Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7878/2014) Государственной жилищной инспекции Тюменской области
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.06.2014 по делу N А70-2952/2014 (судья Стафеев С.А.),
принятое по заявления Товарищества собственников жилья "Форнакс-3"
к Государственной жилищной инспекции Тюменской области
об оспаривании предписания N ТО-13-152 от 26.12.2013,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Тюменской области - Скобов Владислав Геннадьевич (по доверенности от 05.05.2014); Уварова Светлана Алексеевна (по доверенности от 15.08.2014);
- от Товарищества собственников жилья "Форнакс-3" - Костина Татьяна Яковлевна (по доверенности N 6 от 01.09.2014); председатель Кошаева Елена Владимировна.
установил:
ТСЖ "Форнакс-3" (далее по тексту -заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее по тексту -ответчик, Инспекция) о признании незаконным предписания от 26.12.2013 г. N ТО-13-152 об устранении нарушений законодательства.
Решением от 06.06.2014 по делу N А70-2952/2014 требования заявителя были удовлетворены. Суд первой инстанции указал, что оспариваемое предписание не может быть выполнено физически в части требования об оснащении каждого многоквартирного дома коллективными приборами учета, и также не может быть исполнено в части требования о расчете платы за потребленную тепловую энергию и водоснабжение исходя из нормативов, поскольку спорные многоквартирные дома имеют единую систему водоснабжения с установленным на нее коллективным прибором учета, который обеспечивает учет потребленного ресурса всеми домами.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что Общедомовые приборы учета, установленные на внутридомовых инженерных сетях одного многоквартирного дома, не могут входить в состав общего имущества другого многоквартирного дома. Федеральный закон N 261-ФЗ и Правила содержания предполагают необходимость установки коллективного (общедомового) прибора учета в каждом многоквартирном доме. Собственники помещений в указанных многоквартирных домах в любое время могут изменить способ управления в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса, что неизбежно приведет к невозможности эксплуатации одного прибора учета, установленного в трех многоквартирных домах одновременно разными управляющими организациями.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Инспекции Товарищество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Товарищество осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2.
В связи с поступлением обращения жильца дома N 3 по ул. Максима Горького, Инспекцией в отношении товарищества, на основании приказа от 13.12.2013 г. N 02-02-4485/13 была назначена внеплановая документарная проверка.
Результаты проверки оформлены актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 26.12.2013 г. N ТО-13-445.
На основании п. п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ по результатам проверки Инспекция выдала товариществу предписание от 26.12.2013 г. N ТО-13-152 об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с вышеуказанным предписанием, с учетом исправления опечатки письмом от 23.04.2014 г. N 2011/14, товарищество в срок до 01.04.2014 обязано:
1) привести в соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, порядок расчетов платы за отопление;
2) привести в соответствии с п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, порядок расчетов платы за водоснабжение.
Не согласившись с названным предписанием, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с требованием о признании его недействительным.
Решением от 06.06.2014 по делу N А70-2952/2014 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, проектной документацией, на основании которой осуществлялось строительство многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2, предусматривалось строительство девяти блок-секций.
После окончания строительства, поэтапно, в эксплуатацию были введены многоквартирные дома, расположенные по адресам:
- г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3 (блок-секции 4, 5);
- г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1 (блок-секция 9);
- г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2 (блок-секции 1, 2, 3).
Как следует из рабочего проекта (комплекс жилых домов по улицам Горького, Щорса в г. Тюмени), многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2, имеют единые инженерные сети (в том числе водоснабжения и теплоснабжения). Ввод соответствующих трубопроводов осуществлен в подвале многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2 (блок-секция 3), там же установлены приборы учета тепловой энергии и воды, которые обеспечивают учет соответствующих коммунальных ресурсов потребляемых собственниками (нанимателями) вышеуказанных многоквартирных домов.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю в вышеуказанных многоквартирных домах в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Начисление размера платы за отопление и холодное водоснабжение осуществляется товариществом собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений вышеуказанных многоквартирных домов, на основании показаний общедомовых приборов учета, в соответствии с требованиями установленными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Пунктом 2 приложения N 1 к приказу Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и Порядка ее заполнения" установлены критерии отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Принимая во внимание положения п. п. 42 (1) и 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнение предписания возможно двумя способами:
- -либо установка в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2, отдельных приборов учета в каждом доме;
- -либо определение размера платы за соответствующие коммунальные ресурсы в порядке установленном п. п. 42 (1) и 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исходя из того, что общедомовые приборы учета отсутствуют.
