Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2895/2015

Требование: Об обязании производить расчет и выставлять счета по оплате коммунальных услуг в соответствии с условиями договора согласно показаниям учета.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В квартире истца установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии, однако ему стало известно, что плата за отопление будет производиться по нормативам потребления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2015 г. по делу N 33-2895/2015


Судья Сидилева Г.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Малкова А.И., Ярыгиной Е.Н.,
при секретаре Б.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Б.Н. на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 25 февраля 2015 года по исковому заявлению Б.Н. к обществу с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" об обязании производить расчет и выставлять счета по оплате коммунальных услуг в соответствии с условиями договора согласно показаниям учета тепловой энергии, компенсации морального вреда,

установила:

Б.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь в его обоснование на то, что является собственником 1\\2 доли квартиры, расположенной по адресу: (адрес). В 2010 году на системе отопления в его квартире были установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии (теплосчетчики) на каждом из радиаторов системы отопления. После согласования всех технических условий, подписания Акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, между Б.Н. и ООО "УКХ" заключен договор N от 01.11.2013 года. Предметом данного соглашения стало регулирование отношений между потребителями и ООО "УКХ", связанных с эксплуатацией установленных узлов учета тепловой энергии, а также с учетом потребленной тепловой энергии (п. 1.1)договора. С момента заключения договора, приборы учета неоднократно проходили поверки и опломбировки в соответствии с действующими регламентами, на настоящее время также находятся в исправном состоянии и соответствуют Правилам технической эксплуатации и Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
В середине сентября 2014 года в адрес истца направлено извещение ООО "УКХ" от 28.08.2014 года N 01/04-3623, согласно которому предлагалось произвести демонтаж приборов учета тепла и сообщалось, что с началом отопительного сезона 2014-2015 года начисление платы за отопление будет производиться не по показаниям приборов учета, а по нормативам потребления тепла, поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира истца, имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Истец полагает, что по отношению к принадлежащему ему жилому помещению установленные критерии не применимы, поскольку каждый радиатор оснащен своим индивидуальным прибором учета, который установлен на горизонтальном участке подводки к радиатору после запорного вентиля от стояка отопления (на индивидуальном оборудовании квартиросъемщика. Расчет производился, исходя из суммы всех показаний приборов учета. Согласно квитанции на оплату коммунальных платежей за октябрь и ноябрь 2014 года, стоимость услуги по предоставлению тепловой энергии выставлена не в соответствии с показаниями прибора учета, а с установленными нормативами.
В адрес ООО "УКХ" направлена претензия с указанием недопущения изменения договора в одностороннем порядке и соблюдения принятых на себя обязательств, однако ответа не последовало. Выставление счетов на оплату коммунальных платежей за тепловую энергию не в соответствии с показаниями приборов учета тепловой энергии является неисполнением и нарушением добровольно принятых ответчиком обязательств в соответствии с договором от 01.11.2013 года.
В ходе судебного заседания истец, дополнив размер исковых требований, просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере ***.
В судебном заседании истец Б.Н. поддержал исковые требования в полном объеме, ссылаясь на то, что установленные тепловые счетчики "Карат-Компакт" прошли испытание, сданы в эксплуатацию. Общедомовой счетчик установлен в многоквартирном доме в 2008 году, 2009 году, не согласен с начислением по нормативам.
Представитель ответчика ООО "УКХ" Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что необходимым условием для ввода счетчика в эксплуатацию является наличие технической возможности установки приборов учета. При этом Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года N 627, изданным в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного приборов учета. В п. 3 данного Приказа указывается на отсутствие технической возможности установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых, инженерных систем отопления. Приказ N 627 не содержит положений о наличии или отсутствии горизонтальной подводки к радиатору или о возможно-допустимом количестве ИПУ тепловой энергии.
Третье лицо Б.Н., собственник 1/2 доли квартиры по (адрес), в судебном заседании поддержала требования истца.
Решением суда от 25 февраля 2015 года в удовлетворении требований Б.Н. отказано.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика, третье лицо не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения истца Б.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и поступившие возражения ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Б.Н. является собственником ? доли квартиры по адресу: (адрес), в которой установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии: теплосчетчики марки "Карат-Компакт".
Управление данным многоквартирным жилым домом и обеспечение собственников жилья коммунальными услугами, в том числе отоплением, осуществляет ответчик ООО "УКХ"
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что указанный многоквартирный жилой дом имеет вертикальную разводку внутридомовой инженерной системы отопления, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и не во всех помещения многоквартирного дома установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии.
Установка теплосчетчиков в квартире истцов согласована с управляющей компанией. 01.11.2013 года между Б.Н. и управляющей компанией ООО "УКХ" заключен договор на учет потребленной тепловой энергии в упомянутой квартире по показаниям индивидуальных приборов учета (теплосчетчиков).
Отказывая в удовлетворении требований Б.Н., суд пришел к выводу о том, что индивидуальные приборы учета в квартире истца при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления жилого дома не позволяют определить весь объем потребленного коммунального ресурса, в связи с чем установленный соглашением сторон порядок расчета потребления тепловой энергии, как не соответствующий действующему законодательству, не может быть принят во внимание.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, к спорным правоотношениям правильно применен материальный закон, доказательствам дана надлежащая оценка.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений регламентирует статья 12 ЖК РФ, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац шестой); распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители (абзац шестнадцатый).
Абзацем вторым пункта 42(1) Правил установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Расчет по указанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
Устанавливая данный расчет по оплате услуги по теплоснабжению также были учтены и критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, которые устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу (утверждены Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627), согласно пункту 3 которых техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", включающего СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха", предусматривающие установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям (пункт 6.1.3).
Из анализа указанных выше нормативно-правовых актов следует, что при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления в доме для расчета потребления тепловой энергии используются не индивидуальные приборы учета, а индикаторы расхода теплоты (распределители), наряду с общедомовым прибором учета.
Из материалов дела следует, что истцом установлены не распределители, а теплосчетчики "Карат-Компакт", которые, согласно паспорту изделия, являются индивидуальными приборами учета тепловой энергии (теплосчетчиком), что исключает их использование в многоквартирных жилых домах с вертикальной разводкой внутридомовой инженерной системы отопления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения иска Б.Н. в части обязания обслуживающей организации производить расчет за коммунальную услугу по отоплению по показаниям индивидуальных приборов учета - теплосчетчиков "Карат-Компакт".
Доказательств того, что установленные истцом приборы учета могут быть использованы в том числе для учета его доли расходов по тепловой энергии на содержание общедомового имущества при вертикальной разводке внутридомовых инженерных систем отопления, не представлено.
Доводы жалобы о том, что возможно применение в расчете платы за потребление тепловой энергии только индивидуальных приборов учета в силу п. 16 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г N 307, согласно которому при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета, выводы суда не опровергают, поскольку исходя из системного толкования положений указанных Правил и приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 размер платы за отопление рассчитывается с учетом показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартире, при наличии технической возможности установки таких приборов учета
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона, выводов суда не опровергают, а потому оснований для отмены постановленного по делу судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 25 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Б.Н. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)