Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.06.2013 N 33-2524/2013

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. N 33-2524/2013


Судья Гусев А.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.
судей Свирской О.Д., Озерова С.А.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
при секретаре Д.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Сосновоборского городского прокурора, действующего в интересах Н.А., к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области и отказано в удовлетворении исковых требований Сосновоборского городского прокурора, действующего в интересах Н.А., к Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., возражения представителя Комитета общего и профессионального образования по доверенности К., заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Сосновоборский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Н.А., обратился в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области и Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, в котором просил обязать ответчиков предоставить Н.А. .... года рождения, уроженцу <адрес>, жилое помещение в соответствии с требованием законодательства.
В обоснование заявленных требований Сосновоборский городской прокурор ссылался на те обстоятельства, что Сосновоборской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Н.А. о нарушении его прав, как лица, оставшегося без попечения родителей, по факту необеспечения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью. В ходе проверки установлено, что решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области по делу N от ... семья Н.С. и Н.Т. с двумя несовершеннолетними детьми: Н.А. и Н.А.С. была выселена без предоставления жилья. С ... по ... истец Н.А. находился в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>: Ефимовской специальной (коррекционной) школе-интернате, профессиональном училище N <адрес>, так как его родители ... лишены родительских прав по решению Петродворцового районного суда <адрес>. С ... года по ... года Н.А. отбывал срок в местах лишения свободы. В ... года Н.А. как оставшийся без попечения родителей, обратился в Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области по вопросу обеспечения его жильем.
Постановлением главы администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ N от ... Н.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Учитывая, что Н.А. имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленного жилья, прокурор, ссылаясь в обоснование требований на положения Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просит защиты нарушенного жилищного права в судебном порядке (л.д. 4 - 6).
В заседании суда первой инстанции помощник прокурора г. Сосновый Бор Ликратова Н.В., истец Н.А., поддержали исковые требования.
Представитель ответчика администрации МО Сосновоборский городской округ, Т., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора не признал, просил в удовлетворении требований отказать, пояснив, что муниципальный контракт N на участие в долевом строительстве однокомнатных квартир в многоквартирных жилых домах заключенный ... между администрацией МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области и ООО "...", зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Сосновоборский отдел. Согласно информации о лицах, из числа детей-сирот оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в Сосновоборском городском округе по состоянию на ... Н.А. состоит на учете, планируется приобретение жилья в 2013 г. в соответствии с муниципальным контрактом на участие в долевом строительстве однокомнатных квартир в многоквартирных жилых домах. Администрация выполнит обязательства по предоставлению Н.А. по программе социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после ввода в эксплуатацию строящегося жилого дома.
Представитель ответчика Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, в судебное заседание не явился, представил свои возражения, в которых исковые требования не признал, указав, что в настоящий момент муниципальный контракт N на участие в долевом строительстве однокомнатных квартир в многоквартирных жилых домах зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Сосновоборский отдел. В соответствии с данным контрактом по решению администрации МО Сосновоборский городской округ Н.А. будет предоставлено жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства.
Поскольку обязательства по выделению необходимых денежных средств Ленинградской области для администрации МО Сосновоборский городской округ выполнены Комитетом в полном объеме просит суд в требованиях заявленных прокурором города Сосновый Бор в части обязания Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области предоставить Н.А. жилое помещение в соответствии с требованием законодательства отказать.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2013 года исковые требования Сосновоборского городского прокурора, действующего в защиту интересов Н.А., к администрации МО Сосновоборский городской округ удовлетворены.
Суд обязал администрацию муниципального образования Сосновоборский городской округ предоставить Н.А., ... года рождения, уроженцу <адрес>, жилое помещение в соответствии с требованием законодательства.
В удовлетворении искового заявления Сосновоборского городского прокурора, действующего в защиту интересов Н.А. к Комитету общего и профессионального образования <адрес> об обязании предоставить Н.А., ... года рождения, уроженцу <адрес>, жилое помещение в соответствии с требованием законодательства, отказано.
Администрация МО Сосновоборский городской округ не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, ее представитель по доверенности Т. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2013 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве оснований для отмены судебного решения ответчик ссылался на отсутствие предмета спора и оснований для обращения в суд за защитой нарушенных социальных прав, свобод и законных интересов, поскольку администрацией не оспаривается право истца на жилье, предоставляемое в соответствии с ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также предпринимаются соответствующие меры для обеспечения Н.А. жилым помещением.
Представитель администрации МО Сосновоборский городской округ в суд апелляционной инстанции не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, о чем имеется извещение, направленное по факсу. Заявлений об отложении рассмотрения жалобы не представил, доказательств уважительности причин неявки в суд апелляционной инстанции не представил.
В соответствии с положениями части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО Сосновоборский городской округ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 1 п. 2 "ж" ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно пункту 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действующему на момент обращения истца за социальной защитой прав в администрацию, вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действующим на момент постановки на учет Н.А. в качестве нуждающегося в жилье, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции на основании имеющихся материалов дела установлено, что Н.А. относится к категории детей-сирот, в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, не имеет закрепленного жилого помещения, соответствующего социальным нормам, установленным действующим законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанный статус истца подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
В ходе рассмотрения дела ответчиками не оспаривалось право истца на получение жилого помещения.
Как следует из материалов дела между администрацией МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области и Н.А. заключен Договор N от ... краткосрочного найма жилого помещения состоящего из 2 комнат общей площадью ... кв. метра расположенного <адрес>, что подтверждается копией договора, актом приема-передачи жилого помещения от ...
Согласно п. 14 Договора краткосрочного найма жилого помещения, Договор действует временно до обеспечения нанимателя жилым помещением в соответствии с Областным законом <адрес> от ... N -оз "О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Ленинградской области".
Кроме того в материалы дела представлен муниципальный контракт N на участие в долевом строительстве однокомнатных квартир в многоквартирных жилых домах заключенный ... между администрацией МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области и ООО "Техстрой плюс", зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Сосновоборский отдел. Согласно информации о лицах, из числа детей-сирот оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в Сосновоборском городском округе по состоянию на ... Н.А. состоит на учете, планируется приобретение жилья в 2013 г. в соответствии с муниципальным контрактом на участие в долевом строительстве однокомнатных квартир в многоквартирных жилых домах.
В соответствии с Областным законом от 17 декабря 2012 года N 96-оз "О внесении изменений в Областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Сосновоборскому городскому округу выделены средства субвенции в сумме ..., что подтверждается копией уведомления.
Таким образом, обязательства по выделению необходимых денежных средств Ленинградской области выполнены в полном объеме.
С учетом субъектного состава лиц, участвующих в деле, учитывая изменения законодательства на момент разрешения спора при рассмотрении и разрешении заявленного прокурором спора следует руководствоваться также положениями Закона Российской Федерации N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона (в редакции ФЗ N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом, положениями статьи 8 указанного Закона установлено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями" (п. п. 7, 8, 9).
Согласно статье 4 указанного Закона действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно и отмене по доводам жалобы не подлежит.
При этом судом правомерно обязанность по обеспечению истца жилым помещением в силу положений пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 2 Областного закона Ленинградской области от 17.06.2011 N 47-оз "О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ленинградской области" возложена на администрацию муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции, удовлетворив заявление прокурора г. Сосновый бор к администрации МО Сосновоборский городской округ, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, правомерно учел положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Ленинградской области от 28 июля 2005 года N 65-оз "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ленинградской области" и постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права при точном соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)