Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.12.2013 N 33-18789/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. N 33-18789/2013


Судья: Воробьева С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.
судей Бакуменко Т.Н., Ильичевой Е.В.
при секретаре У.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-1325/13 по апелляционной жалобе администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по заявлению И.Т. в интересах несовершеннолетней дочери И.В. об оспаривании отказа администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя заявителя по доверенности и ордеру - адвоката Ершову Н.Ю., представителя администрации Колпинского района Санкт-Петербурга - Л. (по доверенности), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

И.Т. обратилась в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании отказа администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права И.Т. просила суд признать отказ администрации Колпинского района Санкт-Петербурга незаконным, а также признать ее - И.Т. и несовершеннолетнюю дочь И.В. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и возложить на районную администрацию обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое помещение в г. Санкт-Петербург по норме предоставления в соответствии с частью 2 статьи 58 ЖК Российской Федерации.
В обоснование поданного в суд заявления И.Т. ссылалась на то обстоятельство, что вместе с несовершеннолетней дочерью И.В. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, которая (дочь) является инвалидом детства и страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире, занятой несколькими семьями, невозможно.
По утверждению заявителя, в апреле 2013 она обратилась в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о признании ее и дочери нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на соответствующий учет, однако, <дата> районная администрация отказала в удовлетворении заявления, сославшись на то, что И.Т. с дочерью проживает в квартире, занятой одной семьей, при этом жилищная обеспеченность семьи превышает учетную норму, установленную в Санкт-Петербурге.
По мнению И.Т., вывод администрации района является неправильным, поскольку норма жилищной обеспеченности при решении вопроса о принятии на учет и обеспечении жилым помещением инвалида детства, страдающего заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, не должна приниматься во внимание и служить основанием для отказа в обеспечении ребенка жилым помещением во внеочередном порядке.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> требования И.Т. удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация Колпинского района Санкт-Петербурга просит отменить решение районного суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель заинтересованного лица Жилищного комитета Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен посредством факсимильной связи в соответствии с правилами части 1 статьи 113 ГПК Российской Федерации. Согласно статьям 257, 327 (ч. 1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
И.Т. обратилась в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии ее и ее дочери И.В. <дата> года рождения на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с учетом имеющейся у нее льготы - ребенок-инвалид.
Решением жилищной комиссии администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявления отказано с указанием на то, что И.Т. и ее несовершеннолетняя дочь проживают в отдельной квартире и общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего, превышает учетную норму (9 кв. м), установленную в Санкт-Петербурге для отдельных квартир (л.д. 12 - 13).
Согласно справке, выданной отделом вселения и регистрационного учета Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга", И.Т., ее дочь И.В. мать - К., брат - К. зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Собственниками квартиры <адрес> являются К., К., И. (по 1/3 доли) на основании договора передачи квартиры в собственность граждан N ... от <дата> (л.д. 20).
Как видно из справки, выданной Санкт-Петербургским ГКУ "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга", квартира <адрес> состоит из трех комнат жилой комнаты площадью <...> кв. м и помещений вспомогательного использования, общая площадь квартиры <...> кв. м.
Несовершеннолетняя И.В. является инвалидом детства, инвалидность установлена Бюро N ... - филиалом ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу" до <дата>, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 (л.д. 14, 48).
Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, И.В. подлежит обеспечению средствами реабилитации: <...> (л.д. 15 - 18).
Основания и условия принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Так, среди прочих требований, жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения (пункт 11 названного Положения).
В соответствии с пунктом 54 Положения, для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей. При этом, комиссия оформляет в 3 экземплярах заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания указанных граждан по форме согласно приложению N 1 к данному Положению и в 5-дневный срок направляет 1 экземпляр в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, второй экземпляр заявителю (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Согласно части 4 статьи 15 ЖК Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Так, в соответствии с пунктом 44 названного Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям включает:
- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
- составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
В соответствии с пунктом 3.4.40 Положения об администрациях районов, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, к полномочиям администраций районов относится принятие на основании заключений районных межведомственных комиссий решений о признании жилого помещения соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием его дальнейшем использовании, а при необходимости - проведении ремонтно-восстановительных работ, а также решения о сносе многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, все помещения в котором находятся в собственности Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Между тем, в рассмотренном судом деле отсутствует решение (распоряжение) администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, которым бы завершалась процедура проведения оценки соответствия занимаемого заявителем жилого помещения требованиям, установленным в Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
К материалам дела приобщен только акт обследования жилого помещения - квартиры <адрес> составленный МВК при администрации Колпинского района Санкт-Петербурга (л.д. 10 - 11) и заключение этой же межведомственной комиссии о принятии решения, предусмотренного пунктом 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Решение (распоряжение) администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга о признании квартиры <адрес>, непригодной для проживания ребенка-инвалида, с указанием о дальнейшем использовании данного жилого помещения, не издавалось.
Кроме того, как видно из выписки из протокола заседания районной жилищной комиссии при администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от <дата> N ... (л.д. 32), письменного ответа администрации Колпинской районной администрации от <дата> N ..., направленного в адрес И.Т. (л.д. 12 - 13), последняя с заявлением в названную районную администрацию о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке не обращалась.
Таким образом, вывод суда о наличии правовых оснований для возложения на районную администрацию обязанности принятия несовершеннолетней И.В. и ее матери И.Т. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также обязанности их обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке, не соответствует обстоятельствам дела, что, в свою очередь, в силу пункта 3 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, является основанием для отмены решения в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по делу N 2-1325/13 отменить.
В удовлетворении заявления И.Т., действующей в интересах несовершеннолетней дочери И.В., об оспаривании отказа администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)