Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Алексеевой Е.Б., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 20.03.2014 по делу N А40-154167/13,
принятое судьей Голоушкиной Т.Г. (шифр судьи 54-944),
по иску Закрытого акционерного общества "Промтехно АГ"
к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
о взыскании долга,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск Закрытого акционерного общества "Промтехно АГ" к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о взыскании долга, с учетом уточненных исковых требований, в размере 2.346.331 руб. 06 коп. по Договору управления многоквартирным домом N 1/09 от 19.06.2009 г.
Судом принят отказ от иска в части взыскания долга в размере 91.328 руб. 64 коп., в том числе по квартирам: N 60 на сумму 14.861 руб. 18 коп., N 470 на сумму 16 789 руб. 77 коп., N 872 на сумму 18 821 руб. 18 коп., N 867 на сумму 40.856 руб. 51 коп.
Решением суда иск удовлетворен.
На указанное решение суда ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п. 5 ст. 156, ст. 266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее - Администрация) и Закрытым акционерным обществом "Проминдустрия АГ" (далее - Инвестор"), подписан Акт приема-передачи квартир и машиномест (далее - Акт) к Инвестиционному контракту N 1 от 21.08.2003 г. (далее - Контракт) о нижеследующем:
Во исполнение Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1229-р от 16.05.2002 г. в редакции Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 2684-р от 21.06.2003 г., Постановления Правительства Москвы N 20-ПП от 20.01.2004 г. с изменениями от 01.03.2005 г. и 10.04.2007 г., а также условий Контракта Инвестор в полном объеме выполнил свои обязательства по Контракту в части строительства на собственные и привлеченные средства многофункционального жилого комплекса с подземной автостоянкой и встроенным ДДУ по адресу: г. Москва, ул. Покрышкина, домовладение 8 (строительный адрес: г. Москва, проспект Вернадского, владение 84) (далее - Комплекс).
Комплекс принят в эксплуатацию, что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU77207000-001459 от 03 декабря 2008 г. (регистрационный N 77-ГК/3.7.2.002289 от 16.11.2009 г.).
19 марта 2010 г общая жилая и нежилая площадь Комплекса распределена "Протоколом распределения общей жилой и нежилой площади Комплекса по адресу: г. Москва, ул. Покрышкина, домовладение 8 (строительный адрес: г. Москва, проспект Вернадского, вл. 84)", подписанным со стороны Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Инвестора и Администрации.
В связи с вводом в эксплуатацию многофункционального жилого комплекса с подземной автостоянкой и встроенным ДДУ на территории западного административного округа города Москвы по строительному адресу: г. Москва, проспект Вернадского, владение 84, и подписанием 19 марта 2010 г. "Протокола распределения общей жилой и нежилой площади Комплекса по адресу: г. Москва, ул. Покрышкина, домовладение 8 (строительный адрес: г. Москва, проспект Вернадского, вл. 84)", Инвестор передал, а Администрация приняла квартиры, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Покрышкина, домовладение 8 в количестве 55 единиц, в соответствии с указанным в Акте списком).
Согласно п. 6 Акта приема-передачи, оплата жилищно-коммунальных услуг осуществляется до заключения договоров, на основании которых граждане получат право пользования жилыми помещениями, оплата услуг по содержанию, ремонту и отоплению жилых помещений осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 08.12.2009 г. N 1357-ПП "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы"; после заключения договоров, на основании которых граждане получат право пользования жилыми помещениями, оплата жилищно-коммунальных услуг осуществляется пользователями соответствующих жилых помещений в соответствии с правовыми актами города Москвы.
В соответствии с Протоколами общего собрания будущих собственников помещений многоквартирного дома N 1 от 28.08.2008 г., N 1 от 08.10.2009 г. между Товариществом собственников жилья "Академия Люкс" (Товарищество) и Закрытым акционерным обществом "Промтехно АГ" (Управляющая компания) заключен Договор управления многоквартирным домом N 1/09 от 19.06.2009 г. (далее - Договор), согласно которому Товарищество передает, а Управляющая компания принимает на себя функции управления Многоквартирным домом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания в доме и его поддержания в надлежащем техническом состоянии.
