Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 19.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-194/2015Г.

Требование: О признании действий организации в отношении неопределенного круга потребителей противоправными, прекращении этих действий.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам административного расследования установлено включение ответчиком в договор энергоснабжения с гражданином-потребителем условий, ущемляющих права потребителя.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. по делу N 33-194/2015г.


Судья Мучкинов М.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Шихановой О.Г. и Шовгуровой Т.А.,
при секретаре К.Д.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия к ОАО "Калмэнергосбыт" о признании действий организации в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и прекращении этих действий по апелляционной жалобе представителя ОАО "Калмэнергосбыт" на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения представителя ответчика Б., представителя истца Д., судебная коллегия,

установила:

Управление Роспотребнадзора по РК обратилось в суд с иском к ОАО "Калмэнергосбыт" о признании действий организации в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и прекращении этих действий.
В обоснование иска указало, по результатам административного расследования, проведенного с 20 октября 2014 года по 20 ноября 2014 года в отношении ОАО "Калмыэнергосбыт" установлено включение в договор энергоснабжения N *** от *** 2014 года с гражданином-потребителем Л.В.Б., проживающим по адресу: ***, условий, ущемляющих права потребителя. Согласно пункту 10 данного договора в случаях, если в ходе исполнения настоящего договора вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий цену (тариф), порядок определения такой цены и (или) порядок распределяемых объемов электрической энергии, стороны обязаны применять положения, содержащиеся в указанных изменениях с момента введения нормативного правового акта в действие без дополнительного согласования. В соответствии с пунктом 11 договора определено, что споры, возникающие в процессе исполнения настоящего договора, подлежат рассмотрению в суде по месту нахождения ответчика. В рамках административного расследования получен акт осмотра интернет-сайта от 17 ноября 2014 года Управления Федеральной антимонопольной службы по РК, из которого следует, что указанный договор с Л.В.Б. был заключен в соответствии с формой договора "Договор энергоснабжения с гражданином-потребителем, проживающим в частном доме", размещенный на официальном сайте ОАО "Калмэнергосбыт" http://www.sbytrk.ru. Включение спорных положений в договор, являющийся типовым, с заранее определенными условиями, ущемляет права потребителей, является административным правонарушением, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ. Постановлением о назначении административного наказания N *** от *** 2014 года ответчик признан виновным в совершении данного правонарушения и назначен штраф в размере *** руб. Считает, что включение в форму договора, размещенного на официальном сайте ответчика, условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ, нарушают права неопределенного круга потребителей. Просит признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ответчика, выразившиеся во включении в форму договора "Договор энергоснабжения с гражданином-потребителем, проживающим в частном доме", размещенного на официальном сайте ответчика http://www.sbytrk.ru, пунктов 10, 11 договора. Обязать ответчика прекратить указанные противоправные действия путем внесения в форму договора "Договор энергоснабжения с гражданином-потребителем, проживающим в частном доме" изменений, с изложением пункта 10 в следующей редакции "В случаях, если в ходе исполнения настоящего договора вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий цену (тариф), порядок определения такой цены и (или) порядок распределяемых объемов электрической энергии, информация об указанных изменениях доводится гарантирующим поставщиком до потребителя в письменной форме не позднее, чем 30 дней до даты выставления платежных документов"; пункта 11 в следующей редакции "Споры по иску потребителя к гарантирующему поставщику рассматриваются по выбору потребителя судом по месту его нахождения или пребывания, либо по месту нахождения гарантирующего поставщика, либо по месту заключения или исполнения договора энергоснабжения. Споры по иску гарантирующего поставщика к потребителю рассматриваются судом по месту нахождения ответчика". Измененную форму договора разместить на официальном сайте ответчика. Обязать ответчика через средства массовой информации довести до сведения потребителей решение суда в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по РК Д., поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО "Калмыэнергосбыт" Б. возражая против иска, пояснила, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов являются специальным нормативным актом в сфере защиты прав потребителей при оказании коммунальных услуг и предусматривают возможность изменения договором срока доведения до потребителя информации об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг. Исходя из указанного, полагает, что оспариваемый пункт 10 договора не ущемляет права неопределенного круга потребителей. Включенное в пункт 11 договора условие о договорной подсудности также не ущемляет права неопределенного круга потребителей, поскольку в соответствии с действующим законодательством и при включении в договор условия о договорной подсудности потребитель может предъявить иск в суд по своему выбору.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 января 2015 г. исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия к ОАО "Калмэнергосбыт" удовлетворены частично. Признаны противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ОАО "Калмэнергосбыт" по включению в типовую форму договора энергоснабжения, размещенного на официальном сайте в сети Интернет, пункта 10 договора, согласно которому: "В случае, если в ходе исполнения настоящего договора вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий цену (тариф), порядок определения такой цены и (или) порядок распределяемых объемов электрической энергии, стороны обязаны применять положения, содержащиеся в указанных изменениях с момента введения нормативного правового акта в действие без дополнительного согласования". На ОАО "Калмэнергосбыт" возложена обязанность по доведению до сведения потребителей настоящего решения суда путем его опубликования в газете "Хальмг унн". В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Калмэнергосбыт" С. просит решение суда отменить в части удовлетворения требований истца. Указывает, что ответчик является гарантирующим поставщиком на территории внутри границ Республики Калмыкия. Согласно статье 40 ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующие поставщики продают электрическую энергию (мощности) на розничных рынках по нерегулируемым ценам, за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненных к нему категориям потребителей. Цена электрической энергии определяется специальными органами исполнительной власти субъектов РФ. Вывод суда относительно пункта 68 Правил предоставления коммунальных услуг неверен, так как он носит диспозитивный характер и не содержит ограничений о возможности уменьшения срока доведения информации до потребителя. Пункт 68 Правил не указывает, каким способом информация должна быть доведена до потребителя. Следовательно, информация об изменении установленных тарифов может быть доведена до сведения потребителя любимым общедоступным способом, в частности путем ее размещения в СМИ.