Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2014 N 06АП-4973/2014 ПО ДЕЛУ N А73-6291/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2014 г. N 06АП-4973/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Домино": не явились;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домино"
на решение от 06.08.2014 по делу N А73-6291/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Домино"
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Домино" (ОГРН: 1092709001560; далее - ООО "Домино", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - управление, административный орган) от 21.02.2014 N 93/1/14-ЮЖ о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 06.08.2014 в удовлетворении требования отказано по причине пропуска срока на обжалование постановления административного органа, а также фактическим подтверждением состава вмененного нарушения в действиях заявителя.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, административным органом пропущен срок давности привлечения общества к ответственности, а также процедура извещения лица, привлеченного к ответственности, а именно извещение на дату рассмотрения материалов проверки.
Управление в отзыве отклонило позицию заявителя жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина Середкина В.Г. на ненадлежащее содержание жилого фонда ООО "Домино", Прокуратурой Ванинского района Хабаровского края совместно с отделом управления государственного жилищного надзора Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края проведена проверка, по итогам которой составлена справка о ненадлежащем содержании жилого дома N 19 по ул. Зеленая в п. Токи Ванинского района Хабаровского края.
27.01.2014 прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по признакам статьи 7.22. КоАП РФ и материалы административного дела переданы в Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края для рассмотрения.
21.02.2014 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении управлением вынесено постановление N 93/1/14-ЮЖ о привлечении ООО "Домино" к административной ответственности по статье 7.22. КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
ООО "Домино", посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно пункту 1.2 Положения "Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - Положение), утвержденного Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Пунктом 2.1 Положения установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению (пункт 2.2 Положения).
Техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории (пункт 3.1 Положения).
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил названные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу пункта 2.6.2 Правил при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: - устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;- привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; - обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Согласно пункту 3.4.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
Согласно пункту 4.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Пунктом 4.1.7 Правил предусмотрено, что просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком, а пунктом 4.1.9 - следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации.
Не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация. Допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм, в стыках - 1 мм (пункт 4.2.1.3 Правил).
Согласно пункту 4.7.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухоизоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
В соответствие с пунктом 5.1.1 Правил системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
В ходе проверочных мероприятий в отношении спорного дома установлены следующие нарушения:
- - отмостка у дома в трещинах, имеет многочисленные просадки, видны трещины между отмосткой и цоколем здания;
- - в двух местах со стороны фасада здания видны участки парапета здания в которых отсутствует кирпичная кладка;
- - в подъезде окна остеклены в одну нитку, частично отсутствуют внутренние рамы;
- - крышка люка на чердачное помещение не имеет запорной арматуры;
- - в подвальном помещении имеется течь трубопровода и запорной арматуры системы отопления, канализационной системы;
- - трубопровод розлива системы отопления поражена глубокой коррозией;
- - имеются свищи, в подвальном помещении имеется бытовой мусор;
- - самовольная прокладка электропроводки, оголенные концы электропроводки;
- - нежилые помещения используются не по назначению, запреты, доступ ограничен, наличие хозяйственных помещений в доме не предусмотрено.
Факт административного правонарушения, выразившийся в несоблюдении требований правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: справкой о ненадлежащем содержании жилого дома N 19 по ул. Зеленая в п. Токи Ванинского района Хабаровского края, постановлением от 27.01.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того факт нарушений обществом не оспаривается.
Следовательно, вывод о правомерности квалификации административным органом бездействия общества по статье 7.22. КоАП РФ признается обоснованным.
В соответствие с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "Домино" заключается в том, что оно, являясь лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, не приняло все зависящие от него меры по надлежащему содержанию жилищного фонда. Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих выполнению управляющей организацией возложенных на него действующим законодательством обязанностей, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что общество привлечено к ответственности спорным постановлением не на законных основаниях, у второй инстанции не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил также из того, что заявителем пропущен по неуважительной причине срок подачи заявления. Данный вывод поддерживается второй инстанцией.
В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
Данные нормы согласуются с положениями части 2 статьи 208 АПК РФ, в соответствии с которыми, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
На основании абзаца 2 части 2 статьи 208 АПК РФ в случае пропуска десятидневного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что постановление о привлечении к административной ответственности получено заявителем 16.04.2014. Однако жалоба об оспаривании указанного постановления обществом подана в суд только 06.05.2014, то есть за пределами срока, установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ, частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ.
Обратившись с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, общество сослалось на отсутствие в штате общества юриста, что правомерно не признано уважительной причиной для восстановления названого срока.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно указано, пропуск срока для обжалования спорного постановления от 21.02.2014.
Довод заявителя жалобы о том, что административным органом пропущен срок для привлечения общества к ответственности, обоснованно отклонен первой инстанцией.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся административное правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность по статье 7.22 КоАП РФ, выявлено прокуратурой Ванинского района 16.01.2014, а общество привлечено к административной ответственности 21.02.2014, то есть в пределах срока давности, установленного законом.
Ссылка на то, что со стороны административного органа нарушена процедура привлечения общества к ответственности, также не принимается во внимание второй инстанции, поскольку при вынесении постановления о возбуждении административного дела присутствовал сам директор общества, которым, в последующем, своевременно - 19.02.2014, получено определение о дате рассмотрения материалов административного производства - 21.02.2014 (л.д. 8-13, 129).
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений процессуального характера, являющихся безусловным основанием к отмене решения, не установлено. На основании изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.08.2014 по делу N А73-6291/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА

Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)