 346):
- - пункта 2.4 в части, позволяющей определять границы придомовой территории исходя из границ, указанных в техническом паспорте, и на основании расчета, осуществляемого в соответствии с приказом Госстроя России от 28.12.2000 N 303;
- - подпункта "а" пункта 3.6.6;
- - абзаца 1 и подпункта 9 пункта 3.6.8 в части, возлагающей на управляющую организацию обязанности в отношении придомовой территории, границы которой определены иным образом, кроме как на основании данных государственного кадастрового учета;
- - подпунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 пункта 3.6.8;
- - пунктов 4.2.2, 4.2.4, 4.2.5, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6 в части, возлагающей на управляющую организацию обязанность по устройству (установке) и содержанию контейнеров и других сборников для жидких и твердых бытовых отходов, а также контейнерных площадок в соответствии с установленными данными пунктами требованиями.
Определением от 08.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград".
Решением от 28.10.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2014 решение от 28.10.2013 отменено; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Решением от 14.08.2014 заявление Общества удовлетворено частично.
Пункт 2.4 Правил N 346 в части, позволяющей определять границы придомовой территории исходя из границ, указанных в техническом паспорте, и на основании расчета, осуществляемого в соответствии с приказом Госстроя России от 28.12.2000 N 303, признан не соответствующим пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права, а также на отсутствие обоснования принятия судебного акта, просит решение от 14.08.2014 в части отказа в удовлетворении требований отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении его заявления в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суд нарушил требования статей 168, 169 АПК РФ; заявление Общества о признании недействующими подпунктов 3, 4, 5, 8 пункта 3.6.8 Правил N 346 по существу не рассмотрено; отказывая в удовлетворении остальных требований, суд частично повторил нарушение, допущенное при принятии решения от 28.10.2013; судом не учтено, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, изданы до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и подлежат применению в части, не противоречащей данному Кодексу.
В отзывах на кассационную жалобу Администрация и Совет депутатов просят оставить принятый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, оспариваемыми положениями Правил N 346 установлено следующее.
Пункт 2.4. Придомовая территория - земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого (участка) определены на основании данных государственного кадастрового учета, или земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с планом границ, указанных в техническом паспорте, а при отсутствии указанных выше данных рассчитанный в соответствии с приказом Госстроя России от 28.12.2000 N 303, в состав которого входят площадки, сады, тротуары, внутримикрорайонные и внутриквартальные дороги и проезды.
Пункт 3.6.6. На всех площадях и улицах, у подъездов многоквартирных домов, в скверах, парках, зонах отдыха, на вокзалах, рынках, остановках городского и пригородного транспорта, в других общественных местах должны быть установлены урны для мусора:
а) организациями по обслуживанию жилищного фонда, арендаторами, застройщиками и т.д. - у зданий жилищного фонда.
Пункт 3.6.8. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также Правилами N 346, в том числе обеспечивать:
2) очистку дождевой и дренажной системы и гидросооружений на ней, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами. В границах земельного участка очистку дождеприемных колодцев производить еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно;
3) беспрепятственный доступ к смотровым колодцам инженерных сетей, источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам и т.д.), расположенным на обслуживаемой территории;
4) сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями;
5) надлежащее содержание, текущий и капитальный ремонт малых архитектурных форм;
6) установку контейнеров для сбора ТБО, а в неканализованных зданиях - кроме того, и устройство сборников для жидких бытовых отходов;
7) установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку;
8) подготовку территории к сезонной эксплуатации, в том числе промывку и расчистку канавки для обеспечения оттока воды, систематическую сгонку талых вод к люкам и приемным колодцам ливневой сети, очистку территории после окончания таяния снега и осуществление иных необходимых работ;
9) своевременное проведение работ по сгребанию и вывозу снега с придомовых территорий, а также обработку в зимний период скользких участков песко-соляной и (или) специальными противогололедными смесями.
Пункт 4.2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны:
4.2.2. Установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территориям несет их пользователь.
- Если в одном здании, строении, сооружении или на одной территории располагаются несколько собственников (арендаторов), ответственность за организацию сбора и вывоза ТБО, содержание и уборку территории места сбора ТБО (контейнерной площадки) возлагается на собственника здания, строения или земельного участка либо на его арендатора, если это определено соглашением сторон;
- 4.2.4. Осуществлять содержание в исправном состоянии контейнеров и других сборников для жидких и твердых бытовых отходов;
- 4.2.5. Обеспечить свободный проезд к контейнерам, установленным на специально оборудованных контейнерных площадках.