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ законодатель понимает необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного и в интересах законности судебная коллегия полагает возможным при рассмотрении поданной апелляционной жалобы выйти за ее пределы, проверив решение суда в полном объеме, обратить внимание на допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм материального права, учесть их при принятии решения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что включение в форму договора энергоснабжения с гражданином- потребителем, проживающим в частном доме, размещенном на официальном интернет-сайте ОАО "Калмэнергосбыт" пункта 10 в указанной (оспариваемой) редакции ущемляет права потребителей, в связи с чем действия ОАО "Калмэнергосбыт" в этой части признаются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Отказывая в признании противоправными условий, содержащихся в пункте 11 договора энергоснабжения, суд указал на то, что они не нарушают права потребителей, так как являются законным правом сторон по соглашению между собой изменить территориальную подсудность. Требования истца о прекращении указанных противоправных действий путем внесения в форму договора энергоснабжения конкретных изменений не подлежат удовлетворению.
С суждениями суда о признании противоправным включения в форму договора энергоснабжения пункта 10 в оспариваемой редакции, как ущемляющие права потребителей, а также отказа в удовлетворении требований истца о прекращении противоправных действий, судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (часть 1 статьи 426 ГК РФ).
Из пункта 28 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" усматривается, что договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.
Пункт 33 указанного Постановления регламентирует условия заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, согласно которому договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком заключается в простой письменной форме, если иное не установлено настоящим документом. Гарантирующий поставщик обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых им потребителей, дифференцированные по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан, для энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, для гарантирующих поставщиков, которые вправе приобретать электрическую энергию (мощность) у другого гарантирующего поставщика на розничном рынке. В случае внесения изменений в настоящий документ, влекущих необходимость внесения изменений в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), гарантирующий поставщик обязан не позднее 1 месяца с даты вступления в силу изменений в настоящий документ внести соответствующие изменения в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
Гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети "Интернет" и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.
Федеральная антимонопольная служба (ее территориальные органы) осуществляет контроль за соответствием разработанных гарантирующими поставщиками форм договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) настоящему документу.
Размещенные и опубликованные таким образом формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) являются проектом договора, предлагаемого гарантирующим поставщиком к заключению с потребителями (покупателями), и могут быть использованы потребителем (покупателем), имеющим намерение заключить с гарантирующим поставщиком соответствующий договор или внести изменения в ранее заключенный договор, при подаче гарантирующему поставщику документов, необходимых в соответствии с настоящим документом, для заключения договора или внесения изменений в ранее заключенный договор.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Из приведенных нормативно-правовых актов в их взаимосвязи следует, что договор энергоснабжения является публичным. Гарантирующий поставщик разрабатывает формы договора энергоснабжения электрической энергии для обслуживаемых им потребителей, дифференцированные по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, в том числе для исполнителей коммунальных услуг и для граждан. В случае внесения изменений в документ, гарантирующий поставщик обязан не позднее 1 месяца с даты вступления в силу изменений в настоящий документ внести соответствующие изменения в ранее разработанные формы договора энергоснабжения. Он также обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети Интернет и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа. Условия разработанной (типовой) формы договора энергоснабжения с гражданином должны соответствовать правилам, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Согласно пункту 68 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила), информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как правильно указал суд первой инстанции, анализ условий пункта 10 договора указывает на то, что в случаях, если в ходе исполнения договора энергоснабжения вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий цену (тариф), порядок определения такой цены и (или) порядок распределяемых объемов электрической энергии, стороны обязаны применять положения, содержащиеся в указанных изменениях с момента введения нормативного правового акта в действие без дополнительного согласования ".
Между тем, Правила (пункт 68) предусматривают, что информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов.
Таким образом, положения договора о применении тарифов, определения такой цены и (или) порядка распределяемых объемов электрической энергии с момента введения в действие нормативного правового акта без дополнительного согласования, имея в виду, без доведения об этом потребителя в письменной форме не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, ущемляют права потребителей, поэтому обоснованно признаны судом противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
В связи с изложенным доводы жалобы о неверности вывода суда являются необоснованными. Остальные доводы жалобы правового значения не имеют.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части отказа в иске о признании противоправными условий, содержащихся в пункте 11 договора энергоснабжения по следующим основаниям.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 Конституции РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 29 ГПК РФ, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца.
Согласно части 2 статьи 17 Закона "О защите прав потребителей" иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора.









































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)