Функции управления, передаваемые Управляющей компании Многоквартирным домом, предполагают оказание Управляющей компанией услуг Собственникам и выполнение в их интересах работ по надлежащему управлению Многоквартирным домом, содержанию и техническому обслуживанию Общего имущества Многоквартирного дома, а также обеспечение предоставления Собственникам (иным гражданам, пользующимся на законных основаниях принадлежащими им помещениями) коммунальных услуг надлежащего качества и в надлежащих объемах, что предусмотрено п. 2.2 Договора.
В силу п. 3.1.2 Договора, Управляющая компания обязуется обеспечить предоставление Собственникам, а также иным лицам, на законных основаниях пользующимся принадлежащими им помещениями (нанимателям, арендаторам и др.), следующих коммунальных услуг в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; отопление.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Из положений ст. 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения оплаты за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании п. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности.
В соответствии с п. 3.1.3 Договора, Управляющая компания обязуется осуществлять контроль за качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг, вести надлежащий учет их потребления.
На основании п. 4.6 Договора, стоимость коммунальных услуг определяется в соответствии с тарифами, установленными органами государственной власти города Москвы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Собственники оплачивают коммунальные услуги в объеме их фактического потребления в соответствии с показаниями приборов учета и по тарифам, установленным действующим законодательством и используемым при расчете размера платы за коммунальные услуги, что предусмотрено п. 4.7 Договора.
Согласно п. 4.9 Договора, собственники оплачивают Управляющей компании работы и услуги по управлению Многоквартирным домом, содержанию и техническому обслуживанию Общего имущества, а также коммунальные услуги с момента передачи Многоквартирного дома Управляющей компании в управление.
Оплата производится помесячно и вносится не позднее десятого числа месяца, следующего за оплачиваемым.
На основании п. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
За Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы имеется задолженность в размере 2 346 331 руб. 60 коп. долга за оказанные услуги по содержанию, техническому обслуживанию и управлению мест общего пользования, в том числе: по квартире N 195 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 11 332 руб. 30 коп. за период с 01.05.2010 г. по 19.09.2011 г., по квартире N 262 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 104 813 руб. 68 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 263 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 94 768 руб. 68 коп. за период с 01.05.2010 г. по 25.09.2011 г., по квартире N 267 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 73 242 руб. 46 коп. за период с 01.05.2010 г. по 02.05.2011 г., по квартире N 277 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 14 356 руб. 06 коп. за период с 01.01.2012 г. по 17.03.2012 г., по квартире N 278 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 18 130 руб. 10 коп. за период с 01.01.2012 г. по 02.04.2012 г. по квартире N 373 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 105 711 руб. 90 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 377 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 14 164 руб. 65 коп. за период с 01.01.2012 г. по 29.03.2012 г. по квартире N 385 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 105 711 руб. 89 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 478 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 52 276 руб. 11 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г. по квартире N 490 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 119 514 руб. 13 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 491 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 87 899 руб. 09 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г. по квартире N 497 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 51 722 руб. 54 коп. за период с 01.01.2012 г. по 19.08.2012 г., по квартире N 504 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 119 424 руб. 89 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г. по квартире N 635 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 65 257 руб. 53 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 67 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 52 203 руб. 11 коп. за период с 01.01.2012 г. по 06.08.2012 г., по квартире N 729 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 102 986 руб. 63 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 731 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 28 166 руб. 26 коп. за период с 01.01.2012 г. по 31.10.2012 г., по квартире N 734 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 97 859 руб. 27 коп. за период с 01.01.2012 г. по 03.06.2013 г., по квартире N 739 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 18 446 руб. 51 коп. за период с 01.01.2012 г. по 02.04.2012 г., по квартире N 81 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 129 063 руб. 87 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 839 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 72 026 руб. 53 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г.по квартире N 843 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 72 211 руб. 04 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 855 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 67 720 руб. 30 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 874 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 106 610 руб. 27 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 88 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 36 215 руб. 10 коп. за период с 01.01.2012 г. по 14.05.2012 г., по квартире N 926 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 150 439 руб. 57 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 931 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 149 092 руб. 27 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 936 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 75 513 руб. 14 коп. за период с 01.01.2012 г. по 02.10.2012 г., по квартире N 941 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 149 451 руб. 66 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N 315 от 18.06.2013 г. с требованием оплатить задолженность, которая осталась без удовлетворения.
