Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2014 N 08АП-4457/2014 ПО ДЕЛУ N А70-2170/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. N 08АП-4457/2014

Дело N А70-2170/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4457/2014) Открытого акционерного общества "Тепло Тюмени"
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.04.2014 по делу N А70-2170/2014 (судья Бадрызлова М.М.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Тепло Тюмени" (ОГРН 1097232036549, ИНН 7203243499)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
об оспаривании постановления от 18.02.2014 г. N А14/13,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Тепло Тюмени" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

- установил:

Открытое акционерное общество "Тепло Тюмени" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее по тексту - ответчик, Управление) об оспаривании постановления от 18.02.2014 г. N А14/13.
Решением от 03.04.2014 по делу N А70-2170/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку материалами дела подтвержден факт совершения Обществом вмененного ему административного правонарушения, оснований для освобождения Общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что собственники помещений в многоквартирных жилых домах, управляющие компании, осуществляющие управление многоквартирными домами не обращались с просьбой в ОАО "Тепло Тюмени" об установлении приборов учета тепловой энергии и теплоносителя. В связи с чем, ОАО "Тепло Тюмени" необходимо было установить весь перечень объектов города Тюмени подлежащих установке узлов учета, что и послужило причиной затягивания сроков начала и проведения работ, связанных с установкой приборов учета. Сложность работ по установке узлов учета тепловой энергии заключалась в том, что данные работы ОАО "Тепло Тюмени" не могло выполнить собственными силами.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N А 14/13 послужило поступившее в Тюменское УФАС России заявление физического лица по факту неисполнения ОАО "Тепло Тюмени" в срок до 01.07.2013 обязанности по оснащению многоквартирного дома N 57 по ул. Ямская г. Тюмени коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии.
Согласно информации, представленной Государственной жилищной инспекцией Тюменской области (письмо от 09.01.2014 исх. N 0001/14) многоквартирный дом N 57 по ул. Ямская г. Тюмени по состоянию на 07.08.2013 не оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
Таким образом, Тюменским УФАС России было установлено, что собственники помещений многоквартирного дома N 57 по ул. Ямская г. Тюмени не исполнили требование части 5 статьи 13 ФЗ об энергосбережении и не обеспечили оснащение многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии. Соответственно, с 01 июля 2012 года обязанность по оснащению указанного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергоресурсов, согласно части 12 статьи 13 ФЗ об энергосбережении, возлагается на организации, которые осуществляют снабжение или передачу тепловой энергией и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования указанного многоквартирного дома.
Согласно Уставу ОАО "Тепло Тюмени" основными видами деятельности Общества являются: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии). Решением Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2009 N 194 ОАО "Тепло Тюмени" включено в раздел "Поставка (производство) тепловой энергии (мощности)" реестра энергоснабжающих предприятий (организаций), в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того, согласно акту разграничения балансовой принадлежности теплосетей и эксплуатационной ответственности сторон, который является приложением N 2 к договору на теплоснабжение N 2099.025 от 27.12.2012, заключенному между ОАО "Уральская теплосетевая компания" и ОАО "УК "Запад", сети инженерно-технического обеспечения ОАО "Тепло Тюмени" имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома N 57 по ул. Ямская г. Тюмени.
Таким образом, именно ОАО "Тепло Тюмени" в соответствии с частью 12 статьи 13 ФЗ об энергосбережении обязано было в срок до 01.07.2013 совершить действия по оснащению дома N 57 по ул. Ямская г. Тюмени коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии.
В целях рассмотрения поступившего в Управление заявления физического лица в адрес ОАО "Тепло Тюмени" Управлением был направлен запрос информации (от 12.12.2013 исх. N ДШ/10007) о предоставлении сведений и документов, подтверждающих соблюдение Обществом требования части 12 части 13 ФЗ об энергосбережении (относительно дома N 57 по ул. Ямская г. Тюмени).
Согласно информации, представленной ОАО "Тепло Тюмени" (письмо от 27.12.2013 N 5069), в соответствии с требованиями части 12 статьи 13 ФЗ об энергосбережении 17.01.2013 Общество направило в адрес ООО "УК "Запад" уведомление о проведении работ по установке общедомовых приборов учета в указанном доме. Полный объем работ по оснащению многоквартирного жилого дома прибором учета включал в себя разборку трубопроводов из водогазопроводных труб; установку узлов учета; электромонтажные работы; пусконаладочные работы. Все виды работ по оснащению дома приборами учета завершены в ноябре 2013 года, что подтверждается актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2 от 30.11.2013 N 563/1, форма N КС-2 от 30.11.2013 N 563/2), справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 30.11.2013 N 563 (форма N КС-3). С целью обеспечения эксплуатации приборов учета, в адрес ООО "УК "Запад" 19.12.2013 исх. N 4856 направлен комплект документации на коллективные (общедомовые) узлы учета тепловой энергии, который, после подписания Управляющей компанией 25.12.2013, был возвращен Обществу. Также Обществом произведен технический осмотр приборов узла учета, проведена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено, что узел учета соответствует требованиям "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" в полном объеме, о чем составлены и согласованы с ООО "УК "Запад" соответствующие акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 10.12.2013 N 713-13, N 714-13.
