Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.10.2014 ПО ДЕЛУ N А60-31003/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. по делу N А60-31003/2014


Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 01 октября 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания 19 сентября 2014 года помощником судьи Ю.А. Новоселовой, 24 сентября 2014 года секретарем судебного заседания Р.С. Чудниковым, рассмотрел в судебном заседании 19 - 24 сентября 2014 года дело по заявлению Открытого акционерного общества "СВЕРДЛОВЭНЕРГОСБЫТ" (ИНН 6670082105) к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564) о признании недействительным предписания N 29-09-11/193 от 09.06.14.
при участии в судебном заседании 19 сентября 2014 года
от заявителя: Арнаутова О.Н., представитель по доверенности 66АА 2562508 от 10.07.2014 г.,
от заинтересованного лица: Елизарова Т.В., представитель по доверенности от 19.12.2013 N 29-04-17-18, Таскаева А.В. представитель по доверенности от 27.08.2014 N 29-04-17-47 г.
Лицам, участвующим в деле процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. К материалам дела по ходатайству заявителя приобщена копия решения от 18.06.2014. К материалам дела по ходатайству заинтересованного лица приобщен дополнительный отзыв.
В судебном заседании 19 сентября 2014 года был объявлен перерыв до 13 часов 40 минут 24 сентября 2014 года. После перерыва судебное заседание продолжено. После перерыва в судебное заседание явились те же представители лиц участвующих в деле. Других заявлений и ходатайств не поступало.

Открытое акционерное общество "СВЕРДЛОВЭНЕРГОСБЫТ" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564) о признании недействительным предписания N 29-09-11/193 от 09.06.14.
Заинтересованное лицо считает оспариваемый акт законным и обоснованным, в письменном отзыве просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области в период с 05.06.2014 по 09.06.2014 на основании приказа N 29-09-13/174 от 04 июня 2014 года и обращения жителей дома 19 по ул. 6-ой Пятилетки, г. Серова проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований установленных муниципальными правовыми актами в отношении Открытого акционерного общества "СВЕРДЛОВЭНЕРГОСБЫТ".
В ходе проверки были выявлены нарушения п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, по адресу: г. Серов, ул. 6-ой Пятилетки, д. 19, а именно: нарушен порядок начисления платы собственникам многоквартирного дома в период с 01.09.2012 за услугу электроснабжения, потребленную на общедомовые нужды.
Итоги проверки оформлены актом проверки N 29-09-10/193 от 09.06.2014.
В этот же день Административным органом вынесено предписание N 29-09-11/193 об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства, которым заявителю предписано устранить указанные выше нарушения в срок до 09.07.2014, а именно: обеспечить представление перерасчета за общедомовые нужды согласно п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 N 354.
Полагая, что предписание об устранении нарушений, выявленных Государственной жилищной инспекцией Свердловской области является незаконным и подлежащим отмене, ОАО "Свердловэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что в удовлетворении заявленных ОАО "Свердловэнергосбыт", требований следует отказать, при этом суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания в оспариваемой части является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в соответствии Постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.12 N 322-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В рамках своей компетенции Управление осуществляет на территории Свердловской области в том числе следующие полномочия и функции: организует и осуществляет контроль (надзор) за: соблюдением нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо- и газоснабжение); соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения; наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов; соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг; осуществляет контроль по обращениям и заявлениям потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Для реализации деятельности по контролю за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг должностные лица Госжилинспекции Свердловской области рассматривают обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам соблюдения обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам, проводят проверки соблюдения обязательных требований предоставления коммунальных услуг гражданам, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг, направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением обязательных требований предоставления коммунальных услуг для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях, уголовных дел по признакам преступлений и т.д.
Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с п. 2 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
ОАО "Свердловэнергосбыт" является ресурсоснабжающей организацией в отношении многоквартирного дома N 19 по ул. 6-ой Пятилетки в г. Серов и производит начисление платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды по показаниям прибора учета - тип ЦЭ N 6807П, заводской номер N 67137370.
В ходе проверки специалистами отдела контроля по Северному управленческому округу Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области установлен факт отсутствия общедомового прибора учета в доме N 19 по ул. 6-ой Пятилетки в г. Серове. Фактически прибор учета тип ЦЭ N 6807П, заводской номер N 67137370, установлен на столбе (опоре ВЛ-0,4) возле дома N 19 по ул. 6-ой Пятилетки в г. Серове.
