Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Тихоненко А.А.,
Судей: Малышевой Л.Г., Кустовой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курносовой С.М.
при участии в судебном заседании:
- от истца: Гончарова О.Г., по дов. N 7/197 от 01.02.2007;
- от ответчиков: 1) МФ Хабаровского края - Смолиной С.П., по дов. N 19-06/1136 от 06.06.2007; 2) Финансового департамента администрации г. Хабаровска - Фадеевой Е.А., по дов. N 04-02/3004 от 15.12.2006
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 25 июля 2014 года
по делу N А73-8431/2005-22
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Малиновская Л.В.
по иску Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска
о взыскании 1 112 815 руб. 51 коп.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании понесенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате тепловой энергии гражданам по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 2002, 2003, 2004 года, в сумме 1 112 815 руб. 51 коп.
Определением суда от 27.06.2007 истец заменен правопреемником - ОАО "Дальневосточная генерирующая компания".
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истец уточнил сумму иска в связи с произведенной оплатой, уменьшив ее до 917 381 руб. 51 коп.
Решением от 25.07.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в иске к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту г. Хабаровска отказано.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение отменить как принятое с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
В судебное заседание апелляционной инстанции заявитель жалобы не явился, о времени и месте суда извещен надлежащим образом.
Истец в заседании суда представленным отзывом и пояснениями представителя с апелляционной жалобой не согласился, просил оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
Министерство финансов Хабаровского края, Финансовый департамент администрации г. Хабаровска с доводами апелляционной жалобы также не согласились, считают решение суда от 25.07.2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Хабаровскэнерго" предоставило в период с 2002 по 2004 год 50% льготу по оплате потребленной тепловой энергии гражданам, проживающим в частном жилищном фонде и имеющим на это право на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления указанных расходов в полном объеме, образовалась задолженность и на основании ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации заявлен настоящий иск.
При рассмотрении спора арбитражный суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ и с учетом норм материального права, применяемых к спорным правоотношениям.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов по оплате коммунальных услуг.
Пунктом 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Порядок предоставления льгот по оплате коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающих в частном жилищном фонде, указанным постановлением не установлен.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из указанных нормативных актов, с учетом ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
При этом согласно ст. ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что выделенных в 2002, 2003, 2004 годах денежных средств на возмещение расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг льготной категории граждан недостаточно для компенсации предоставленных льгот, а доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.
Как верно установлено судом первой инстанции, вышеуказанные льготы предоставлены истцом за свой счет, объем льгот подтвержден актами сверок и списками граждан-инвалидов, утвержденными уполномоченным органом социальной защиты населения. Достоверность указанных документов сторонами не оспорена.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край финансовыми средствами в достаточном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, арбитражный суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 917 381 руб. 51 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене судебного акта Арбитражного суда Хабаровского края и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе возложить на заявителя в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание ее уплату в установленных законом порядке и размере.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение от 25.07.2007 по делу N А73-8431/2005-22 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий
А.А.ТИХОНЕНКО
Судьи
Л.Г.МАЛЫШЕВА
Т.С.КУСТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2007 N 06АП-А73/2007-1/451 ПО ДЕЛУ N А73-8431/2005-22
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2014 г. N 06АП-А73/2007-1/451
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Тихоненко А.А.,
Судей: Малышевой Л.Г., Кустовой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курносовой С.М.
при участии в судебном заседании:
- от истца: Гончарова О.Г., по дов. N 7/197 от 01.02.2007;
- от ответчиков: 1) МФ Хабаровского края - Смолиной С.П., по дов. N 19-06/1136 от 06.06.2007; 2) Финансового департамента администрации г. Хабаровска - Фадеевой Е.А., по дов. N 04-02/3004 от 15.12.2006
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 25 июля 2014 года
по делу N А73-8431/2005-22
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Малиновская Л.В.
по иску Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска
о взыскании 1 112 815 руб. 51 коп.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании понесенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате тепловой энергии гражданам по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 2002, 2003, 2004 года, в сумме 1 112 815 руб. 51 коп.
Определением суда от 27.06.2007 истец заменен правопреемником - ОАО "Дальневосточная генерирующая компания".
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истец уточнил сумму иска в связи с произведенной оплатой, уменьшив ее до 917 381 руб. 51 коп.
Решением от 25.07.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в иске к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту г. Хабаровска отказано.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение отменить как принятое с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
В судебное заседание апелляционной инстанции заявитель жалобы не явился, о времени и месте суда извещен надлежащим образом.
Истец в заседании суда представленным отзывом и пояснениями представителя с апелляционной жалобой не согласился, просил оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
Министерство финансов Хабаровского края, Финансовый департамент администрации г. Хабаровска с доводами апелляционной жалобы также не согласились, считают решение суда от 25.07.2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Хабаровскэнерго" предоставило в период с 2002 по 2004 год 50% льготу по оплате потребленной тепловой энергии гражданам, проживающим в частном жилищном фонде и имеющим на это право на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления указанных расходов в полном объеме, образовалась задолженность и на основании ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации заявлен настоящий иск.
При рассмотрении спора арбитражный суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ и с учетом норм материального права, применяемых к спорным правоотношениям.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов по оплате коммунальных услуг.
Пунктом 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Порядок предоставления льгот по оплате коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающих в частном жилищном фонде, указанным постановлением не установлен.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из указанных нормативных актов, с учетом ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
При этом согласно ст. ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что выделенных в 2002, 2003, 2004 годах денежных средств на возмещение расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг льготной категории граждан недостаточно для компенсации предоставленных льгот, а доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.
Как верно установлено судом первой инстанции, вышеуказанные льготы предоставлены истцом за свой счет, объем льгот подтвержден актами сверок и списками граждан-инвалидов, утвержденными уполномоченным органом социальной защиты населения. Достоверность указанных документов сторонами не оспорена.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край финансовыми средствами в достаточном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, арбитражный суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 917 381 руб. 51 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене судебного акта Арбитражного суда Хабаровского края и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе возложить на заявителя в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание ее уплату в установленных законом порядке и размере.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение от 25.07.2007 по делу N А73-8431/2005-22 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий
А.А.ТИХОНЕНКО
Судьи
Л.Г.МАЛЫШЕВА
Т.С.КУСТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)