Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.03.2014 ПО ДЕЛУ N А40-1940/12

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. по делу N А40-1940/12


Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.
Судей Банина И.Н., Сазоновой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Дорогомилово"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.01.2014 г.
по делу N А40-1940/2012
принятое единолично судьей Золотовой Е.Н. (шифр судьи 136-7)
по иску Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Дорогомилово" (ОГРН 1137746560148, г. Москва, ул. Студенческая, д. 25)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Дорогомилово"

о взыскании 1 598 922, 83 руб.
при участии в судебном заседании:
- от истца: Захарьин А.Ю. по доверенности от 01.01.2014 г.;
- от ответчика: Яровицкий Л.И. по доверенности от 25.03.2014 г., Доценко А.М. по доверенности от 25.03.2014 г.

установил:

ГУП ДЕЗ района Дорогомилово, с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ООО "Дорогомилово" задолженности по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг в сумме 1 598 922 руб. 83 коп.
Решением суда от 06.07.2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2012 года с ООО "Дорогомилово" в пользу ГУП ДЕЗ района Дорогомилово взыскана задолженность в сумме 423 545 руб. 64 коп. и расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 11 470 руб. 91 коп., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.02.2013 года, вышеуказанные судебные акты отменены, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.2014 года в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена процессуальная замена ГУП ДЕЗ района Дорогомилово на правопреемника ГБУ "Жилищник района Дорогомилово", в удовлетворении исковых требований ГБУ "Жилищник района Дорогомилово" отказано.
ГБУ "Жилищник района Дорогомилово" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на наличие оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта.
ООО "Дорогомилово" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения с учетом постановления Федерального арбитражного суда Московского округа, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 01.04.2009 года, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Б. Дорогомиловская, 8, оформленного протоколом от 14.10.2006 года, между ГУП г. Москвы ДЕЗ района Дорогомилово (Управляющая организация") и ГУ г. Москвы "Инженерная служба района Дорогомилово" (Представитель собственника - г. Москвы в отношении жилых и нежилых помещений), заключен договор управления многоквартирным домом, по условиям которого управляющая организация по заданию собственника обязалась оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственнику (а также членам семьи собственника, нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений), осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1.2. договора управления многоквартирным домом, условия настоящего договора являются одинаковыми для всех собственников в многоквартирного доме.
В пункте 2.4. вышеназванного договора приведены характеристики многоквартирного дома на момент заключения договора и указано на наличие нежилых помещений площадью 3.549,4 кв. метров.
05.06.2006 года между ГУП ДЕЗ района Дорогомилово (управляющий) и ООО "Дорогомилово" (пользователь) заключен договор N 25-2/46, в редакции протокола разногласий и Приложения N 1, по условиям которого управляющий обеспечивает предоставление, а пользователь использует в установленном порядке нежилое помещение (строение) общей площадью 3.549,40 кв. метров, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Б. Дорогомиловская, д. 8, производит оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, расчет которых приведен в Приложении N 1 к договору, являющемся неотъемлемой частью договора.
По условиям пункта 4.1. договора, оплата коммунальных и эксплуатационных услуг производится пользователем ежемесячно на условиях предоплаты до 10-го числа текущего месяца по счету путем перечисления денежных средств на расчетный счет управляющего.
Согласно подпункту 3.1.3., пункту 4.2. договора, при изменении в течение года тарифов на коммунальные услуги управляющий производит в одностороннем порядке соответствующий перерасчет услуг со дня их изменения, письменно известив об этом пользователя.
В случае неполучения пользователем счета оплата коммунальных и эксплуатационных услуг производится им по расчету предыдущего месяца (пункт 4.3. договора).
В пункте 4.6. договора сторонами установлено, что указанные на момент заключения договоры тарифы могут изменяться в соответствии с решением Региональной энергетической комиссии и Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы.
Изменение тарифов на период действия договора не требует переоформления Приложения N 1 к договору и вводится в действие со дня, указанного в законодательных и нормативных актах.
Согласно Приложению N 1 к договору N 25-2/46 от 05.06.2006 года предполагалось оказание ГУП ДЕЗ района Дорогомилово ответчику услуг по: отоплению, холодному водоснабжению; водоснабжению горячей водой, вентиляции, эксплуатации.
В обоснование заявленных требований истец ссылается, что во исполнение условий договора N 25-2/46 от 05.06.2006 года предоставил ООО "Дорогомилово" коммунальные и эксплуатационные услуги в период с ноября 2008 года по 30.10.2011 года, по оплате которых у ответчика имеется задолженность в сумме 1 598 922 руб. 83 коп.
Между тем доводы истца необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по внесению платы, в силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на помещение.
Судом установлено, что ООО "Дорогомилово" является собственником нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме 8 по ул. Б. Дорогомиловская в г. Москве, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права (т. 8, л.д. 10).
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В связи с тем, что спорным является период 2009 - 2011 года, суд первой инстанции обоснованно сослался на пункт 1 статьи 14 Закона города Москвы от 27.01.2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", предусматривающий, что в многоквартирных домах могут находиться нежилые помещения, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера, а также на Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, пунктом 2 которых предусмотрено, что "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги, является пользователем таких услуг; "нежилое помещение в многоквартирном доме" - помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Ни в одном из выше приведенных нормативных актов законодатель не различает собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, не устанавливает для них отличные правила предоставления услуг и не выделяет в отдельную категорию "юридические лица", как собственников помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 Постановления Правительства Москвы от 03.10.2006 года N 769-ПП, в редакции от 18.12.2007 года "О регулировании цен (тарифов), в отраслях города Москвы", которое утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 29.09.2009 года N 1030-ПП, с последующими изменениями, "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве", цены (тарифы) на жилищные и коммунальные услуги, а также иные подлежащие регулированию услуги для населения, рассмотренные и одобренные Департаментом экономической политики и развития города Москвы и Региональной энергетической комиссией города Москвы, подлежат утверждению Постановлением Правительства Москвы.
В Приложении N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 29.09.2009 года N 1030-ПП, с последующими изменениями, "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве" определен Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые право регулирования цен (тарифов) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации предоставлено Правительству Москвы и осуществляется Региональной энергетической комиссией города Москвы, в том числе, тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 14.04.2010 года N 32 к потребителям, приравненным к категории "население", также отнесены управляющие организации.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, истец, являясь управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг, по договорам приобретает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций в целях последующего предоставления коммунальных услуг потребителям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, независимо от статуса собственников помещений (физические или юридические лица), по тарифам, установленным для населения.
Проверив правильность представленных сторонами расчетов, и признавая требования истца необоснованными, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что произведенный ответчиком контррасчет, соответствуют Постановлениям Правительства Москвы "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, установленные на 2009, 2010 и 2011 г.г.", а расчет истца документально не подтвержден.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.2014 г. по делу N А40-1940/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Дорогомилово" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Л.А.ЯРЕМЧУК

Судьи
И.Н.БАНИН
Е.А.САЗОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)