Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2014 ПО ДЕЛУ N А56-77535/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2014 г. по делу N А56-77535/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Черемошкиной В.В., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Алчубаевой Т.Е.
при участии:
от истца: Эрдняева Г.Н., доверенность от 03.07.2014
от ответчика 1-2: Полтанова С.Н., доверенность от 23.06.2014, от 04.04.2014
от 3-го лица: Штемпелева М.М., доверенность от 27.12.2013
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "РЭС ТСВ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2014 по делу N А56-77535/2013 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Кировского района"
к обществу с ограниченной ответственностью УК "РЭС ТСВ"
обществу с ограниченной ответственностью "Кировский РЭС ТСВ"
3-е лицо: Администрация Кировского района Санкт-Петербурга
об обязании

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Кировского района", место нахождения: 198096, Санкт-Петербург, ул. Портовая, д. 13, (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью УК "РЭС ТСВ", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, ул. Радищева, д. 33 лит. А пом. 7-Н, далее - ответчик 1) и Обществу с ограниченной ответственностью "Кировский РЭС ТСВ", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, ул. Радищева, д. 33 лит. А пом. 7-Н, далее - ответчик 2) об обязании передать дома по адресам: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 140, 142, 144, 146, 150, 152, 156, 158, 160, 164, 168, 170 литеры А и всю документацию домов в соответствии с типовой межведомственной формой N ОС-1а.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика 1 передать дома по адресам: г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 140, 142, 146, 152, 158, 160, 164, 168, 170 литеры А и всю документацию домов в соответствии с типовой межведомственной формой N ОС-1а, техническую документацию на многоквартирные дома и иные связанные с управлением такими домами документы, указанные в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и/или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, и в п. п. 1.5.1 - 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, а именно:
1) копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра,
2) проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии),
3) паспорта лифтов;
4) сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
5) журналы заявок жителей;
6) документы (акты) о приемке результатов работ, принятых ответчиком за период управления многоквартирным домом;
7) акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией,
8) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, а также обязать ответчика 2 передать дома по адресам: г. Санкт-Петербург, пр. Стачек д. N 144, 150, 164 и всю документацию домов в соответствии с типовой межведомственной формой N ОС-1а., техническую документацию на многоквартирные дома и иные связанные с управлением такими домами документы, указанные в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и/или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, и в п. п. 1.5.1 - 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, а именно:
1) копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра,
2) проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии),
3) паспорта лифтов;
4) сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
5) журналы заявок жителей;
6) документы (акты) о приемке результатов работ, принятых ответчиком за период управления многоквартирным домом;
7) акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией,
8) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2014 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик 1 просит обжалуемое решение отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование своих апелляционных доводов ответчик 1 считает необоснованным отказ в удовлетворении ходатайства ответчика 1 в приостановлении производства по делу до разрешения дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, указывая в обоснование данного ходатайства на обращения собственников помещений спорных многоквартирных домов в суд общей юрисдикции о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений жилого дома, в соответствии с которым в качестве управляющей организации был выбран истец.
Податель жалобы полагает, что истцом не были представлены доказательства законности его избрания в качестве управляющей организации, а также отсутствуют доказательства соблюдения истцом и/или собственниками порядка избрания управляющей компания в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства.
Вместе с тем, податель жалобы считает, что судом нарушены основные принципы судопроизводства, поскольку ответчик был лишен права ознакомления с материалами дела, лишен возможности участвовать с в исследовании доказательств, выступить в прениях для обоснования своей позиции по делу, лишен права выступить в репликах.
Податель жалобы полагает, что поскольку проведенные общие собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, в соответствии с которыми истец был избран управляющей организацией, не были оценены судом первой инстанции, у суда отсутствовали правовые основания для вывода о прекращении договора управления многоквартирным домом ответчиком и о выборе истца в качестве управляющей организации.
В судебном заседании представитель ответчика 1 просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца и третьего лица против апелляционной жалобы возражали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в период с августа по октябрь 2013 собственниками многоквартирных домов по адресам: г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 140, 142, 144, 146, 150, 152, 156, 158, 160, 164, 168, 170 литеры А, находившихся в управлении ООО УК "РЭС ТСВ" на общих собраниях собственников принято решение о расторжении договора управления многоквартирными домами в связи с ненадлежащим исполнением условий договора, а также о выборе в качестве управляющей компании ООО "Жилкомсервис N 3 Кировского района", что подтверждается решениями общих собраний собственников.
В соответствии с тем, что в ходе судебного заседания представитель ООО УК "РЭС ТСВ" пояснил, что вся документация на дома N 150, 156 и 144, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек передана другой управляющей компании ООО "Кировский РЭС ТСВ", истец уточнил исковые требования.
Согласно общим положениям статей 450, 452 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В то же время системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.
