Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.
при участии:
- от заявителя открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930): Торосян М.П., предъявлен паспорт, доверенность от 29.09.2014;
- от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045): не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 29 сентября 2014 года по делу N А71-7790/2014,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
об отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 18.06.2014 N 1182 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.09.2014, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе ссылается на отсутствие состава административного правонарушения; при этом полагает, что не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, а лишь изготавливает платежные документы в рамках агентского договора, заключенного между ООО "Удмуртские коммунальные системы" (принципал) и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (агент). Кроме того, по мнению заявителя, в платежных документах указана вся необходимая информация, предусмотренная п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг. Также заявитель ссылается на наличие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Административный орган о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направил, отзыв на апелляционную жалобу не представил, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" заявлено ходатайство о замене открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" на его правопреемника - ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", при этом представлена выписка из ЕГРЮЛ, согласно которой ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "ЭнергосбыТ Плюс".
На основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным произвести замену ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" на его правопреемника - ОАО "ЭнергосбыТ Плюс".
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки обоснованности поступивших обращений собственников жилых помещений многоквартирного дома N 19 по ул. Зои Космодемьянской в г. Ижевске (вх. N 1338-ж от 31.03.2014) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике установлено следующее:
- - в предъявленных ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" потребителям, проживающим в квартирах <...>, <...>, <...>, платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2013 года, январь - февраль 2014 года предоставлена информация о наименовании коммунальных услуг, не предусмотренная п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: "Общ. ГВС подача ОДН"; "Общ. ГВС подогрев ОДН"; "Инд. Тепловая энергия"; "Инд. ГВС подача"; "Инд. ГВС погрев"; "Инд. ГВС";
- - в счетах-извещениях на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявленных ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" потребителю, проживающему в квартире <...>, за январь 2014 года предъявлен перерасчет (доначисление) по строке "Инд. Тепловая энергия" в размере 1 182,44 руб. и по строке "Инд. ГВС" в размере 0,01 руб. без указания оснований (доначисления) платы за коммунальные услуги; потребителю, проживающему в квартире <...>, за февраль 2014 года предъявлен перерасчет (доначисление) по строке "Инд. ГВС подача ОДН" в размере 0,01 руб.; потребителю, проживающему в квартире <...>, за январь 2014 года предъявлен перерасчет (доначисление) по строке "Инд. Тепловая энергия" в размере 1 039,56 руб. и по строке "Инд. ГВС" в размере 0,01 руб. без указания оснований (доначисления) платы за коммунальную услугу. При этом в качестве оснований перерасчета по строкам "Инд. ГВС", "Инд. ГВС подача ОДН" указано "Перерасчет ОДН", что не доводит до потребителя полную и конкретную информации об основаниях доначисления платы за коммунальную услугу, предусмотренную подп. "ж" п. 69 Правил N 354.
По факту выявленных нарушений Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в отношении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" составлен протокол об административном правонарушении от 15.05.2014 (л.д. 54-55), и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 18.06.2014 N 1182 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7 000 руб. (л.д. 36-40).
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, перечислены в п. 4 Правил N 354, соответственно, в извещении на оплату услуг, виды коммунальных услуг должны быть указаны в соответствии с данным перечнем.
Из материалов дела следует, что потребителям, проживающим в квартирах <...>, <...>, <...> многоквартирного дома N 19 по ул. Зои Космодемьянской в г. Ижевске в платежных документах за декабрь 2013 года, январь - февраль 2014 года наименование коммунальных услуг указано следующим образом: "Общ. ГВС подача ОДН"; "Общ. ГВС подогрев ОДН"; "Инд. Тепловая энергия"; "Инд. ГВС подача"; "Инд. ГВС погрев"; "Инд. ГВС", то есть предоставлена недостоверная информация о наименовании коммунальных услуг, не предусмотренная п. 4 Правил N 354.
