Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.01.2015 N Ф04-13703/2014 ПО ДЕЛУ N А02-970/2014

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2015 г. по делу N А02-970/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение от 16.07.2014 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Новикова О.Л.) и постановление от 13.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сухотина В.М., Стасюк Т.Е., Ярцев Д.Г.) по делу N А02-970/2014 по иску администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" (649722, Республика Алтай, Кош-Агачский р-н, с. Кош-Агач, ул. Советская, 65, ОГРН 1030400507037, ИНН 0401003979) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о взыскании 12 957 руб.
Другие лица, участвующие в деле: Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай.
Суд

установил:

администрация муниципального образования "Кош-Агачский район" (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик, министерство) с исковым заявлением о возмещении за счет казны Российской Федерации 12 957 руб. убытков, выплаченных педагогическому работнику образовательного учреждения Кош-Агачского района, пользующемуся льготами.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство финансов Республики Алтай.
Решением от 16.07.2014 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 13.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе министерство просит принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку в соответствии со статьей 3 Закона Республики Алтай от 07.06.2005 N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай" финансовое обеспечение мер социальной поддержки является расходным обязательством Республики Алтай; арбитражные суды в нарушение положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и установленных судом общей юрисдикции обстоятельств сделали вывод об установлении финансовых обязательств Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ, проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением от 17.10.2013 мирового судьи судебного участка Кош-Агачского района Республики Алтай по делу N 2227/2013 с администрации в пользу Дюрековой В.В., занимавшей в 2010 году должность учителя начальных классов Курайской средней общеобразовательной школы, взысканы денежные средства в размере 12 957 руб. в счет компенсации за приобретение твердого топлива и электрической энергии за 2010 год.
Суд общей юрисдикции, удовлетворяя требования, исходил из того, что педагогические работники согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением, придя к выводу, что компенсация за невыплату мер социальной поддержки на приобретение твердого топлива и освещения подлежит возмещению за счет казны муниципального образования "Кош-Агачский район".
Администрация, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, указала, что расходы, возникшие в связи с выплатой по решению суда гражданину, имеющему право на бесплатную жилую площадь с отоплением, подлежат возмещению за счет средств Российской Федерации. Исковые требования обоснованы ссылками на статьи 16, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 55 Закона об образовании.
Арбитражные суды, принимая оспариваемые судебные акты, исходили из наличия оснований для взыскания убытков с Российской Федерации в лице министерства, поскольку факт недостаточного финансирования бюджета субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в части расходов, касающихся компенсации по предоставлению льгот, предусмотренных Законом об образовании установлен.
Кроме того, суды указали, что меры социальной поддержки, установленные Законом об образовании, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
Пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В пункте 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ указано, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Так, статья 26.3 Закона N 184-ФЗ и иные федеральные законы не относят к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Законе N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Довод кассатора о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств бюджета Республики Алтай, основан на неверном толковании вышеуказанных норм права и противоречит единообразию судебной практики по данной категории споров.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума от 23.11.2010 N 10430/10.
Таким образом, суды обеих инстанций полно и всесторонне исследовали имеющиеся в деле доказательства, дали им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов на основании статьи 288 АПК РФ, кассационной инстанцией не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16.07.2014 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 13.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-970/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА

Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)