Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6453/2014

Требование: О взыскании компенсации морального вреда.

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обстоятельства: При попытке перекрыть воду для осуществления ремонтных работ на кухонном смесителе в квартире истицы произошла поломка шарового крана горячей воды, следствием которой стало затопление квартиры истицы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу N 33-6453/2014


В суде первой инстанции слушал дело судья: Наконечный С.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Кустовой С.В.
судей Порохового С.П., Масловой Т.В.
с участием прокурора Максименко Е.В.
при секретаре Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Я.Н. к Жилищно-строительному кооперативу N 59 о взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Я.Н.
на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 19 июня 2014 года,
заслушав доклад судьи Масловой Т.В., пояснения представителей истца Я.А., действующего на основании доверенности, С.А., действующего по ордеру, представителя ЖСК N 59 Б., действующей по доверенности, заключение прокурора Максименко Е.В. судебная коллегия

установила:

Я.Н. обратилась в суд с иском к ЖСК N о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований, указав, что является собственником квартиры <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ при попытке перекрыть воду для осуществления ремонтных работ на кухонном смесителе в указанной квартире, произошла поломка шарового крана горячей воды, следствием которой стало затопление квартиры истца. Из-за ненадлежащего исполнения обязательств ЖСК-59 по содержанию общедомового имущества, а также в связи с грубостью со стороны сотрудников ЖСК-59 она испытывала нравственные страдания, ухудшилось состояние ее здоровья, в связи с чем просила признать виновным ЖСК N 59 в поломке шарового крана горячей воды, установленного на отводе стояка горячего водоснабжения для общедомовых нужд в ее квартире, а также взыскать в ее пользу с ЖСК -59 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Определением Кировского районного суда г Хабаровска от 19.06.2014 года исковые требования Я.Н. в части признания виновным в поломке шарового крана горячей воды ЖСК -59 прекращены в связи с отказом истца от иска.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 19 июня 2014 года в удовлетворении исковых требований Я.Н. о взыскании компенсации морального вреда отказано.
В апелляционной жалобе Я.Н. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылаясь на несогласие с выводами суда о вине Я.А. в поломке шарового крана, отсутствии у ЖСК 59 обязанности производить обследование крана в квартире истца, а также на не применение судом к возникшим отношениям положений Закона РФ "О защите прав потребителей", указав, что управление <адрес> осуществляет ЖСК N 59, которое обязано в силу закона проводить обследование общедомового имущества, крана, находящегося в квартире истца. В силу закона РФ "О защите прав потребителей" вследствие нарушения прав потребителя компенсации подлежит моральный вред.
В возражениях по доводам апелляционной жалобы представитель ЖСК 59 С.Е. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 151, п. 1 ст. 290, ст. 1064, п. 1 ст. 1099, ст. 1101 ГК РФ, п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, ч. 1 ст. 36, п. 6 ч. 2 ст. 153, ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, установив, что ДД.ММ.ГГГГ. на кухне на отводе стояка ГВС для общедомовых нужд в квартире истца слесарем был установлен поквартирный (аварийный) кран, который 11.12.2013 г. в результате действий Я.А. сломался и произошло затопление квартиры, отклонив доводы истца о том, что обслуживание кранов ответчиком не производилось более 5 лет, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
С выводами суда судебная коллегия соглашается в части.
Требования о компенсации морального вреда истец Я.Н. обосновала оказанием ЖСК-59 некачественной услуги по содержанию дома вследствие бездействия ЖСК-59, выразившегося в невыполнении обязанности по обслуживанию общедомового имущества возложенных в силу закона, что нарушило право на благоприятную среду проживания и причинением вреда здоровью, вследствие действий сотрудников ЖСК-59 выразившихся в грубости и хамстве, что привело к ухудшению состояния здоровья.
Согласно п. 1, 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан оказывать потребителю услугу, качество которого должно соответствовать договору. Если стандартами предусмотрены обязательные требования к качеству услуги, исполнитель обязан оказывать услугу, соответствующую этим требованиям.
В данном случае Я.Н. является членом ЖСК-59, которое оказывает услуги жильцам дома, где проживает истица, по его содержанию. Жильцы дома производят плату за данные услуги.
Следовательно, к возникшим правоотношениям применим Закон РФ "О защите прав потребителей".
На основании ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" истец имеет право на компенсацию морального вреда причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, при наличии вины исполнителя.
Учитывая, что предметом рассмотрения по настоящему делу являются нематериальные права истицы, нарушение которых повлекло причинение ей нравственных страданий и предусматривает возможность компенсации морального вреда, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются виновные действия (бездействие) ЖСК- 59, а также факт причинения данными действиями вреда истице.
Материалы дела доказательств нарушения прав истицы со стороны ЖСК-59 и наступления последствий в виде причинения вреда здоровью не содержат. Факты грубого отношения должностными лицами ЖСК N 59 по отношению к истице не нашли своего подтверждения доказательствами по делу. Доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между действиями работников ЖСК-59 и ухудшением состояния здоровья истицы также предоставлено не было.
Учитывая вышеизложенное у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания компенсации морального вреда вследствие причинения вреда здоровью истице.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, поддерживая жилое помещение в надлежащем состоянии, в том числе инженерных коммуникаций и технического оборудования, находящееся внутри квартиры, а также обязан в соответствии с п. 4 ст. 17 ЖК РФ осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей.
В силу пп. "а" п. 11, п. 13 Правил содержания общего имущества утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 года содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива или управляющей организацией, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно подп. "б" п. 32 указанных Правил исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5.8.3 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, в квартире Я-ких был разрушен вентиль, относящийся к общедомовому имуществу при попытке его отключения.
Доказательств проведения плановых осмотров общедомового имущества, находящегося в собственности жильцов МКД, в том числе в квартире истицы до 11.12.2013 г. ответчиком не предоставлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ЖСК N 59 ненадлежащим образом осуществляло свои обязанности по осмотру общедомового имущества находящегося в квартире истца, что привело к разрушению вентиля относящегося к общедомовому имуществу при возникновении необходимости его аварийного отключения и затоплению квартиры истицы у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований истицы о взыскании компенсации морального вреда вследствие не надлежаще оказанной услуги по содержанию общедомового имущества.
На основании ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" Я.Н. имеет право на компенсацию морального вреда причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда вследствие не надлежаще оказанной услуги, с вынесением в данной части нового решения о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, которая с учетом характера и степени вины ответчика, характера и длительности страданий истицы по мнению судебной коллегии, отвечает требованиям разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 19 июня 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда вследствие ненадлежащее оказанной услуги отменить, в данной части вынести новое решение.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива N 59 в пользу Я.Н. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты>
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Я.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.КУСТОВА

Судьи
С.П.ПОРОХОВОЙ
Т.В.МАСЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)