Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1681/2014

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2014 г. по делу N 33-1681/2014


Судья Плешков С.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Фроловой Ж.А., Фоминой А.И.,
с участием прокурора Бухаровой А.С.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 03.06.2014 гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района в интересах С. к администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" на решение Юргамышского районного суда Курганской области от, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Юргамышского района в интересах к администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств, затраченных на оплату расколки дров - удовлетворить.
Признать за право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг.
Взыскать с муниципального образования Юргамышский район Курганской области в лице муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу за период с по деньги в сумме рублей".
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, мнение прокурора Бухаровой А.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Юргамышского района в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах С. к администрации Юргамышского района, муниципальному учреждению "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указывал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальных гарантиях, в ходе которой установлено, что С., являющаяся педагогическим работником, перешедшим на пенсию, обладает правом на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за жилое помещение, отопление и освещение. Компенсация понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения ей предоставляется не в полном объеме, предусмотренном Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области". В соответствии с информацией отдела образования администрации Юргамышского района, С. в предоставлено куб. м дров, в - куб. м дров. Дрова предоставлялись нерасколотыми, в связи с чем было израсходовано. на их расколку. Предоставление нерасколотых дров делает невозможным их использование по прямому назначению и требует дополнительных расходов. Предоставление дров, неготовых к применению, нарушает право истца на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением. Полагает, что С. понесла убытки, связанные с оплатой расходов на расколку дров. На основании изложенного, просил признать за С. право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг. Взыскать с муниципального образования Юргамышского района в лице Финансового отдела администрации Юргамышского района денежные средства, затраченные на расколку дров в пользу С. в период с по в сумме рублей.
В судебном заседании прокурор Шабуров В.И. исковые требования поддерживал.
Представитель ответчика администрации Юргамышского района и муниципального учреждения "Финансовый отдел Юргамышского района Курганской области" Д. с требованиями о возмещении понесенных истцом расходов, связанных с оплатой расколки дров не согласилась.
Истец С., представители третьих лиц муниципального учреждения Отдела образования администрации Юргамышский район, Правительства Курганской области, финансового управления Правительства Курганской области, Управление Федерального казначейства по Курганской области, главного управления социальной защиты населения по Курганской области, МКОУ "Кипельская средняя общеобразовательная школа" в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" просит решение суда отменить в части взыскания возмещения расходов по расколке дров. В обоснование указывает, что согласно федеральному законодательству размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Ссылается на порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, принятый во исполнение закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", услуги по расколке дров не предусмотрены. Финансирование расходов, предусмотренных Законом Курганской области N 75, осуществляется за счет средств областного бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Юргамышского района Курганской области, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Представитель прокуратуры Курганской области Бухарова А.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции выразила несогласие с доводами жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело и доводы апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что С. зарегистрирована и проживает по адресу:, осуществляла педагогическую деятельность в сельской местности, в настоящее время является пенсионером.
Являясь педагогическим работником, вышедшим на пенсию, истец пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление жилого помещения, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" (в редакции, действовавшей до 11.11.2011) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было предусмотрено для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), что указано в ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.05.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", после 01.05.2005 федеральным законодателем сохранены.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
В силу ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в ст. ст. 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действующего с 11.11.2011) нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" (в редакции от 23.07.2009, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к которым, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 в редакции, действовавшей в спорный период, педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Материалами дела установлено, что С. в приобретены дрова в количестве по куб. м ежегодно, расходы по приобретению дров были ей компенсированы путем выплаты денежных средств.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось ответчиком, дрова для отопления жилого помещения с ей предоставлялись в нерасколотом виде, в связи с чем С. вынуждена была понести расходы на расколку дров путем заключения соответствующих договоров и выплате средств по договорам.
Суд первой инстанции установил, что С. обращалась в муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области с заявлением о возмещении понесенных ею расходов по расколке дров, однако расходы ей не были возмещены.
В целях реализации Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области (далее Порядок), который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно п. 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц, в частности, о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц, справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 разд. 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возмещения С. расходов, понесенных в связи с расколкой дров.
Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки определен в п. 12 указанного выше постановления администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, согласно которому финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 разд. I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что указанным выше Порядком не предусмотрено возмещение расходов по оказанию услуг по расколке дров является несостоятельным, поскольку, приобретая дрова в не расколотом виде, С. в полном объеме не получала меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для педагогических работников, проживающих в сельской местности.
Кроме того, в соответствии с ГОСТ 3243-88 Дрова. Технические условия, распространяемом на дрова, используемые в качестве топлива, дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см - на четыре части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.
Таким образом, дрова должны быть предоставлены истцу в таком виде, в котором возможно их использование по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае С. будет лишена возможности использовать предоставленные ей законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего у судебной коллегии оснований не имеется, и не влекут отмену постановленного в соответствии с законом судебного решения.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части решения мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Юргамышского районного суда Курганской области от оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" - без удовлетворения.

Судья-председательствующий
Е.В.ПРАСОЛ

Судьи
А.И.ФОМИНА
Ж.А.ФРОЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)