Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-900

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. по делу N 33-900


судья Кокарева Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего Буланкиной Л.Г.,
судей Кондратьевой А.В. и Лозиной С.П.,
с участием прокурора Тагирова Р.Р.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Кондратьевой А.В.,
дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Осташков" на решение Осташковского городского суда Тверской области от 25 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора города Осташкова удовлетворить.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Осташков" и общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" по непринятию мер к вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии многоквартирного жилого дома N <адрес>
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Осташков" и общество с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии многоквартирного жилого дома N <адрес>
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Осташков" и общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" государственную пошлину в доход бюджета МО "Осташковский район" в размере 100,0 рублей с каждого",

установила:

Прокурор города Осташков, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Осташков" (далее ООО "ДЕЗ Осташков"), в котором просил признать незаконными бездействие ответчика по непринятию мер к вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в жилом доме N <адрес> и действия по производству расчетов за коммунальные услуги без учета показаний общедомового прибора учета тепловой энергии; возложить обязанность ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии и обязать производить расчеты за коммунальные услуги на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
Производство по делу в части исковых требований о признании незаконным действий ООО "ДЕЗ Осташков" по производству расчетов за коммунальные услуги без учета показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, возложении на ООО "ДЕЗ Осташков" обязанности производить расчеты за коммунальные услуги на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии определением суда от 10 декабря 2013 года прекращено в связи с отказом прокурора от иска в данной части.
Определением суда от 10 декабря 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" (далее ООО "Тверьэнергогаз").
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что в ходе проверки информации Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области о предоставлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальном образовании "Городское поселение - город Осташков" выявлено, что установленный в 2012 году в жилом доме N <адрес> в рамках реализации Адресной программы Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 - 2012 годы общедомовой прибор теплового учета не введен в эксплуатацию и не используется.
Ответственность по обслуживанию, содержанию системы отопления, вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии дома несет ООО "ДЕЗ Осташков", взявшее на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома. ООО "ДЕЗ Осташков" является владельцем общедомового прибора учета тепловой энергии в названном жилом доме и обязанность по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в силу закона возложена на ООО "ДЕЗ Осташков".
Понятие "ввод в эксплуатацию узла учета", согласно Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N 1034 (далее Правила N 1034), означает процедуру проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией, создаваемой владельцем узла учета. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта. Документы для ввода узла учета в эксплуатацию предоставляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узел учета пломбируется. Пломбирование узла учета осуществляется представителем теплоснабжающей организации, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.
ООО "Тверьэнергогаз" является теплоснабжающей организацией на территории города Осташков и в силу закона должно входить в состав комиссии по вводу в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, участвовать в подписании акта ввода в эксплуатацию узла учета.
Прокурор полагает, что в результате бездействия ответчиков общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме N <адрес> не введен в эксплуатацию, чем нарушены интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также интересы неопределенного круга лиц, проживающих в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, для которого не введение в эксплуатацию и не использование приборов учета влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению.
В судебном заседании помощник прокурора города Осташков Волощук Е.В. поддержала заявленные исковые требования и просила удовлетворить их.
Представитель ответчика ООО "ДЕЗ Осташков" Р. исковые требования, предъявленные к ООО "ДЕЗ Осташков" не признал, исковые требования, предъявленные к ООО "Тверьэнергогаз" полагал подлежащими удовлетворению, пояснив, действовавшими до 29 ноября 2013 года Правилами учета тепловой энергии, утвержденными Минэнерго РФ 12 сентября 1995 года N Вк-4936, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществлялся энергоснабжающей организацией, то есть ООО "Тверьэнергогаз".