Вышеуказанное толкование способов исполнения предписания от 26.12.2013 N ТО-13-152 одинаково понимается как Инспекцией, так и товариществом.
Товариществом представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии технической возможности установки приборов учета соответствующего вида отдельно в каждом многоквартирном доме по адресам: г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2.
Каждый из вышеуказанных домов был обследован уполномоченными представителями ООО "Тюмень Водоканал" и ОАО "Уральская теплосетевая компания".
В актах обследования представители ООО "Тюмень Водоканал" и ОАО "Уральская теплосетевая компания" сделали вывод о невозможности установки общедомовых приборов учета в каждом из вышеуказанных домов, без реконструкции существующей системы тепло и водоснабжения.
Указанное обстоятельство (необходимость реконструкция инженерных систем), в силу п. п. "а" п. 2 приложения N 1 к приказу Минрегиона России от 29.12.2011 N 627, свидетельствует об отсутствии технической возможности установки приборов учета соответствующего вида в каждом из вышеуказанных многоквартирных домов.
Суд первой инстанции правомерно указал, что содержащееся в предписании требование об определении размера платы за соответствующие коммунальные ресурсы в порядке, установленном п. 42 (1) и 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исходя из того, что общедомовые приборы учета отсутствуют, также нельзя признать законным и обоснованным, поскольку все вышеуказанные многоквартирные дома имеют общие внутридомовые инженерные системы (трубопроводы по которым подается вода и тепловая энергия).
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что предписание от 26.12.2013 г. N ТО-13-152 противоречит положениям ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 42 (1) и 48Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, и нарушает права и законные интересы заявителя, вменяя ему не основанную на законе обязанность.
Апелляционный суд находит несостоятельным утверждение подателя жалобы о невозможности использования существующего коллективного прибора учета для целей определения объема потребленного коммунального ресурса всеми домами, подключенными к единой системе водоснабжения.
Как уже было отмечено выше, имеющиеся приборы учета тепловой энергии и воды, обеспечивают учет соответствующих коммунальных ресурсов, потребляемых собственниками (нанимателями) многоквартирных домов по адресам г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2. ТСЖ "Форнакс-3" осуществляет начисление размера платы за отопление и холодное водоснабжение вышеуказанных многоквартирных домов, на основании показаний общедомовых приборов учета, в соответствии с требованиями установленными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, а именно распределением между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю помещения.
Использование данного метода начисления отвечает требованиям законодательства Российской Федерации о соблюдении прав и законных интересов собственников помещений производить оплату фактически потребленной энергии.
Как уже было указано, материалами дела подтверждено, что несколько жилых домов объединены общими инженерными сетями, а, следовательно, у управляющей организации имеется возможность установить фактический объем поставленного ресурса во все три дома посредством учета показателей прибора учета установленного хоть и в подвале одного дома, но на единой инженерной сети.
Утверждение подателя жалобы о том, что два из трех многоквартирных домов не вправе также использовать трубопроводы для получения тепловой энергии и воды, так как они относятся к составу общего имущества другого жилого дома, апелляционный суд находит необоснованными поскольку жилые дома введены в эксплуатацию, в жилых помещениях проживают граждане, и запрещая использовать названный прибор учета Инспекция фактически возлагает на собственников помещений многоквартирных домов обязанность несения необоснованных расходов.
