Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Предоставление земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Сафроновой Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - Антошкиной Г.В. (доверенность от 09.01.2013),
заинтересованного лица - Моханько А.И. (доверенность от 04.12.2012),
третьего лица - Серовой А.М. (доверенность от 25.03.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-1377/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Вираж-2", г. Самара, (ОГРН 1026301511840) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, третье лицо - ГУ МЧС по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
открытое акционерное общество "Вираж-2" (далее - заявитель, ОАО "Вираж-2") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения предмета требований) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Самарской области) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600,4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7, и об обязании принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7 на пять земельных участков и заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка площадью 60 600,4 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013, решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 по делу N А55-1377/2013 отменено. ОАО "Вираж-2" требования удовлетворены. Признан незаконным отказ ТУ Росимущества в Самарской области в предоставлении ОАО "Вираж-2" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600,4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7. Суд обязал ТУ Росимущества в Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Вираж-2" в установленном порядке.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 отменить, решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 оставить в силе по основаниям указанным в кассационной жалобе.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 14.10.2013 объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 21.10.2013. Информация размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После перерыва судебное заседание продолжено 21.10.2013 в 16 часов 00 минут в том же составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 68 000 кв. м с кадастровым номером 63:01:0930001:7, расположенным по адресу: г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, что подтверждается свидетельством о праве от 07.09.1992 N 1550.
На данном земельном участке, помимо объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, расположен и объект гражданской обороны, находящийся в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 28.04.2009 N 3521.
28 июня 2012 года заявитель обратился в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением, в котором просил заключить с ним договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600,4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7, и выдать доверенность для осуществления кадастрового учета раздела этого участка.
Сообщением от 04.12.2012 N 24/471 заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Отказывая заявителю в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка, ТУ Росимущества в Самарской области в данном письме указало на следующие обстоятельства: заявителем не представлен документ, предусмотренный пунктом 1 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок; на испрашиваемый земельный участок государственная регистрация права собственности не осуществлена, в связи с чем этот участок не может быть объектом договора купли-продажи; обязанность органа государственной власти принять решение о разделе земельного участка законодателем не установлена; полномочия по принятию решений об образовании земельных участков территориальным органам Росимущества не делегированы; для осуществления раздела земельного участка заявителю необходимо обратиться непосредственно в адрес Росимущества. Кроме того, в данном письме ТУ Росимущества в Самарской области предложило заявителю представить копии платежных поручений, подтверждающих соблюдение заявителем принципа платности использования земельного участка за последние 3 года.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Суд апелляционной инстанции, признавая незаконным отказ ТУ Росимущества в Самарской области в предоставлении ОАО "Вираж-2" в собственность земельного участка и обязывая устранить нарушения, не указал какие действия должно совершить ТУ Росимущества в Самарской области.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ограничен перечень документов, которые необходимо прилагать к заявлению о проведении кадастрового учета.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не предусмотрено, что в состав документов, необходимых для кадастрового учета земельных участков, образуемых из земельного с кадастровым номером 63:01:0930001:7, входит решение о разделе земельного участка, предусмотренное пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом правильно отмечено, что пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что под образованием земельного участка понимается, в том числе и его раздел.
Пунктом 4 данной статьи установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда.
Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
ТУ Росимущества в Самарской области является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принимать соответствующие заявления и решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков на территории Самарской области.
Внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации прав собственников объектов недвижимости.
Положениями статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (ее органам) не предоставлено право изменять порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Обществом заявлены требования не только о признании незаконным отказа, но и обязании принять решение о разделе земельного участка на пять земельных участков.
Между тем заявленное требование не рассмотрено, не рассмотрен вопрос по межеванию пяти участков, согласование со смежными землепользователями по размеру размежеванных участков, не привлечены к участию в деле правообладатели объектов недвижимости на этих земельных участках.
Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
У суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по исследованию и установлению новых обстоятельств дела, оценке доказательств, представленных сторонами.