По информации, представленной в материалы административного дела ООО "Управляющая компания "Запад" (письмо от 24.12.2004 вх. N 10379), осуществляющего управление многоквартирным домом N 57 по ул. Ямская г. Тюмени по договору от 07.12.2006, установку прибора, составление рабочей и проектной документации, а также ввод в эксплуатацию осуществляло ОАО "Тепло Тюмени". В настоящее время прибор учета тепловой энергии в доме установлен. 23 декабря 2013 года в адрес управляющей компании Обществом передан прибор учета тепла и вся рабочая и проектная документация. С 01.01.2014 прибор учета планируется ввести в коммерческий учет.
Изучив представленные сведения и документы, Тюменское УФАС России пришло к выводу, что Обществом не выполнено требование, предусмотренное частью 12 статьи 13 ФЗ N 216-ФЗ в части совершения в срок до 01.07.2013 действий по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергоресурсов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Нарушение указанного в части 12 статьи 13 ФЗ об энергосбережении требования образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
06.02.2014, в присутствии защитника ОАО "Тепло Тюмени", составлен протокол об административном правонарушении N А14/13 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, выслушав доводы защитников Общества, Тюменское УФАС России пришло к выводу о том, что ОАО "Тепло Тюмени" не выполнило требование части 12 статьи 13 ФЗ об энергосбережении, и 18.02.2014 в присутствии защитников Общества Гибаевой Н.В по доверенности от 11.2.2014 N 29 и Нелюбина А.Д. по доверенности от 17.02.2014 N 36 вынесено постановление N А14/13 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество, не согласившись с данным постановлением Управления, обратилось с вышеназванными требованиями в суд первой инстанции о признании его незаконным.
Решением от 03.04.2014 по делу N А70-2170/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ установлена ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Закон N 261-ФЗ регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, при этом его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно статье 9 Закона N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности помимо прочего осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; порядка исполнения обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом; иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 данной статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 января 2012 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
После 1 января 2012 года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Как следует из материалов дела, во исполнение указанных положений Закона N 261-ФЗ Обществом установлен адресных перечень объектов города Тюмени, подлежащих установке узлов учета в количестве 1239, на которые необходимо было установить узлы тепловой энергии, общая стоимость работ которых (включая г. Тобольск) составила 514 265 680,14 руб., в том числе по г. Тюмени - 346 310 128,55 руб.
Обществом была проведена процедура открытого запроса предложений N 31 от 20.04.212, в результате которой поступило предложение только от одной организации - ООО "Взлет Тюмень", с которой и был заключен договор на оказание услуг по проектированию и установке узлов учета от 10.07.2012 N 72.
Согласно условиям данного договора, а также техническому заданию, комплекс работ, предусмотренный предметом данного договора, по заданию ОАО "Тепло Тюмени" должен быть выполнен в срок до 01.07.2013.
Согласно материалам административного дела, все виды работ по оснащению жилого дома N 57 по улице Ямская г. Тюмени завершены в ноябре 2013 года, что подтверждается актами о приемке выполненных работ, и не оспаривается сторонами по делу.
Суд первой инстанции правомерно указал, что общество, являясь ресурсоснабжающей организацией и располагая сведениями о невыполнении организациями, на чьих объектах должны были быть установлены приборы учета, мер по оснащению приборами учета энергетических ресурсов объектов, в срок до 01.07.2013 со своей стороны не совершило всех необходимых и возможных действий по установке прибора учета тепловой энергии, тем самым не выполнило обязательные требования, предусмотренные частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
В рассматриваемом случае заявитель должен был контролировать проведение работ подрядной организацией, поскольку нарушение сроков установки подрядной организацией автоматически влечет ответственность заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что заявитель не принял всех необходимых мер, доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Изложенное свидетельствует о наличии в деянии ОАО "Тепло Тюмени" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пунктах 18, 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин. Суд первой инстанции правомерно указал, что рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
Поскольку в деле не имеется доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, постольку суд первой инстанции, учитывая характер совершенного правонарушения, значимость установления требований к энергосбережению, то, что правонарушитель не признал своей вины в совершенном правонарушении, а также то, что поводом для проведения проверки послужила жалоба потребителя, обоснованно указал, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении Общества не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Тепло Тюмени" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.04.2014 по делу N А70-2170/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)