Суд апелляционной инстанции считает, что Инспекцией в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.06.2014 по делу N А70-2952/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2014 N 08АП-7878/2014 ПО ДЕЛУ N А70-2952/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. N 08АП-7878/2014
Дело N А70-2952/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7878/2014) Государственной жилищной инспекции Тюменской области
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.06.2014 по делу N А70-2952/2014 (судья Стафеев С.А.),
принятое по заявления Товарищества собственников жилья "Форнакс-3"
к Государственной жилищной инспекции Тюменской области
об оспаривании предписания N ТО-13-152 от 26.12.2013,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Тюменской области - Скобов Владислав Геннадьевич (по доверенности от 05.05.2014); Уварова Светлана Алексеевна (по доверенности от 15.08.2014);
- от Товарищества собственников жилья "Форнакс-3" - Костина Татьяна Яковлевна (по доверенности N 6 от 01.09.2014); председатель Кошаева Елена Владимировна.
установил:
ТСЖ "Форнакс-3" (далее по тексту -заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее по тексту -ответчик, Инспекция) о признании незаконным предписания от 26.12.2013 г. N ТО-13-152 об устранении нарушений законодательства.
Решением от 06.06.2014 по делу N А70-2952/2014 требования заявителя были удовлетворены. Суд первой инстанции указал, что оспариваемое предписание не может быть выполнено физически в части требования об оснащении каждого многоквартирного дома коллективными приборами учета, и также не может быть исполнено в части требования о расчете платы за потребленную тепловую энергию и водоснабжение исходя из нормативов, поскольку спорные многоквартирные дома имеют единую систему водоснабжения с установленным на нее коллективным прибором учета, который обеспечивает учет потребленного ресурса всеми домами.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что Общедомовые приборы учета, установленные на внутридомовых инженерных сетях одного многоквартирного дома, не могут входить в состав общего имущества другого многоквартирного дома. Федеральный закон N 261-ФЗ и Правила содержания предполагают необходимость установки коллективного (общедомового) прибора учета в каждом многоквартирном доме. Собственники помещений в указанных многоквартирных домах в любое время могут изменить способ управления в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса, что неизбежно приведет к невозможности эксплуатации одного прибора учета, установленного в трех многоквартирных домах одновременно разными управляющими организациями.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Инспекции Товарищество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Товарищество осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2.
В связи с поступлением обращения жильца дома N 3 по ул. Максима Горького, Инспекцией в отношении товарищества, на основании приказа от 13.12.2013 г. N 02-02-4485/13 была назначена внеплановая документарная проверка.
Результаты проверки оформлены актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 26.12.2013 г. N ТО-13-445.
На основании п. п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ по результатам проверки Инспекция выдала товариществу предписание от 26.12.2013 г. N ТО-13-152 об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с вышеуказанным предписанием, с учетом исправления опечатки письмом от 23.04.2014 г. N 2011/14, товарищество в срок до 01.04.2014 обязано:
1) привести в соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, порядок расчетов платы за отопление;
2) привести в соответствии с п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, порядок расчетов платы за водоснабжение.
Не согласившись с названным предписанием, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с требованием о признании его недействительным.
Решением от 06.06.2014 по делу N А70-2952/2014 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, проектной документацией, на основании которой осуществлялось строительство многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2, предусматривалось строительство девяти блок-секций.
После окончания строительства, поэтапно, в эксплуатацию были введены многоквартирные дома, расположенные по адресам:
- г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3 (блок-секции 4, 5);
- г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1 (блок-секция 9);
- г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2 (блок-секции 1, 2, 3).
Как следует из рабочего проекта (комплекс жилых домов по улицам Горького, Щорса в г. Тюмени), многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2, имеют единые инженерные сети (в том числе водоснабжения и теплоснабжения). Ввод соответствующих трубопроводов осуществлен в подвале многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2 (блок-секция 3), там же установлены приборы учета тепловой энергии и воды, которые обеспечивают учет соответствующих коммунальных ресурсов потребляемых собственниками (нанимателями) вышеуказанных многоквартирных домов.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю в вышеуказанных многоквартирных домах в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Начисление размера платы за отопление и холодное водоснабжение осуществляется товариществом собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений вышеуказанных многоквартирных домов, на основании показаний общедомовых приборов учета, в соответствии с требованиями установленными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Пунктом 2 приложения N 1 к приказу Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и Порядка ее заполнения" установлены критерии отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Принимая во внимание положения п. п. 42 (1) и 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнение предписания возможно двумя способами:
- -либо установка в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2, отдельных приборов учета в каждом доме;
- -либо определение размера платы за соответствующие коммунальные ресурсы в порядке установленном п. п. 42 (1) и 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исходя из того, что общедомовые приборы учета отсутствуют.