Пункт 4.3. При отсутствии возможности оборудования контейнерной площадки для установки контейнеров допускается установка контейнеров в местах сбора ТБО по согласованию с администрацией района, на территории которого расположено место сбора ТБО.
Пункт 4.4. Размещение контейнерных площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства многоквартирных домов, а также нежилых зданий. В сложившейся застройке контейнеры для сбора ТБО размещаются (устанавливаются) в местах сбора ТБО/на специально оборудованных контейнерных площадках. Тип ограждения контейнерной площадки определяется администрацией. Количество мест сбора ТБО, контейнерных площадок, контейнеров на них должно соответствовать утвержденным нормам накопления ТБО. Размер места сбора ТБО, контейнерной площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Пункт 4.5. Для сбора ТБО следует применять металлические и/или пластмассовые контейнеры. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены (для металлических), иметь маркировку с указанием реквизитов владельцев. Ответственность за техническое и санитарное состояние мест сбора ТБО, контейнерных площадок, а также контейнеров и прилегающей к ним территории несет лицо, получившее согласование на использование места сбора ТБО, контейнерной площадки от администрации района.
Пункт 4.6. Контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трех сторон, подъездной путь для специализированного транспорта.
Общество, полагая, что данные пункты Правил N 346 не соответствуют положениям статей 36, 39, 161, 162 ЖК РФ и Правилам N 491, и возлагают на управляющие организации дополнительные обязанности, не предусмотренные нормами жилищного законодательства, что приведет к дополнительным расходам, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд частично удовлетворил заявление Общества, признав пункт 2.4 Правил N 346 в части, позволяющей определять границы придомовой территории исходя из границ, указанных в техническом паспорте, и на основании расчета, осуществляемого в соответствии с приказом Госстроя России от 28.12.2000 N 303, не соответствующим пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ и Правилам N 491. В остальной части заявления отказал, придя к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения Правил не противоречат действующему законодательству и что доказательств нарушения прав и законных интересов Общества в материалах дела не имеется.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ (в редакции, действовавшей на день принятия заявления Общества к производству арбитражного суда) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Предметом доказывания по настоящему делу являются несоответствие оспариваемых положений нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Бремя доказывания распределяется в соответствии с нормами части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 АПК РФ.
Суд правильно применил статьи 7, 16, 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 5, 36, 39, 161, 162 ЖК РФ, часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правила N 491.
Оспариваемые Обществом положения Правил N 346 проверены судом на соответствие названным нормам права, Правилам N 491, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, а также Санитарным правилам содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые Обществом пункты Правил N 346 (за исключением пункта 2.4 в части, позволяющей определять границы придомовой территории исходя из границ, указанных в техническом паспорте, и на основании расчета, осуществляемого в соответствии с приказом Госстроя России от 28.12.2000 N 303) соответствуют Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам N 491 и не возлагают на управляющие организации дополнительных обязанностей, не предусмотренных жилищным законодательством.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал (в части) в удовлетворении заявления.
Довод жалобы о нарушении судом требований, установленных статьями 168, 169 АПК РФ, не нашел своего подтверждения.
Ссылка на то, что заявление Общества о признании недействующими подпунктов 3, 4, 5, 8 пункта 3.6.8 Правил N 346 по существу не рассмотрено, опровергается текстом судебного акта, содержащим общие выводы.
Довод Общества о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, изданы до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и подлежат применению в части, не противоречащей данному кодексу, не раскрыт.
Кроме того, Общество не подтвердило нарушение оспариваемыми положениями Правил N 346 своих прав и законных интересов.