Поскольку доказательства оплаты названной суммы задолженности ответчик не представил, исковое требование в заявленном размере удовлетворено обоснованно.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований к данному ответчику не могут быть приняты, поскольку расчет истца нормативно и документально обоснован, сведения о погашении задолженности за спорный период со стороны иных организаций в дело не представлены.
Возражения заявителя апелляционной жалобы относительно определения размера платы за коммунальные услуги на основании ежегодно утверждаемых постановлениями Правительства Москвы тарифов подлежат отклонению, поскольку применение тарифов осуществляется в случае, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственников.
В настоящем деле на основании Протокола N 1 от 23.12.2011 г. общего собрания собственников (будущих собственников) помещений многоквартирного дома, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 137, ч. 8 ст. 156 ЖК РФ, утверждена смета доходов и расходов на управление, содержание и техническое обслуживание мест общего пользования в многоквартирном доме. В соответствии с принятой сметой, утвержден размер обязательных платежей собственников (будущих собственников) жилых помещений многоквартирного дома, который составил - 28 руб. 55 коп. за 1 кв. м общей площади помещения в месяц.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент является ненадлежащим ответчиком, не могут быть признаны обоснованными ввиду следующего.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляет полномочия собственника в отношении незаселенного жилого фонда, принадлежащего городу Москве, обязан нести бремя расходов по содержанию указанного имущества.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденного постановления Правительства Москвы от 22.02.2011 N 44-ПП (с изменениями) Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы, в том числе по безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов) города Москвы в федеральную собственность, собственность других субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов), находящихся в федеральной собственности, собственности других субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, в собственность города Москвы.
Согласно п. 1.1 Постановления Правительства Москвы N 272-ПП "О мерах по совершенствованию содержания жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности города Москвы или принятых от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче с момента такой передачи, внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" от 15.06.2012 префектуры административных округов города Москвы и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (в части многоквартирных домов, находящихся в управлении подведомственных организаций) осуществляют функции в отношении помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на положения Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", в силу которого надлежащим ответчиком по делу является Префектура соответствующего административного округа, также являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 2.1.4.4 указанного Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП функции получателя бюджетных средств по статье бюджета города Москвы "Расходы по эксплуатации жилищного фонда", направляемых на предоставление субсидий из городского бюджета на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также на содержание и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам возложены на ГУ ИС районов.
Государственные учреждения города Москвы Инженерные службы административных округов (ГУ ИС АО), о которых идет речь в пункте 2.1.4.4 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП, не являются органами государственной власти, не наделены этим Постановлением или иным нормативным актом полномочиями на осуществление защиты интересов города Москвы и представление имущественных интересов (в том числе, в сфере владения и пользования имуществом) города Москвы в судах.
Также эти учреждения не являются главными распорядителями средств бюджета субъекта, а являются только получателями средств.
Применительно к положениям статьи 125 Гражданского кодекса РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" интересы субъекта Российской Федерации - города Москвы в судах в отношении споров, касающихся всех полномочий собственника имущества (владения, пользования, распоряжения), следовательно, и содержания, оплаты и др., представляет в отношении нежилых помещений функциональный орган исполнительной власти города Москвы Департамент имущества города Москвы, в отношении жилых помещений - отраслевой орган исполнительной власти города Москвы Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств в пределах своей компетенции.
В данном случае орган, имеющий право как главный распорядитель бюджетных средств выступать в суде от имени публично-правового образования - города Москвы, участвовал в качестве ответчика.