В п. 69 Правил N 354 установлено, что в платежном документе указываются, в частности, сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в счетах-извещениях на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявленных ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" потребителю, проживающему в квартире <...>, за январь 2014 года предъявлен перерасчет (доначисление) по строке "Инд. Тепловая энергия" в размере 1 182,44 руб. и по строке "Инд. ГВС" в размере 0,01 руб.; потребителю, проживающему в квартире <...>, за февраль 2014 года предъявлен перерасчет (доначисление) по строке "Инд. ГВС подача ОДН" в размере 0,01 руб.; потребителю, проживающему в квартире <...>, за январь 2014 года предъявлен перерасчет (доначисление) по строке "Инд. Тепловая энергия" в размере 1 039,56 руб. и по строке "Инд. ГВС" в размере 0,01 руб., при этом в качестве основания перерасчета указано "Перерасчет ОДН", однако конкретные основания перерасчета в соответствии с требованиями подп. "ж" п. 69 Правил N 354 не указаны.
Доводы заявителя о надлежащем указании в платежных документах в качестве основания для проведения перерасчетов "Перерасчет ОНД", судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку подобное указание не содержит сведений о причине перерасчета как это требуется в соответствии с подп. "ж" п. 69 Правил N 354, что свидетельствует о недоведении до потребителя полной информации об основаниях доначисления платы.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, является установленным.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что при наличии возможности ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" не были приняты все зависящие меры по соблюдению требований действующего законодательства по предоставлению потребителям необходимой и достоверной информации об услугах.
Доказательств, свидетельствующих о том, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения требований действующих нормативных актов, в материалах дела не имеется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вина заявителя в совершении административного правонарушения установлена и подтверждена надлежащими доказательствами.
Ссылки заявителя на то, что ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" не является исполнителем коммунальных услуг, а лишь изготавливает платежные документы в рамках агентского договора от 01.08.2013 N 2, заключенного между ООО "Удмуртские коммунальные системы" (принципал) и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (агент), судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
Согласно указанного агентского договора ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (агент) обязуется за вознаграждение и по поручению ООО "Удмуртские коммунальные системы" (принципал) совершать от имени и за счет принципала, в том числе, следующие действия: начисление потребителям принципала сумм оплаты за потребленную тепловую энергию на основании принятых показаний узлов учета и иных полученных от потребителей данных, их корректировка (перерасчеты) (п. 2.4.3 агентского договора); прием платежей от потребителей принципала, связанных с исполнением ими обязательств, вытекающих из договоров теплоснабжения (п. 2.6.3 агентского договора); изготовление и подписание для потребителей платежных документов и иных документов, связанных с исполнением принципалом договоров теплоснабжения (п. 2.4.6 агентского договора).
В имеющихся в материалах дела платежных документов, предъявленных потребителям (л.д. 50-52) указан поставщик коммунальных услуг - ОАО ООО "Удмуртские коммунальные системы", а также получатель платежа ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", его адрес, телефон, адрес сайта, реквизиты для оплаты, иная информация для потребителя, при этом указано "Вас обслуживает Ижевский филиал ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания". Таким образом, данный документ исходит от ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", оснований полагать, что документ изготовлен иной организацией не имеется.
Поскольку счета-извещения на оплату коммунальных услуг за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение изготовлены ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и выставлялись ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" от своего имени, то Общество как агент в данном случае также является субъектом ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
Таким образом, в действиях заявителя доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. ст. 14.8 КоАП РФ.
При этом ссылки заявителя на то, что административным органом в постановлении о привлечении к административной ответственности надлежащим образом не установлено событие административного правонарушения и вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения, судом апелляционной инстанции отклоняются как не соответствующие имеющимся в материалах дела доказательствам, поскольку из содержания оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности следует, что данные обстоятельства указаны надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 15.05.2014, постановление о привлечении к административной ответственности от 18.06.2014 вынесены в отсутствие представителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", вместе с тем о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом (л.д. 53,56).
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о малозначительности правонарушения судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В п. 18, п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции полагает, что обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, в рассматриваемом случае отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 48, 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Произвести процессуальное правопреемство, заменив заявителя открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" на его правопреемника открытое акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс".
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 сентября 2014 года по делу N А71-7790/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Н.В.ВАРАКСА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2014 N 17АП-14875/2014-АКУ ПО ДЕЛУ N А71-7790/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. N 17АП-14875/2014-АКу
Дело N А71-7790/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.