С учетом того, что нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.08.2014 по делу N А21-1994/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 03.12.2014 ПО ДЕЛУ N А21-1994/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. по делу N А21-1994/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М., рассмотрев 26.11.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.08.2014 по делу N А21-1994/2013 (судьи Сычевская С.Н., Зинченко С.А., Широченко Д.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7", место нахождения: 236040, Калининград, ул. Подполковника Иванникова, 1, ОГРН 1083925039770 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к администрации городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236006, Калининград, Площадь Победы, 1 (далее - Администрация), и городскому Совету депутатов Калининграда, место нахождения: 236006, Калининград, Площадь Победы, 1 (далее - Совет депутатов), с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующими следующих положений Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов Калининграда от 24.12.2008 N 346 (далее - Правила N 346):
- - пункта 2.4 в части, позволяющей определять границы придомовой территории исходя из границ, указанных в техническом паспорте, и на основании расчета, осуществляемого в соответствии с приказом Госстроя России от 28.12.2000 N 303;
- - подпункта "а" пункта 3.6.6;
- - абзаца 1 и подпункта 9 пункта 3.6.8 в части, возлагающей на управляющую организацию обязанности в отношении придомовой территории, границы которой определены иным образом, кроме как на основании данных государственного кадастрового учета;
- - подпунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 пункта 3.6.8;
- - пунктов 4.2.2, 4.2.4, 4.2.5, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6 в части, возлагающей на управляющую организацию обязанность по устройству (установке) и содержанию контейнеров и других сборников для жидких и твердых бытовых отходов, а также контейнерных площадок в соответствии с установленными данными пунктами требованиями.
Определением от 08.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград".
Решением от 28.10.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2014 решение от 28.10.2013 отменено; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Решением от 14.08.2014 заявление Общества удовлетворено частично.
Пункт 2.4 Правил N 346 в части, позволяющей определять границы придомовой территории исходя из границ, указанных в техническом паспорте, и на основании расчета, осуществляемого в соответствии с приказом Госстроя России от 28.12.2000 N 303, признан не соответствующим пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права, а также на отсутствие обоснования принятия судебного акта, просит решение от 14.08.2014 в части отказа в удовлетворении требований отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении его заявления в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суд нарушил требования статей 168, 169 АПК РФ; заявление Общества о признании недействующими подпунктов 3, 4, 5, 8 пункта 3.6.8 Правил N 346 по существу не рассмотрено; отказывая в удовлетворении остальных требований, суд частично повторил нарушение, допущенное при принятии решения от 28.10.2013; судом не учтено, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, изданы до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и подлежат применению в части, не противоречащей данному Кодексу.
В отзывах на кассационную жалобу Администрация и Совет депутатов просят оставить принятый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, оспариваемыми положениями Правил N 346 установлено следующее.
Пункт 2.4. Придомовая территория - земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого (участка) определены на основании данных государственного кадастрового учета, или земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с планом границ, указанных в техническом паспорте, а при отсутствии указанных выше данных рассчитанный в соответствии с приказом Госстроя России от 28.12.2000 N 303, в состав которого входят площадки, сады, тротуары, внутримикрорайонные и внутриквартальные дороги и проезды.
Пункт 3.6.6. На всех площадях и улицах, у подъездов многоквартирных домов, в скверах, парках, зонах отдыха, на вокзалах, рынках, остановках городского и пригородного транспорта, в других общественных местах должны быть установлены урны для мусора:
а) организациями по обслуживанию жилищного фонда, арендаторами, застройщиками и т.д. - у зданий жилищного фонда.
Пункт 3.6.8. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также Правилами N 346, в том числе обеспечивать:
2) очистку дождевой и дренажной системы и гидросооружений на ней, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами. В границах земельного участка очистку дождеприемных колодцев производить еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно;
3) беспрепятственный доступ к смотровым колодцам инженерных сетей, источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам и т.д.), расположенным на обслуживаемой территории;
4) сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями;
5) надлежащее содержание, текущий и капитальный ремонт малых архитектурных форм;
6) установку контейнеров для сбора ТБО, а в неканализованных зданиях - кроме того, и устройство сборников для жидких бытовых отходов;
7) установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку;
8) подготовку территории к сезонной эксплуатации, в том числе промывку и расчистку канавки для обеспечения оттока воды, систематическую сгонку талых вод к люкам и приемным колодцам ливневой сети, очистку территории после окончания таяния снега и осуществление иных необходимых работ;
9) своевременное проведение работ по сгребанию и вывозу снега с придомовых территорий, а также обработку в зимний период скользких участков песко-соляной и (или) специальными противогололедными смесями.