Поэтому Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является надлежащим ответчиком и иск предъявлен и рассмотрен по существу к городу Москве в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, соответственно взыскание должно быть произведено с города Москвы в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2014 по делу N А40-154167/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Московского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
Судья
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
Судья
С.П.СЕДОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2014 N 09АП-18245/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А40-154167/13
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. N 09АП-18245/2014-ГК
Дело N А40-154167/13
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Алексеевой Е.Б., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 20.03.2014 по делу N А40-154167/13,
принятое судьей Голоушкиной Т.Г. (шифр судьи 54-944),
по иску Закрытого акционерного общества "Промтехно АГ"
к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
о взыскании долга,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск Закрытого акционерного общества "Промтехно АГ" к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о взыскании долга, с учетом уточненных исковых требований, в размере 2.346.331 руб. 06 коп. по Договору управления многоквартирным домом N 1/09 от 19.06.2009 г.
Судом принят отказ от иска в части взыскания долга в размере 91.328 руб. 64 коп., в том числе по квартирам: N 60 на сумму 14.861 руб. 18 коп., N 470 на сумму 16 789 руб. 77 коп., N 872 на сумму 18 821 руб. 18 коп., N 867 на сумму 40.856 руб. 51 коп.
Решением суда иск удовлетворен.
На указанное решение суда ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п. 5 ст. 156, ст. 266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее - Администрация) и Закрытым акционерным обществом "Проминдустрия АГ" (далее - Инвестор"), подписан Акт приема-передачи квартир и машиномест (далее - Акт) к Инвестиционному контракту N 1 от 21.08.2003 г. (далее - Контракт) о нижеследующем:
Во исполнение Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1229-р от 16.05.2002 г. в редакции Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 2684-р от 21.06.2003 г., Постановления Правительства Москвы N 20-ПП от 20.01.2004 г. с изменениями от 01.03.2005 г. и 10.04.2007 г., а также условий Контракта Инвестор в полном объеме выполнил свои обязательства по Контракту в части строительства на собственные и привлеченные средства многофункционального жилого комплекса с подземной автостоянкой и встроенным ДДУ по адресу: г. Москва, ул. Покрышкина, домовладение 8 (строительный адрес: г. Москва, проспект Вернадского, владение 84) (далее - Комплекс).
Комплекс принят в эксплуатацию, что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU77207000-001459 от 03 декабря 2008 г. (регистрационный N 77-ГК/3.7.2.002289 от 16.11.2009 г.).
19 марта 2010 г общая жилая и нежилая площадь Комплекса распределена "Протоколом распределения общей жилой и нежилой площади Комплекса по адресу: г. Москва, ул. Покрышкина, домовладение 8 (строительный адрес: г. Москва, проспект Вернадского, вл. 84)", подписанным со стороны Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Инвестора и Администрации.
В связи с вводом в эксплуатацию многофункционального жилого комплекса с подземной автостоянкой и встроенным ДДУ на территории западного административного округа города Москвы по строительному адресу: г. Москва, проспект Вернадского, владение 84, и подписанием 19 марта 2010 г. "Протокола распределения общей жилой и нежилой площади Комплекса по адресу: г. Москва, ул. Покрышкина, домовладение 8 (строительный адрес: г. Москва, проспект Вернадского, вл. 84)", Инвестор передал, а Администрация приняла квартиры, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Покрышкина, домовладение 8 в количестве 55 единиц, в соответствии с указанным в Акте списком).
Согласно п. 6 Акта приема-передачи, оплата жилищно-коммунальных услуг осуществляется до заключения договоров, на основании которых граждане получат право пользования жилыми помещениями, оплата услуг по содержанию, ремонту и отоплению жилых помещений осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 08.12.2009 г. N 1357-ПП "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы"; после заключения договоров, на основании которых граждане получат право пользования жилыми помещениями, оплата жилищно-коммунальных услуг осуществляется пользователями соответствующих жилых помещений в соответствии с правовыми актами города Москвы.
В соответствии с Протоколами общего собрания будущих собственников помещений многоквартирного дома N 1 от 28.08.2008 г., N 1 от 08.10.2009 г. между Товариществом собственников жилья "Академия Люкс" (Товарищество) и Закрытым акционерным обществом "Промтехно АГ" (Управляющая компания) заключен Договор управления многоквартирным домом N 1/09 от 19.06.2009 г. (далее - Договор), согласно которому Товарищество передает, а Управляющая компания принимает на себя функции управления Многоквартирным домом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания в доме и его поддержания в надлежащем техническом состоянии.