Вышеуказанное толкование способов исполнения предписания от 26.12.2013 N ТО-13-152 одинаково понимается как Инспекцией, так и товариществом.
Товариществом представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии технической возможности установки приборов учета соответствующего вида отдельно в каждом многоквартирном доме по адресам: г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2.
Каждый из вышеуказанных домов был обследован уполномоченными представителями ООО "Тюмень Водоканал" и ОАО "Уральская теплосетевая компания".
В актах обследования представители ООО "Тюмень Водоканал" и ОАО "Уральская теплосетевая компания" сделали вывод о невозможности установки общедомовых приборов учета в каждом из вышеуказанных домов, без реконструкции существующей системы тепло и водоснабжения.
Указанное обстоятельство (необходимость реконструкция инженерных систем), в силу п. п. "а" п. 2 приложения N 1 к приказу Минрегиона России от 29.12.2011 N 627, свидетельствует об отсутствии технической возможности установки приборов учета соответствующего вида в каждом из вышеуказанных многоквартирных домов.
Суд первой инстанции правомерно указал, что содержащееся в предписании требование об определении размера платы за соответствующие коммунальные ресурсы в порядке, установленном п. 42 (1) и 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исходя из того, что общедомовые приборы учета отсутствуют, также нельзя признать законным и обоснованным, поскольку все вышеуказанные многоквартирные дома имеют общие внутридомовые инженерные системы (трубопроводы по которым подается вода и тепловая энергия).
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что предписание от 26.12.2013 г. N ТО-13-152 противоречит положениям ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 42 (1) и 48Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, и нарушает права и законные интересы заявителя, вменяя ему не основанную на законе обязанность.
Апелляционный суд находит несостоятельным утверждение подателя жалобы о невозможности использования существующего коллективного прибора учета для целей определения объема потребленного коммунального ресурса всеми домами, подключенными к единой системе водоснабжения.
Как уже было отмечено выше, имеющиеся приборы учета тепловой энергии и воды, обеспечивают учет соответствующих коммунальных ресурсов, потребляемых собственниками (нанимателями) многоквартирных домов по адресам г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 3; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 1; ул. Максима Горького, д. 3, корп. 2. ТСЖ "Форнакс-3" осуществляет начисление размера платы за отопление и холодное водоснабжение вышеуказанных многоквартирных домов, на основании показаний общедомовых приборов учета, в соответствии с требованиями установленными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, а именно распределением между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю помещения.
Использование данного метода начисления отвечает требованиям законодательства Российской Федерации о соблюдении прав и законных интересов собственников помещений производить оплату фактически потребленной энергии.
Как уже было указано, материалами дела подтверждено, что несколько жилых домов объединены общими инженерными сетями, а, следовательно, у управляющей организации имеется возможность установить фактический объем поставленного ресурса во все три дома посредством учета показателей прибора учета установленного хоть и в подвале одного дома, но на единой инженерной сети.
Утверждение подателя жалобы о том, что два из трех многоквартирных домов не вправе также использовать трубопроводы для получения тепловой энергии и воды, так как они относятся к составу общего имущества другого жилого дома, апелляционный суд находит необоснованными поскольку жилые дома введены в эксплуатацию, в жилых помещениях проживают граждане, и запрещая использовать названный прибор учета Инспекция фактически возлагает на собственников помещений многоквартирных домов обязанность несения необоснованных расходов.
Суд апелляционной инстанции считает, что Инспекцией в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.06.2014 по делу N А70-2952/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)