Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокуратура выдала представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которым возложила на управляющую компанию обязанность по принятию мер к установке в многоквартирных домах, находящихся в ее управлении, коллективных приборов учета тепловой энергии и горячей воды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Александровой О.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремжилстрой +"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2014,
принятое судьей Сизовым А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
по делу N А31-9839/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания "Ремжилстрой +"
к Прокуратуре города Костромы
о признании незаконным и отмене представления
и
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремжилстрой +" (далее - Общество, ООО "УК "Ремжилстрой +") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры города Костромы (далее - Прокуратура) от 11.08.2014 N 7-306пр-2014.
Решением суда от 17.12.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 решение оставлено без изменения.
ООО "УК "Ремжилстрой +" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили положения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Общество считает, что в случае если приборы учета не установлены собственниками добровольно, то обязанность по установке приборов учета лежит на ресурсоснабжающей организации, а не на Обществе.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Прокуратура города Костромы в связи с поступившим поручением Прокуратуры Костромской области, обращением заместителя губернатора Костромской области провела проверку исполнения жилищного законодательства и законодательства в сфере энергоэффективности в деятельности ООО "УК "Ремжилстрой +".
В ходе проведенной проверки установлено, что Обществом допущены нарушения, выразившиеся в начислении платы за отопление в отопительный период 2013-2014 исходя из норматива, утвержденного постановлением департамента ТЭК и ТП Костромской области от 11.08.2011 N 11/158, и в необорудовании многоквартирных домов по адресам: ул. Индустриальная, д. 35; ул. Лагерная, д. 4, 6; ул. Мясницкая, д. 106, 110; 1-й Сосновый проезд, д. 25; 2-й Сосновый проезд, д. 15, 16, 19, 21; 3-й Сосновый проезд, д. 1, 4а, 6а, 7, 9,10, 11; ул. Никитская д. 49, 51, 53, 68, 72, 74, 82а, 88, 98, 100, 102а, 106, 110, 112, 126, 203; ул. Свердлова, д. 125а; ул. Скворцова, д. 12,14, 16, 16а, 20, 20а; ул. Шагова, д. 146/22, 148, 150, 150а, 152, 179, 183, 183а, 185а, 187, 195, 199, 203, выбравшими в качестве способа управления - управление управляющей организацией, общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
По результатам проверки Прокуратура 11.08.2014 выдала директору ООО "УК "Ремжилстрой +" представление N 7-306пр-2014 об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства в сфере энергоэффективности, которым на ООО "УК "Ремжилстрой +" возложена обязанность по принятию мер к установке коллективных приборов учета тепловой энергии, горячего водоснабжения в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества.
Посчитав, что выданное Прокуратурой представление не соответствует положениям действующего законодательства (в частности требованиям частей 5, 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ) и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "УК "Ремжилстрой +" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 158, статьей 161, частями 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 1, пунктом 11 статьи 2, пунктом 7 статьи 9, частью 4 статьи 12, частями 5, 12 статьи 13, Федерального закона N 261-ФЗ, Правилами N 491, Перечнем обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2010 N 433-а, суд первой инстанции сделал вывод о законности оспариваемого представления и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 16 Правил N 491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений в зависимости от способа управления многоквартирным домом, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно пункту 7 статьи 9 указанного закона государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
В части 5 статьи 13 данного закона установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (часть 2), а в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий в силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил N 491.
В пункте 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 данных правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В пунктах 4 и 6 Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2010 N 433-а, предусмотрена обязанность ответственного лица по установке коллективного (общедомового) прибора учета используемой тепловой энергии и установке коллективного (общедомового) прибора учета используемой воды, в качестве ответственных лиц указаны ресурсоснабжающая организация, управляющая организация, в качестве источника финансирования указана плата за содержание и ремонт жилого помещения.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
Суды установили, что ООО "УК "Ремжилстрой +" осуществляет управление многоквартирными домами, указанными в оспариваемом представлении, на основании заключенных договоров управления.
Следовательно, Общество является лицом, ответственным за содержание названных многоквартирных домов, в связи с чем обязано установить в обслуживаемых им многоквартирных домах общедомовые приборы учета энергетических ресурсов.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого предписания.