Кроме того, указал, что в сентябре 2013 года ООО "Тверьэнергогаз" опломбировало узел учета, установленный в многоквартирном доме N 6 по улице Шевчука в городе Осташков, но акт ввода в эксплуатацию не подписало, в связи с чем расчеты с потребителями продолжают осуществляться по нормативам, без учета показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
Представители ответчика ООО "Тверьэнергогаз" К., М., Л. исковые требования не признали, поддержав отзыв на иск, дополнительно пояснив, что документы, необходимые для ввода прибора учета в эксплуатацию ООО "ДЕЗ Осташков" в полном объеме были представлены 24 декабря 2013 года. Считают, что надлежащим ответчиком по делу являются ООО "ДЕЗ Осташков" и администрация МО "Городское поселение - город Осташков" и полагают, что необходимо соблюдение последовательности ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренной Правилами N 1034. Лицо, подлежащее включению в состав комиссии от теплоснабжающей организации, будет определено. До настоящего времени прибор учета не был введен в эксплуатацию, поскольку договор теплоснабжения с бывшей управляющей компанией ООО УК "Служба заказчика" с 01 сентября 2013 года расторгнут, а достоверной информации о новой управляющей компании не было, в связи с чем невозможно было определить владельца узла учета.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации МО "Городское поселение - город Осташков" полагал исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению и просил о рассмотрении дела без его участия.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое ООО "ДЕЗ Осташков" в своей апелляционной жалобе просит отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении ООО "ДЕЗ Осташков", ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение дела, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В жалобе указано, что основанием обращения прокурора в суд с иском послужили результаты проверки выполнения предыдущей управляющей компанией адресной программы Тверской области по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2011 - 2012 годы по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии. В ходе проверки было установлено, что общедомовой прибор учета в жилом доме N<адрес> был установлен 30 ноября 2012 года, следовательно, в силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 261-ФЗ), он должен был введен в эксплуатацию не позднее 30 декабря 2012 года.
Ввод в эксплуатацию узла учета в соответствии с п. 7.1 Правил технической эксплуатации и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995 года N ВК-4936 (далее Правила N ВК-4936), должен осуществляться самостоятельно представителем энергоснабжающей организации (ООО "Тверьэнергогаз") в присутствии представителя потребителя, без участия управляющей организации.
Материалами дела подтверждено, что 06 сентября 2013 года ООО "Тверьэнергогаз" оформил акт допуска в эксплуатацию и опломбировал узел учета, в связи с чем, последний с названной даты является допущенным в эксплуатацию и оплата за потребленные ресурсы должна производиться по показаниям прибора учета. Однако ООО "Тверьэнергогаз" при начислении платы гражданам за коммунальные услуги не учитывает показания общедомового прибора учета.
Судом не учтено, что противозаконное бездействие ООО "Тверьэнергогаз" по вводу узла учета в эксплуатацию носит длящийся характер и возникло задолго до начала договорных отношений ООО "ДЕЗ Осташков" с собственниками помещений многоквартирного жилого дома. В настоящее время ООО "ДЕЗ Осташков" предпринимает все возможные попытки воздействия на ООО "Тверьэнергогаз" для ускорения ввода узла учета в эксплуатацию и выполнило все действия, направленные на введение узла учета в эксплуатацию, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами.
По мнению апеллянта, при доказанности бездействия ООО "Тверьэнергогаз" по вводу узла учета в эксплуатацию, прокурором не приведено ни нормативных обоснований, ни документальных доказательств противоправности действий ООО "ДЕЗ Осташков" по вводу узла учета в эксплуатацию со дня возникновения нарушения - с 30 декабря 2012 года.
Кроме того, апеллянт указывает, что его ответ, датированный 25 ноября 2013 года N 137, никоим образом не влиял на своевременность ввода узла учета в эксплуатацию, а соответственно не свидетельствовал о вине ООО "ДЕЗ Осташков" в несвоевременном вводе узла учета в эксплуатацию. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, тем, что ООО "Тверьэнергогаз" как после ознакомления с интересующими его документами, так и по настоящее время не предприняло никаких действий по вводу узла учета в эксплуатацию.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ООО "Тверьэнергогаз", извещенный надлежащим образом не явился, о причинах неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении слушания дела не обратился.
