Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управдом": Шуршилов Е.С., представитель по доверенности от 10.12.2014;
- от Главного контрольного управления при Правительстве Хабаровского края: Тен Ю.О., представитель по доверенности от 31.03.2015 N 1-32-6103;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом"
на решение от 10.02.2015
по делу N А73-16276/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управдом"
к Главному контрольному управлению при Правительстве Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управдом" (далее - ООО "Управдом", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 14.11.2014 N 659ж/14-Ю, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа 250 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2015 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Управдом" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав позиции представителей лиц, явившихся в судебное заседание, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что при проведении Главным контрольным управлением проверки деятельности ООО "Управдом" установлено, что им осуществляется управление многоквартирным домом N 26 по ул. квартал ДОС (Большой Аэродром) в г. Хабаровске.
По результатам проведения проверки на предмет соблюдения управляющей организацией требований по раскрытию информации, подлежащей свободному доступу в рамках Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, были выявлены нарушения требований законодательства.
Правонарушение зафиксировано актом осмотра страниц сайтов сети интернет от 10.09.2014 N 10.
Уведомлением от 16.09.2014 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем имеется входящий штамп N 497.
19.09.2014 Главным контрольным управлением в отношение ООО "Управдом" в присутствие представителя общества Панкрушина Д.С. по доверенности от 10.02.2014 составлен протокол об административном правонарушении.
О времени и месте рассмотрения дела общество извещено определением от 08.10.2014, которое вручено представителю общества Панкрушину Д.С. по доверенности от 10.02.2014, а также по электронной почте.
14.11.2014 Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 659ж/14-Ю, которым ООО "Управдом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 250 000 рублей.
Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения образуют нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами от 23 сентября 2010 г. N 731 устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Согласно пункту 2 Стандарта под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Перечень раскрываемой информации установлен в пункте 3 Стандарта, где управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) выведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; доведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Из пункта 5 Стандарта следует, что управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В силу пункта 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определенном уполномоченным федеральным органом, исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией. При этом информация должна быть настоящего Постановления. Информация должна быть доступна в течение 5 лет.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минрегиона России от 02.04.2013 г. N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Информация, подлежащая раскрытию управляющей организацией, товариществом и кооперативом путем размещения на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени управляющей организации, товарищества и кооператива. Информационные стенды (стойки) должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
Материалами дела установлено, что ООО "Управдом" осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом по ул. квартал ДОС N 26 (Большой Аэродром) в г. Хабаровске до 01.04.2014 г.
На основании протокола внеочередного собрания собственников от 21.03.2014 г. договор управления МКД N 26 был расторгнут, дом был передан в управление другой организации.
На момент проверки на сайте www.reformagkh.ru информация размещена ООО "Управдом" в разделе "Дома", обслуживание которых завершено", при этом отчетная информация о доме N 26 за 2013 г. т.е за период, когда ООО "Управдом" осуществляло управление МКД N 26, отсутствует, а именно в строках "Выполнение работы", "Выполнение обязательств" нет данных.
В разделе "Основные финансовые показатели" не размещены сведения в разделах: "Доходы", полученные за оказание услуг по управлению многоквартирными домами", "Сумма доходов, полученных от использования общего имущества за отчетный период", "Доход, полученный за отчетный период от предоставления коммунальных услуг без учета коммунальных ресурсов, поставленных потребителям непосредственно поставщиками по прямым договорам, тыс. руб.", "Расходы, полученные в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами, тыс. руб.", "Выплаты по искам по договорам управления за отчетный период", "Выплаты по искам ресурсоснабжающих организаций за отчетный период, тыс. руб.", "Чистые активы УО, тыс. руб.", отсутствует годовая бухгалтерская отчетность.
На собственном сайте ООО "Управдом" http://www.upravdomkhv.ru в разделе "Список домов, находящихся в управлении ООО "Управдом" по состоянию на 01.02.2014 г." размещена информация об МКД N 26.
На сайте http://www.upravdomkhv.ru в разделе "Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности" размещена бухгалтерская отчетность ООО "Управдом" - налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2009 г., 2010 г., 2011 г., 2012 г. При этом, на данном сайте отсутствует в нарушение п. п. "а" п. 9 Стандарта налоговая декларация по налогу уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2013 г.
В нарушении п. п. "б", "в" п. 9 Стандарта на сайте http://www.upravdomkhv.ru в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации не размещены сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
На сайте http.//www.upravdomkhv.ru имеется только информация в разделе "Сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме" размещены сведения о работах и услугах с указанием единицы измерения и стоимости работ. Иные сведения, предусмотренные п. 10 Стандарта на указанном сайте отсутствуют.