при участии:
- от заявителя открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930): Торосян М.П., предъявлен паспорт, доверенность от 29.09.2014;
- от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045): не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 29 сентября 2014 года по делу N А71-7790/2014,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
об отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 18.06.2014 N 1182 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.09.2014, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе ссылается на отсутствие состава административного правонарушения; при этом полагает, что не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, а лишь изготавливает платежные документы в рамках агентского договора, заключенного между ООО "Удмуртские коммунальные системы" (принципал) и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (агент). Кроме того, по мнению заявителя, в платежных документах указана вся необходимая информация, предусмотренная п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг. Также заявитель ссылается на наличие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Административный орган о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направил, отзыв на апелляционную жалобу не представил, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" заявлено ходатайство о замене открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" на его правопреемника - ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", при этом представлена выписка из ЕГРЮЛ, согласно которой ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "ЭнергосбыТ Плюс".
На основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным произвести замену ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" на его правопреемника - ОАО "ЭнергосбыТ Плюс".
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки обоснованности поступивших обращений собственников жилых помещений многоквартирного дома N 19 по ул. Зои Космодемьянской в г. Ижевске (вх. N 1338-ж от 31.03.2014) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике установлено следующее:
- - в предъявленных ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" потребителям, проживающим в квартирах <...>, <...>, <...>, платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2013 года, январь - февраль 2014 года предоставлена информация о наименовании коммунальных услуг, не предусмотренная п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: "Общ. ГВС подача ОДН"; "Общ. ГВС подогрев ОДН"; "Инд. Тепловая энергия"; "Инд. ГВС подача"; "Инд. ГВС погрев"; "Инд. ГВС";
- - в счетах-извещениях на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявленных ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" потребителю, проживающему в квартире <...>, за январь 2014 года предъявлен перерасчет (доначисление) по строке "Инд. Тепловая энергия" в размере 1 182,44 руб. и по строке "Инд. ГВС" в размере 0,01 руб. без указания оснований (доначисления) платы за коммунальные услуги; потребителю, проживающему в квартире <...>, за февраль 2014 года предъявлен перерасчет (доначисление) по строке "Инд. ГВС подача ОДН" в размере 0,01 руб.; потребителю, проживающему в квартире <...>, за январь 2014 года предъявлен перерасчет (доначисление) по строке "Инд. Тепловая энергия" в размере 1 039,56 руб. и по строке "Инд. ГВС" в размере 0,01 руб. без указания оснований (доначисления) платы за коммунальную услугу. При этом в качестве оснований перерасчета по строкам "Инд. ГВС", "Инд. ГВС подача ОДН" указано "Перерасчет ОДН", что не доводит до потребителя полную и конкретную информации об основаниях доначисления платы за коммунальную услугу, предусмотренную подп. "ж" п. 69 Правил N 354.
По факту выявленных нарушений Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в отношении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" составлен протокол об административном правонарушении от 15.05.2014 (л.д. 54-55), и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 18.06.2014 N 1182 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7 000 руб. (л.д. 36-40).
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, перечислены в п. 4 Правил N 354, соответственно, в извещении на оплату услуг, виды коммунальных услуг должны быть указаны в соответствии с данным перечнем.
Из материалов дела следует, что потребителям, проживающим в квартирах <...>, <...>, <...> многоквартирного дома N 19 по ул. Зои Космодемьянской в г. Ижевске в платежных документах за декабрь 2013 года, январь - февраль 2014 года наименование коммунальных услуг указано следующим образом: "Общ. ГВС подача ОДН"; "Общ. ГВС подогрев ОДН"; "Инд. Тепловая энергия"; "Инд. ГВС подача"; "Инд. ГВС погрев"; "Инд. ГВС", то есть предоставлена недостоверная информация о наименовании коммунальных услуг, не предусмотренная п. 4 Правил N 354.