Так в соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При этом согласно пункту 3 данной статьи способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
По смыслу приведенных положений жилищного законодательства изменение способа управления многоквартирным домом является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией. Данный вывод согласуется и со сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 15.07.2010 N 1093/10 правовой позицией, согласно которой недопустимо одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом. Данная позиция основана на толковании норм статьи 161 Жилищного кодекса РФ, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных упомянутой статьей способов управления.
В данном случае предусмотренное законом право собственников помещений многоквартирного дома на свободный выбор способа управления таким домом не может ограничиваться наличием ранее заключенного со специализированной управляющей организацией соответствующего договора.
Пункт 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ регулирует порядок разрешения вопроса о прекращении договора на управление многоквартирным домом в рамках одного из ранее выбранных способов управления, тогда как требования по настоящему делу связаны с изменением порядка управления многоквартирным домом.
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
Действие подпункта "г" пункта 24 распространяется на многоквартирные дома, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 1 июля 2007 года (пункт 6 данного Постановления).
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В пункте 26 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" указана иная документация подлежащая передаче. В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с п. 27 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
В соответствии с п. 2 Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2005 N 21-р (ред. от 30.05.2005) "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций" для принятия дома в управление уполномоченная собственниками управляющая организация обращается к управлявшей домом жилищной организации с заявлением о передаче жилого дома в управление, оформленным в соответствии с приложением 1.
Основанием для передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации является протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по выбору способа управления, а в случае выбора в качестве способа управления создание Товарищества, свидетельство о государственной регистрации Товарищества.
В соответствии с п. 4 Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2005 N 21-р (ред. от 30.05.2005) "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций" после приема заявления организация, осуществлявшая управление и техническое обслуживание многоквартирного дома, в 10-дневный срок:
- передает уполномоченной собственниками управляющей организации техническую и бухгалтерскую документацию на многоквартирный дом, достаточную для определения границ эксплуатационной ответственности по акту приемки-передачи в соответствии с типовой межведомственной формой N ОС-1а;
- направляет уведомления о передаче многоквартирного дома в управление уполномоченной собственниками управляющей организации, по форме в соответствии с приложением 2 в соответствующую администрацию района Санкт-Петербурга, районное агентство Комитета по управлению городским имуществом, районное жилищное агентство.
Письмом от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации на многоквартирный дом" Минрегион РФ разъяснил, что Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом (далее - техническая документация).
Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Согласно части 10 статьи 162 Кодекса управляющая организация обязана передать имеющуюся в ее распоряжении техническую документацию:
- вновь выбранной управляющей организации;
- товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу;
- в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений одному из собственников, указанному в решении общего собрания о выборе способа управления, или, если собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Поскольку Кодекс не устанавливает иное, имеющаяся в наличии техническая документация должна передаваться безвозмездно.
В соответствии с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 30 марта 2010 года N 17074/09 - согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктом 10 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по передаче документации возникает, в частности, при наличии такого юридического факта, как создание товарищества собственников жилья.
Пунктом 2 распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2005 N 21-р "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций" (далее - распоряжение) предусмотрено, что для принятия дома в управление управляющая организация обращается к управлявшей домом жилищной организации с заявлением о передаче жилого дома в управление, оформленным в соответствии с приложением 1.
Во исполнение данного распоряжения истец направлял в адрес ответчика соответствующее заявление с приложением необходимых документов, однако ответчик от передачи жилых домов уклонялся, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 30 марта 2010 года N 17074/09 в силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, в частности, вновь созданному товариществу собственников жилья.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательства в их совокупности, проверив и проанализировав доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика отсутствуют. При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Арбитражный суд первой инстанции, применив нормы гражданского и процессуального законодательства, исследовав представленные в дело доказательства с учетом доводов и возражений сторон и исходя из условий договора, пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком условий по передаче технической документации, обоснованно признав требования истца правомерными со ссылкой, что отсутствие или утрата технической документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
В соответствии с нормами подпункта 1 пункта 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом РФ, конституционным (уставным) судом субъекта РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
В обоснование ходатайства о приостановлении производства по делу ответчиком 1 представлены копии определений Кировского районного суда Санкт-Петербурга об оставлении без движений исковых заявлений физических лиц о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений жилого дома.
С учетом непредставления ответчиком 1 доказательств принятия к производству исковых заявлений судом общей юрисдикции, у арбитражного суда первой инстанции не имелось законных оснований для приостановления производства по делу.
Апелляционный довод об объявлении результатов рассмотрения ходатайства о приостановлении производства по делу до стадии судебных прений не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повлекли или могли повлечь принятие неправильного решения.
Само по себе несогласие с оценкой исследованных судом документов, о чем идет речь в апелляционной жалобе, основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не является.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2014 по делу N А56-77535/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
В.Б.СЛОБОЖАНИНА

Судьи
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
М.А.ШЕСТАКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)