Пункт 4.2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны:
4.2.2. Установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территориям несет их пользователь.
- Если в одном здании, строении, сооружении или на одной территории располагаются несколько собственников (арендаторов), ответственность за организацию сбора и вывоза ТБО, содержание и уборку территории места сбора ТБО (контейнерной площадки) возлагается на собственника здания, строения или земельного участка либо на его арендатора, если это определено соглашением сторон;
- 4.2.4. Осуществлять содержание в исправном состоянии контейнеров и других сборников для жидких и твердых бытовых отходов;
- 4.2.5. Обеспечить свободный проезд к контейнерам, установленным на специально оборудованных контейнерных площадках.
Пункт 4.3. При отсутствии возможности оборудования контейнерной площадки для установки контейнеров допускается установка контейнеров в местах сбора ТБО по согласованию с администрацией района, на территории которого расположено место сбора ТБО.
Пункт 4.4. Размещение контейнерных площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства многоквартирных домов, а также нежилых зданий. В сложившейся застройке контейнеры для сбора ТБО размещаются (устанавливаются) в местах сбора ТБО/на специально оборудованных контейнерных площадках. Тип ограждения контейнерной площадки определяется администрацией. Количество мест сбора ТБО, контейнерных площадок, контейнеров на них должно соответствовать утвержденным нормам накопления ТБО. Размер места сбора ТБО, контейнерной площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Пункт 4.5. Для сбора ТБО следует применять металлические и/или пластмассовые контейнеры. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены (для металлических), иметь маркировку с указанием реквизитов владельцев. Ответственность за техническое и санитарное состояние мест сбора ТБО, контейнерных площадок, а также контейнеров и прилегающей к ним территории несет лицо, получившее согласование на использование места сбора ТБО, контейнерной площадки от администрации района.
Пункт 4.6. Контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трех сторон, подъездной путь для специализированного транспорта.
Общество, полагая, что данные пункты Правил N 346 не соответствуют положениям статей 36, 39, 161, 162 ЖК РФ и Правилам N 491, и возлагают на управляющие организации дополнительные обязанности, не предусмотренные нормами жилищного законодательства, что приведет к дополнительным расходам, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд частично удовлетворил заявление Общества, признав пункт 2.4 Правил N 346 в части, позволяющей определять границы придомовой территории исходя из границ, указанных в техническом паспорте, и на основании расчета, осуществляемого в соответствии с приказом Госстроя России от 28.12.2000 N 303, не соответствующим пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ и Правилам N 491. В остальной части заявления отказал, придя к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения Правил не противоречат действующему законодательству и что доказательств нарушения прав и законных интересов Общества в материалах дела не имеется.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ (в редакции, действовавшей на день принятия заявления Общества к производству арбитражного суда) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Предметом доказывания по настоящему делу являются несоответствие оспариваемых положений нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Бремя доказывания распределяется в соответствии с нормами части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 АПК РФ.
Суд правильно применил статьи 7, 16, 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 5, 36, 39, 161, 162 ЖК РФ, часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правила N 491.
Оспариваемые Обществом положения Правил N 346 проверены судом на соответствие названным нормам права, Правилам N 491, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, а также Санитарным правилам содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые Обществом пункты Правил N 346 (за исключением пункта 2.4 в части, позволяющей определять границы придомовой территории исходя из границ, указанных в техническом паспорте, и на основании расчета, осуществляемого в соответствии с приказом Госстроя России от 28.12.2000 N 303) соответствуют Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам N 491 и не возлагают на управляющие организации дополнительных обязанностей, не предусмотренных жилищным законодательством.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал (в части) в удовлетворении заявления.
Довод жалобы о нарушении судом требований, установленных статьями 168, 169 АПК РФ, не нашел своего подтверждения.
Ссылка на то, что заявление Общества о признании недействующими подпунктов 3, 4, 5, 8 пункта 3.6.8 Правил N 346 по существу не рассмотрено, опровергается текстом судебного акта, содержащим общие выводы.
Довод Общества о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, изданы до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и подлежат применению в части, не противоречащей данному кодексу, не раскрыт.
Кроме того, Общество не подтвердило нарушение оспариваемыми положениями Правил N 346 своих прав и законных интересов.
С учетом того, что нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.08.2014 по делу N А21-1994/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)