Согласно п. 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, должны до 01.07.2012 оснастить многоквартирные дома общедомовыми и индивидуальными приборами учета энергоресурсов (воды холодной и горячей, тепловой энергии, электрической энергии п. 5 ст. 13 указанного закона). Решение об установке общедомовых приборов учета на многоквартирный дом, их финансирование и решение о согласии/несогласии рассчитываться за потребленные энергоресурсы по общедомовым приборам учета принимается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
В случае не установки собственниками жилых помещений в многоквартирном доме общедомовых приборов учета энергоресурсов с 01.07.2012 г., обязанность за их установку возлагается на энергоснабжающие организации.
Оспаривая предписание, заявитель указывает, сетевой организацией, сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома N 19, является ЗАО "Горэлектросеть". Исполняя требования Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, сетевая организация пригласила управляющую компанию ООО "УК "ЖКХ-Серов" принять совместное участие в приемке и вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета по дому N 19, однако управляющая компания не направила своего представителя на установку общедомового прибора учета и не заявила каких-либо возражений по поводу предстоящей установки, в связи, с чем общедомовой прибор учета был установлен в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности на опоре ВЛ-0,4. Был составлен, который был предоставлен гарантирующему поставщику ОАО "Свердловэнергосбыт".
Возражая против заявленных требований, заинтересованное лицо ссылается на то, что собственники жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Серов, ул. 6-ой Пятилетки, д. 19, решение об установке общедомового прибора учета и о согласии рассчитываться за потребленные энергоресурсы по общедомовому прибору учета не принимали, следовательно, сетевой организацией ЗАО "Горэлектросеть" в одностороннем порядке был установлен прибор учета - тип ЦЭ N 6807П, заводской номер N 67137370.
Кроме этого прибор учета установлен на опоре ВЛ-0,4, что находится на значительном расстоянии от указанного многоквартирного жилого дома, поэтому не исключена возможность несанкционированного подключения к электроснабжению других пользователей, что может привести к увеличению размера платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды жителям дома N 19, таким образом, прибор учета, установленный на столбе возле дома N 19 по ул. 6-ой Пятилетки в г. Серове, не является общедомовым прибором учета многоквартирного дома N 19 по ул. 6-ой Пятилетки в г. Серове и может использоваться только для собственных нужд ОАО "Свердловэнергосбыт".
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с п. 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с Правилами N 354 исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к Правилам N 354.
В соответствии п. 48 Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354, а именно, исходя из установленного норматива потребления услуги на общедомовые нужды.
Как следует из материалов дела, ОАО "Свердловэнергосбыт" при начислении платы за услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды, в период с 01.09.2012 по 30.04.2014 начислял плату в порядке, предусмотренном п. 44 Правил (порядок применяется в случае, если дом оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии).
При этом п. 48 Правил для домов, не оборудованных общедомовым прибором учета ресурса, предусмотрен иной порядок начисления платы.
Довод заявителя, что при установке прибора учета электроэнергии по вышеуказанному адресу отсутствовала техническая возможность установить его на внешней границе фасада многоквартирного дома, судом отклоняется.
Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Из представленных в материалы дела фотоматериалов усматривается техническая возможность установить прибор учета на внешней границе фасада многоквартирного, о чем свидетельствуют фотоснимки однотипных многоквартирных домов N 17, 18 по ул. 6-ой Пятилетки в г. Серове.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что ОАО "Свердловэнергосбыт" нарушен порядок ценообразования, в связи с нарушением порядка начисления платы собственникам многоквартирного дома N 19 по ул. 6-ой Пятилетки в г. Серове в период с 01.09.2012 по 30.04.2014 за услугу электроснабжения, потребленную на общедомовые нужды в части неверного применения формул при начислении платы за указанную услугу (фактически применен порядок, предусмотренный п. 44 Правил и формулы N 12 и 10, действующим законодательством предусмотрен порядок, предписанный п. 48 и формулами 10 и 15), что привело к увеличению размера платы собственников и пользователей помещений многоквартирных домов.
На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждается нарушение заявителем вышеуказанных Правил. Требование заинтересованного лица, изложенное в предписании, устранить выявленные нарушения, соответствует законодательству и не нарушает прав заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам и нарушения им прав и законных интересов общества, суд пришел к выводу, что оснований для признания его недействительным в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом "СВЕРДЛОВЭНЕРГОСБЫТ" требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
П.Н.КИРЕЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)