Функции управления, передаваемые Управляющей компании Многоквартирным домом, предполагают оказание Управляющей компанией услуг Собственникам и выполнение в их интересах работ по надлежащему управлению Многоквартирным домом, содержанию и техническому обслуживанию Общего имущества Многоквартирного дома, а также обеспечение предоставления Собственникам (иным гражданам, пользующимся на законных основаниях принадлежащими им помещениями) коммунальных услуг надлежащего качества и в надлежащих объемах, что предусмотрено п. 2.2 Договора.
В силу п. 3.1.2 Договора, Управляющая компания обязуется обеспечить предоставление Собственникам, а также иным лицам, на законных основаниях пользующимся принадлежащими им помещениями (нанимателям, арендаторам и др.), следующих коммунальных услуг в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; отопление.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Из положений ст. 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения оплаты за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании п. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности.
В соответствии с п. 3.1.3 Договора, Управляющая компания обязуется осуществлять контроль за качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг, вести надлежащий учет их потребления.
На основании п. 4.6 Договора, стоимость коммунальных услуг определяется в соответствии с тарифами, установленными органами государственной власти города Москвы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Собственники оплачивают коммунальные услуги в объеме их фактического потребления в соответствии с показаниями приборов учета и по тарифам, установленным действующим законодательством и используемым при расчете размера платы за коммунальные услуги, что предусмотрено п. 4.7 Договора.
Согласно п. 4.9 Договора, собственники оплачивают Управляющей компании работы и услуги по управлению Многоквартирным домом, содержанию и техническому обслуживанию Общего имущества, а также коммунальные услуги с момента передачи Многоквартирного дома Управляющей компании в управление.
Оплата производится помесячно и вносится не позднее десятого числа месяца, следующего за оплачиваемым.
На основании п. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
За Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы имеется задолженность в размере 2 346 331 руб. 60 коп. долга за оказанные услуги по содержанию, техническому обслуживанию и управлению мест общего пользования, в том числе: по квартире N 195 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 11 332 руб. 30 коп. за период с 01.05.2010 г. по 19.09.2011 г., по квартире N 262 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 104 813 руб. 68 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 263 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 94 768 руб. 68 коп. за период с 01.05.2010 г. по 25.09.2011 г., по квартире N 267 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 73 242 руб. 46 коп. за период с 01.05.2010 г. по 02.05.2011 г., по квартире N 277 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 14 356 руб. 06 коп. за период с 01.01.2012 г. по 17.03.2012 г., по квартире N 278 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 18 130 руб. 10 коп. за период с 01.01.2012 г. по 02.04.2012 г. по квартире N 373 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 105 711 руб. 90 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 377 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 14 164 руб. 65 коп. за период с 01.01.2012 г. по 29.03.2012 г. по квартире N 385 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 105 711 руб. 89 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 478 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 52 276 руб. 11 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г. по квартире N 490 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 119 514 руб. 13 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 491 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 87 899 руб. 09 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г. по квартире N 497 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 51 722 руб. 54 коп. за период с 01.01.2012 г. по 19.08.2012 г., по квартире N 504 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 119 424 руб. 89 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г. по квартире N 635 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 65 257 руб. 53 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 67 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 52 203 руб. 11 коп. за период с 01.01.2012 г. по 06.08.2012 г., по квартире N 729 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 102 986 руб. 63 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 731 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 28 166 руб. 26 коп. за период с 01.01.2012 г. по 31.10.2012 г., по квартире N 734 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 97 859 руб. 27 коп. за период с 01.01.2012 г. по 03.06.2013 г., по квартире N 739 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 18 446 руб. 51 коп. за период с 01.01.2012 г. по 02.04.2012 г., по квартире N 81 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 129 063 руб. 87 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 839 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 72 026 руб. 53 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г.по квартире N 843 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 72 211 руб. 04 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 855 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 67 720 руб. 30 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 874 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 106 610 руб. 27 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 88 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 36 215 руб. 10 коп. за период с 01.01.2012 г. по 14.05.2012 г., по квартире N 926 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 150 439 руб. 57 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 931 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 149 092 руб. 27 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г., по квартире N 936 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 75 513 руб. 14 коп. за период с 01.01.2012 г. по 02.10.2012 г., по квартире N 941 по ул. Покрышкина домовладение 8 в г. Москве - 149 451 руб. 66 коп. за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2013 г.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N 315 от 18.06.2013 г. с требованием оплатить задолженность, которая осталась без удовлетворения.