Поскольку названные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения спора, обжалованные судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу N А55-1377/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.10.2013 ПО ДЕЛУ N А55-1377/2013
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Предоставление земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2013 г. по делу N А55-1377/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Сафроновой Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - Антошкиной Г.В. (доверенность от 09.01.2013),
заинтересованного лица - Моханько А.И. (доверенность от 04.12.2012),
третьего лица - Серовой А.М. (доверенность от 25.03.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-1377/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Вираж-2", г. Самара, (ОГРН 1026301511840) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, третье лицо - ГУ МЧС по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
открытое акционерное общество "Вираж-2" (далее - заявитель, ОАО "Вираж-2") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения предмета требований) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Самарской области) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600,4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7, и об обязании принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7 на пять земельных участков и заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка площадью 60 600,4 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013, решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 по делу N А55-1377/2013 отменено. ОАО "Вираж-2" требования удовлетворены. Признан незаконным отказ ТУ Росимущества в Самарской области в предоставлении ОАО "Вираж-2" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600,4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7. Суд обязал ТУ Росимущества в Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Вираж-2" в установленном порядке.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 отменить, решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 оставить в силе по основаниям указанным в кассационной жалобе.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 14.10.2013 объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 21.10.2013. Информация размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После перерыва судебное заседание продолжено 21.10.2013 в 16 часов 00 минут в том же составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 68 000 кв. м с кадастровым номером 63:01:0930001:7, расположенным по адресу: г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, что подтверждается свидетельством о праве от 07.09.1992 N 1550.
На данном земельном участке, помимо объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, расположен и объект гражданской обороны, находящийся в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 28.04.2009 N 3521.
28 июня 2012 года заявитель обратился в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением, в котором просил заключить с ним договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600,4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7, и выдать доверенность для осуществления кадастрового учета раздела этого участка.
Сообщением от 04.12.2012 N 24/471 заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Отказывая заявителю в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка, ТУ Росимущества в Самарской области в данном письме указало на следующие обстоятельства: заявителем не представлен документ, предусмотренный пунктом 1 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок; на испрашиваемый земельный участок государственная регистрация права собственности не осуществлена, в связи с чем этот участок не может быть объектом договора купли-продажи; обязанность органа государственной власти принять решение о разделе земельного участка законодателем не установлена; полномочия по принятию решений об образовании земельных участков территориальным органам Росимущества не делегированы; для осуществления раздела земельного участка заявителю необходимо обратиться непосредственно в адрес Росимущества. Кроме того, в данном письме ТУ Росимущества в Самарской области предложило заявителю представить копии платежных поручений, подтверждающих соблюдение заявителем принципа платности использования земельного участка за последние 3 года.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Суд апелляционной инстанции, признавая незаконным отказ ТУ Росимущества в Самарской области в предоставлении ОАО "Вираж-2" в собственность земельного участка и обязывая устранить нарушения, не указал какие действия должно совершить ТУ Росимущества в Самарской области.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ограничен перечень документов, которые необходимо прилагать к заявлению о проведении кадастрового учета.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не предусмотрено, что в состав документов, необходимых для кадастрового учета земельных участков, образуемых из земельного с кадастровым номером 63:01:0930001:7, входит решение о разделе земельного участка, предусмотренное пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом правильно отмечено, что пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что под образованием земельного участка понимается, в том числе и его раздел.
Пунктом 4 данной статьи установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда.
Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
ТУ Росимущества в Самарской области является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принимать соответствующие заявления и решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков на территории Самарской области.
Внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации прав собственников объектов недвижимости.
Положениями статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (ее органам) не предоставлено право изменять порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Обществом заявлены требования не только о признании незаконным отказа, но и обязании принять решение о разделе земельного участка на пять земельных участков.
Между тем заявленное требование не рассмотрено, не рассмотрен вопрос по межеванию пяти участков, согласование со смежными землепользователями по размеру размежеванных участков, не привлечены к участию в деле правообладатели объектов недвижимости на этих земельных участках.
Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
У суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по исследованию и установлению новых обстоятельств дела, оценке доказательств, представленных сторонами.
Поскольку названные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения спора, обжалованные судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу N А55-1377/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)