Ссылка Общества на то, что представление выдано Прокуратурой неправомерно, отклоняется в связи со следующим.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представляет прокурору или его заместителю в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, право вносить представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 названного закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу N А31-9839/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремжилстрой +" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремжилстрой +".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремжилстрой +" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 06.05.2015 N 240.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 29.06.2015 N Ф01-2351/2015 ПО ДЕЛУ N А31-9839/2014
Требование: О признании недействительным представления прокуратуры.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокуратура выдала представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которым возложила на управляющую компанию обязанность по принятию мер к установке в многоквартирных домах, находящихся в ее управлении, коллективных приборов учета тепловой энергии и горячей воды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. по делу N А31-9839/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Александровой О.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремжилстрой +"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2014,
принятое судьей Сизовым А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
по делу N А31-9839/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания "Ремжилстрой +"
к Прокуратуре города Костромы
о признании незаконным и отмене представления
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремжилстрой +" (далее - Общество, ООО "УК "Ремжилстрой +") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры города Костромы (далее - Прокуратура) от 11.08.2014 N 7-306пр-2014.
Решением суда от 17.12.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 решение оставлено без изменения.
ООО "УК "Ремжилстрой +" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили положения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Общество считает, что в случае если приборы учета не установлены собственниками добровольно, то обязанность по установке приборов учета лежит на ресурсоснабжающей организации, а не на Обществе.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Прокуратура города Костромы в связи с поступившим поручением Прокуратуры Костромской области, обращением заместителя губернатора Костромской области провела проверку исполнения жилищного законодательства и законодательства в сфере энергоэффективности в деятельности ООО "УК "Ремжилстрой +".
В ходе проведенной проверки установлено, что Обществом допущены нарушения, выразившиеся в начислении платы за отопление в отопительный период 2013-2014 исходя из норматива, утвержденного постановлением департамента ТЭК и ТП Костромской области от 11.08.2011 N 11/158, и в необорудовании многоквартирных домов по адресам: ул. Индустриальная, д. 35; ул. Лагерная, д. 4, 6; ул. Мясницкая, д. 106, 110; 1-й Сосновый проезд, д. 25; 2-й Сосновый проезд, д. 15, 16, 19, 21; 3-й Сосновый проезд, д. 1, 4а, 6а, 7, 9,10, 11; ул. Никитская д. 49, 51, 53, 68, 72, 74, 82а, 88, 98, 100, 102а, 106, 110, 112, 126, 203; ул. Свердлова, д. 125а; ул. Скворцова, д. 12,14, 16, 16а, 20, 20а; ул. Шагова, д. 146/22, 148, 150, 150а, 152, 179, 183, 183а, 185а, 187, 195, 199, 203, выбравшими в качестве способа управления - управление управляющей организацией, общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
По результатам проверки Прокуратура 11.08.2014 выдала директору ООО "УК "Ремжилстрой +" представление N 7-306пр-2014 об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства в сфере энергоэффективности, которым на ООО "УК "Ремжилстрой +" возложена обязанность по принятию мер к установке коллективных приборов учета тепловой энергии, горячего водоснабжения в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества.
Посчитав, что выданное Прокуратурой представление не соответствует положениям действующего законодательства (в частности требованиям частей 5, 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ) и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "УК "Ремжилстрой +" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 158, статьей 161, частями 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 1, пунктом 11 статьи 2, пунктом 7 статьи 9, частью 4 статьи 12, частями 5, 12 статьи 13, Федерального закона N 261-ФЗ, Правилами N 491, Перечнем обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2010 N 433-а, суд первой инстанции сделал вывод о законности оспариваемого представления и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 16 Правил N 491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений в зависимости от способа управления многоквартирным домом, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно пункту 7 статьи 9 указанного закона государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
В части 5 статьи 13 данного закона установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (часть 2), а в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий в силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил N 491.
В пункте 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 данных правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В пунктах 4 и 6 Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2010 N 433-а, предусмотрена обязанность ответственного лица по установке коллективного (общедомового) прибора учета используемой тепловой энергии и установке коллективного (общедомового) прибора учета используемой воды, в качестве ответственных лиц указаны ресурсоснабжающая организация, управляющая организация, в качестве источника финансирования указана плата за содержание и ремонт жилого помещения.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
Суды установили, что ООО "УК "Ремжилстрой +" осуществляет управление многоквартирными домами, указанными в оспариваемом представлении, на основании заключенных договоров управления.
Следовательно, Общество является лицом, ответственным за содержание названных многоквартирных домов, в связи с чем обязано установить в обслуживаемых им многоквартирных домах общедомовые приборы учета энергетических ресурсов.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого предписания.
Ссылка Общества на то, что представление выдано Прокуратурой неправомерно, отклоняется в связи со следующим.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представляет прокурору или его заместителю в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, право вносить представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 названного закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу N А31-9839/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремжилстрой +" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремжилстрой +".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремжилстрой +" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 06.05.2015 N 240.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)