Поскольку доказательства оплаты названной суммы задолженности ответчик не представил, исковое требование в заявленном размере удовлетворено обоснованно.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований к данному ответчику не могут быть приняты, поскольку расчет истца нормативно и документально обоснован, сведения о погашении задолженности за спорный период со стороны иных организаций в дело не представлены.
Возражения заявителя апелляционной жалобы относительно определения размера платы за коммунальные услуги на основании ежегодно утверждаемых постановлениями Правительства Москвы тарифов подлежат отклонению, поскольку применение тарифов осуществляется в случае, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственников.
В настоящем деле на основании Протокола N 1 от 23.12.2011 г. общего собрания собственников (будущих собственников) помещений многоквартирного дома, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 137, ч. 8 ст. 156 ЖК РФ, утверждена смета доходов и расходов на управление, содержание и техническое обслуживание мест общего пользования в многоквартирном доме. В соответствии с принятой сметой, утвержден размер обязательных платежей собственников (будущих собственников) жилых помещений многоквартирного дома, который составил - 28 руб. 55 коп. за 1 кв. м общей площади помещения в месяц.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент является ненадлежащим ответчиком, не могут быть признаны обоснованными ввиду следующего.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляет полномочия собственника в отношении незаселенного жилого фонда, принадлежащего городу Москве, обязан нести бремя расходов по содержанию указанного имущества.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденного постановления Правительства Москвы от 22.02.2011 N 44-ПП (с изменениями) Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы, в том числе по безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов) города Москвы в федеральную собственность, собственность других субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов), находящихся в федеральной собственности, собственности других субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, в собственность города Москвы.
Согласно п. 1.1 Постановления Правительства Москвы N 272-ПП "О мерах по совершенствованию содержания жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности города Москвы или принятых от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче с момента такой передачи, внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" от 15.06.2012 префектуры административных округов города Москвы и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (в части многоквартирных домов, находящихся в управлении подведомственных организаций) осуществляют функции в отношении помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на положения Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", в силу которого надлежащим ответчиком по делу является Префектура соответствующего административного округа, также являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 2.1.4.4 указанного Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП функции получателя бюджетных средств по статье бюджета города Москвы "Расходы по эксплуатации жилищного фонда", направляемых на предоставление субсидий из городского бюджета на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также на содержание и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам возложены на ГУ ИС районов.
Государственные учреждения города Москвы Инженерные службы административных округов (ГУ ИС АО), о которых идет речь в пункте 2.1.4.4 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП, не являются органами государственной власти, не наделены этим Постановлением или иным нормативным актом полномочиями на осуществление защиты интересов города Москвы и представление имущественных интересов (в том числе, в сфере владения и пользования имуществом) города Москвы в судах.
Также эти учреждения не являются главными распорядителями средств бюджета субъекта, а являются только получателями средств.
Применительно к положениям статьи 125 Гражданского кодекса РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" интересы субъекта Российской Федерации - города Москвы в судах в отношении споров, касающихся всех полномочий собственника имущества (владения, пользования, распоряжения), следовательно, и содержания, оплаты и др., представляет в отношении нежилых помещений функциональный орган исполнительной власти города Москвы Департамент имущества города Москвы, в отношении жилых помещений - отраслевой орган исполнительной власти города Москвы Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств в пределах своей компетенции.
В данном случае орган, имеющий право как главный распорядитель бюджетных средств выступать в суде от имени публично-правового образования - города Москвы, участвовал в качестве ответчика.
Поэтому Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является надлежащим ответчиком и иск предъявлен и рассмотрен по существу к городу Москве в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, соответственно взыскание должно быть произведено с города Москвы в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2014 по делу N А40-154167/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Московского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
Судья
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
Судья
С.П.СЕДОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)