В п. 69 Правил N 354 установлено, что в платежном документе указываются, в частности, сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в счетах-извещениях на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявленных ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" потребителю, проживающему в квартире <...>, за январь 2014 года предъявлен перерасчет (доначисление) по строке "Инд. Тепловая энергия" в размере 1 182,44 руб. и по строке "Инд. ГВС" в размере 0,01 руб.; потребителю, проживающему в квартире <...>, за февраль 2014 года предъявлен перерасчет (доначисление) по строке "Инд. ГВС подача ОДН" в размере 0,01 руб.; потребителю, проживающему в квартире <...>, за январь 2014 года предъявлен перерасчет (доначисление) по строке "Инд. Тепловая энергия" в размере 1 039,56 руб. и по строке "Инд. ГВС" в размере 0,01 руб., при этом в качестве основания перерасчета указано "Перерасчет ОДН", однако конкретные основания перерасчета в соответствии с требованиями подп. "ж" п. 69 Правил N 354 не указаны.
Доводы заявителя о надлежащем указании в платежных документах в качестве основания для проведения перерасчетов "Перерасчет ОНД", судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку подобное указание не содержит сведений о причине перерасчета как это требуется в соответствии с подп. "ж" п. 69 Правил N 354, что свидетельствует о недоведении до потребителя полной информации об основаниях доначисления платы.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, является установленным.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что при наличии возможности ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" не были приняты все зависящие меры по соблюдению требований действующего законодательства по предоставлению потребителям необходимой и достоверной информации об услугах.
Доказательств, свидетельствующих о том, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения требований действующих нормативных актов, в материалах дела не имеется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вина заявителя в совершении административного правонарушения установлена и подтверждена надлежащими доказательствами.
Ссылки заявителя на то, что ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" не является исполнителем коммунальных услуг, а лишь изготавливает платежные документы в рамках агентского договора от 01.08.2013 N 2, заключенного между ООО "Удмуртские коммунальные системы" (принципал) и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (агент), судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
Согласно указанного агентского договора ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (агент) обязуется за вознаграждение и по поручению ООО "Удмуртские коммунальные системы" (принципал) совершать от имени и за счет принципала, в том числе, следующие действия: начисление потребителям принципала сумм оплаты за потребленную тепловую энергию на основании принятых показаний узлов учета и иных полученных от потребителей данных, их корректировка (перерасчеты) (п. 2.4.3 агентского договора); прием платежей от потребителей принципала, связанных с исполнением ими обязательств, вытекающих из договоров теплоснабжения (п. 2.6.3 агентского договора); изготовление и подписание для потребителей платежных документов и иных документов, связанных с исполнением принципалом договоров теплоснабжения (п. 2.4.6 агентского договора).
В имеющихся в материалах дела платежных документов, предъявленных потребителям (л.д. 50-52) указан поставщик коммунальных услуг - ОАО ООО "Удмуртские коммунальные системы", а также получатель платежа ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", его адрес, телефон, адрес сайта, реквизиты для оплаты, иная информация для потребителя, при этом указано "Вас обслуживает Ижевский филиал ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания". Таким образом, данный документ исходит от ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", оснований полагать, что документ изготовлен иной организацией не имеется.
Поскольку счета-извещения на оплату коммунальных услуг за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение изготовлены ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и выставлялись ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" от своего имени, то Общество как агент в данном случае также является субъектом ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
Таким образом, в действиях заявителя доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. ст. 14.8 КоАП РФ.
При этом ссылки заявителя на то, что административным органом в постановлении о привлечении к административной ответственности надлежащим образом не установлено событие административного правонарушения и вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения, судом апелляционной инстанции отклоняются как не соответствующие имеющимся в материалах дела доказательствам, поскольку из содержания оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности следует, что данные обстоятельства указаны надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 15.05.2014, постановление о привлечении к административной ответственности от 18.06.2014 вынесены в отсутствие представителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", вместе с тем о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом (л.д. 53,56).
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о малозначительности правонарушения судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В п. 18, п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции полагает, что обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, в рассматриваемом случае отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 48, 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Произвести процессуальное правопреемство, заменив заявителя открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" на его правопреемника открытое акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс".
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 сентября 2014 года по делу N А71-7790/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Н.В.ВАРАКСА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)