Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.08.2015 N Ф07-5716/2015 ПО ДЕЛУ N А21-9143/2014

Требование: О взыскании с Минфина РФ за счет средств казны РФ в бюджет субъекта РФ расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В рассматриваемый период финансовая помощь в виде субвенций на обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ не поступала.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2015 г. по делу N А21-9143/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Подвального И.О., рассмотрев 03.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.01.2015 (судья Широченко Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (судьи Савина Е.В., Мельникова Н.А., Семиглазов В.А.) по делу N А21-9143/2014,

установил:

Правительство Калининградской области (далее - Правительство КО) и Калининградская область в лице Министерства финансов Калининградской области (далее - Минфин КО) обратились в Арбитражный суд Калининградской области с иском (с учетом уточнения требований) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Управлению Федерального казначейства по Калининградской области (далее - УФК, Управление) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в бюджет Калининградской области в лице Министерства финансов Калининградской области 842 906 руб. 44 коп. расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Решением от 28.01.2015 суд удовлетворил исковые требования.
Постановлением от 28.04.2015 апелляционный суд оставил решение от 28.01.2015 без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство КО и Минфин КО просят оставить принятые судебные акты без изменения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 01.01.2013 по 31.08.2014 Минфином КО за счет средств бюджета Калининградской области выплачено 842 906 руб. 44 коп. по исполнительным листам гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции до 11.01.2011) (далее - Закон об образовании), в том числе: по оплате исполнительных листов в размере 813 363 руб. 52 коп. и судебных расходов (государственной пошлины) в размере 29 542 руб. 92 коп.
Полагая, что указанные расходы бюджета Калининградской области должны быть возмещены из федерального бюджета, Правительство КО и Минфин КО обратились в арбитражный суд с настоящим иском (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Минфину РФ и УФК о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в бюджет Калининградской области в лице Министерства финансов Калининградской области денежных средств в размере 842 906 руб. 44 коп. расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии со статьей 55 Закона об образовании.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, посчитав заявленные в нем требования правомерными.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
При этом суды исходили из того, что в рассматриваемый период финансовая помощь в виде субвенций на финансовое обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников из федерального бюджета в бюджет Калининградской области не поступала, а право названной категории работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.
В рассматриваемой ситуации имеет место спор между двумя публично-правовыми образованиями - Российской Федерацией и ее субъектом (Калининградской областью), и не касается регулирования бюджетных отношений. При этом основания для выводов о применении межбюджетных отношений к настоящему спору отсутствуют.
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (утратил силу с 01.09.2013; далее - Закон об образовании) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Однако статьей 6 названного Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ установлено, что положения указанных в статьях 2 и 3 настоящего Федерального закона законодательных актов об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 01.01.2005.
В период с 2003 года ежегодно принимались соответствующие Федеральные законы "О Федеральном бюджете" на 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 - 2010 годы, порядок исполнения которых должен был определяться вновь издаваемыми постановлениями Правительства Российской Федерации.
Так, Правительством Российской Федерации издано постановление от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности".
Вместе с тем данное Постановление издано в соответствии со статьей 58 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2003 год" и распространило свое действие на 2003 год с продлением его действия на 2004 год.
В бюджете Российской Федерации на 2005 год подпунктом 1 пункта 2 статьи 40 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2005 год" предусмотрено субсидирование расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, пунктом 3 указанной статьи предписано производить выплаты на основании порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 67; категория граждан, имеющих право на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе гражданам, работающим и проживающим в сельской местности, отсутствует.
Более того, в бюджете Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 40 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2005 год" категория граждан, пользующихся льготами, предоставленными абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, не предусмотрена.














































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)