Представитель третьего лица Муниципального образования "Городское поселение - город Осташков" письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия в силу ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя апеллянта Р. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Тагирова А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу положений ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета.
Во исполнение вышеуказанных норм, законодатель в п. 5 этой же статьи установил, что до 01 июля 2012 года многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии. В п. 9 этой статьи законодатель установил, что с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями этой же статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Условия установки, замены и эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов устанавливаются договором, в заключении которого указанные организации отказывать не вправе.
В п. 12 этой же статьи Закона установлено, что вышеуказанные ресурсоснабжающие организации до 01 июля 2013 года обязаны самостоятельно совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов многоквартирных домов, если они не были оснащены таковыми в установленный срок. После 01 июля 2013 года ресурсоснабжающие организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такового невыполнения в течение двух месяцев, обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
В соответствии с п. 3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Порядок допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя урегулирован в п. 7 Правил N Вк-4936.
В частности, п. 7.1 Правил устанавливает, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
Пункт 7.5 Правил предусматривает, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
Судом первой инстанции установлено, что многоквартирный жилой дом N <адрес> оснащен коллективным прибором учета тепловой энергии, который 16 октября 2012 года прошел испытания на прочность и герметичность. Актом осмотра прибора учета от 26 октября 2012 года подтверждено, что работы по реконструкции теплового пункта с заменой запорной арматуры, установка водоструйного элеватора и монтаж узлов учета тепловой энергии в отоплении и в горячем водоснабжении выполнены в соответствии с рабочей документацией, монтажными схемами, СНиП. Однако после составления указанного акта никаких действий, направленных на введение узла учета тепловой энергии в эксплуатацию, предусмотренных Правилами ВК-4936 совершено не было, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанный акт никаких правовых последствий не повлек.
Доводы представителя апеллянта, о том, что узел учета, установленный в названном доме, был опломбирован и допущен к эксплуатации, материалами дела не подтверждены. Доказательств данного обстоятельства суду апелляционной инстанции апеллянтом не представлено.
Из материалов дела следует, что исполнителем коммунальных услуг в виде отопления и горячего водоснабжения с 01 сентября 2013 года является ООО "Тверьэнергогаз".
Управляющей компаний по отношению к названому жилому дому в силу договора содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме от 01 ноября 2013 года является ООО "ДЕЗ Осташков".
В соответствии с договором управления управляющая организация взяла на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Однако, как установлено судом, общедомовые (коллективные) приборы учета коммунальных ресурсов в данном доме управляющей организацией не эксплуатируются, показания с них исполнителем коммунальной услуги не снимаются.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ООО "ДЕЗ Осташков" в силу того, что является управляющей организацией, с которой заключен договор управления многоквартирным домом, и владельцем общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме N <адрес>, должно обеспечить эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается ввиду следующего.
В соответствии ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу положений ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и(или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491), в соответствии с п. 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (ч. 5 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ).
Подпунктом "к" п. 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, которым в соответствии с п. 1 Правил является ООО "Тверьэнергогаз", по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "с" п. 31 Правил N 354).
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета, в силу подпункта "е" п. 31 Правил N 354, на исполнителе лежит обязанность ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Таким образом, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом и исполнителя коммунальных услуг.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "ДЕЗ Осташков", как владелец узла учета, неправомерно отказало ООО "Тверьэнергогаз" в предоставлении документов - правовых оснований осуществления деятельности по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме N <адрес>, что явилось одним из факторов недопущения узла учета тепловой энергии к эксплуатации.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал бездействие ООО "ДЕЗ Осташков" по вводу узла учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме незаконным и возложил на него обязанность обеспечить ввод в эксплуатацию установленного в многоквартирном жилом доме <адрес> прибор учета тепловой энергии.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считает, что решение постановлено в соответствии с требованиями закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
В остальной части решение суда первой инстанции не обжалуется, оснований в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ для проверки решения суда в полном объеме судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Осташковского городского суда Тверской области от 25 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Осташков" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)