Результаты обследования зафиксированы актом осмотра от 10.09.2014 г., скриншотами, прилагаемыми к протоколу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные обществом скриншоты, правомерно посчитал, что они не подтверждают опубликование на сайте полной информации по дому N 26 по ул. квартал ДОС (Большой Аэродром) в г. Хабаровске.
Кроме того, на сайте www.reformagkh.ru информация размещена ООО "Управдом" о доме N 26 за 2013 г. не в полном объеме.
Письмом от 18.09.2014 за исх. N 521-ю/14 ООО "Управдом" указал, что поскольку с 01.04.2014 г. обслуживанием данного дома общество больше не занимается, в связи с чем информация, размещенная на официальном сайте по данному дому была исключена из перечня домов, находящихся в управлении, в связи с чем ООО "Управдом" не является субъектом данного административного правонарушения, кроме того пропущен двухмесячный срок привлечения к административной ответственности.
Судом первой инстанции правомерно отклонил указанные доводы ввиду следующего.
Поскольку в 2013 году управляющей компанией многоквартирного дома N 26 по ул. квартал ДОС (Большой Аэродром) в г. Хабаровске являлось ООО "Управдом", именно на нем лежит обязанность по размещению в сети интернет информации предусмотренной Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами от 23.09.2010 г. N 731. То обстоятельство, что с 01.04.2014 г. общество не является управляющей компанией дома N 26 по ул. квартал ДОС (Большой Аэродром), не освобождает ООО "Управдом" от размещения в сети Интернет информации предусмотренной Стандартом раскрытия информации.
В связи с чем, ООО "Управдом" как лицо, в обязанности которого входит раскрытие информации предусмотренной Стандартом, является субъектом административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
В силу частей 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В данном случае Общество не разместило обязательную информацию, предусмотренную Стандартом.
Законодательство о защите прав потребителей применяется при регулировании отношений, возникающих между сторонами договора управления многоквартирными домами, в связи с чем срок давности за совершение административного правонарушения, выразившегося в невыполнении обязанности по раскрытию информации в порядке, установленном Стандартом, составляет один год.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела не содержится доказательств, свидетельствующих о том, что соблюдение ООО "Управдом" установленных правил и норм было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, обществом не представлено.
При этом, существенная угроза вменяемого административного правонарушения заключается в пренебрежительном отношении ООО "Управдом", как участника хозяйственных отношений к возложенным на него публичным обязанностям по раскрытию информации о своей деятельности и оказываемых услугах, в результате чего, потребители данных услуг были лишены возможности получения сведений путем обращения к официальному и общедоступному сайту в сети Интернет.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП о малозначительности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы апелляционным судом отклоняются, как необоснованные, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое постановление законным и обоснованным, отказав ООО "Управдом" в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 211, статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.02.2015 по делу N А73-16276/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2015 N 06АП-1017/2015 ПО ДЕЛУ N А73-16276/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. N 06АП-1017/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управдом": Шуршилов Е.С., представитель по доверенности от 10.12.2014;
- от Главного контрольного управления при Правительстве Хабаровского края: Тен Ю.О., представитель по доверенности от 31.03.2015 N 1-32-6103;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом"
на решение от 10.02.2015
по делу N А73-16276/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управдом"
к Главному контрольному управлению при Правительстве Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управдом" (далее - ООО "Управдом", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 14.11.2014 N 659ж/14-Ю, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа 250 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2015 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Управдом" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав позиции представителей лиц, явившихся в судебное заседание, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что при проведении Главным контрольным управлением проверки деятельности ООО "Управдом" установлено, что им осуществляется управление многоквартирным домом N 26 по ул. квартал ДОС (Большой Аэродром) в г. Хабаровске.
По результатам проведения проверки на предмет соблюдения управляющей организацией требований по раскрытию информации, подлежащей свободному доступу в рамках Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, были выявлены нарушения требований законодательства.
Правонарушение зафиксировано актом осмотра страниц сайтов сети интернет от 10.09.2014 N 10.
Уведомлением от 16.09.2014 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем имеется входящий штамп N 497.
19.09.2014 Главным контрольным управлением в отношение ООО "Управдом" в присутствие представителя общества Панкрушина Д.С. по доверенности от 10.02.2014 составлен протокол об административном правонарушении.
О времени и месте рассмотрения дела общество извещено определением от 08.10.2014, которое вручено представителю общества Панкрушину Д.С. по доверенности от 10.02.2014, а также по электронной почте.
14.11.2014 Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 659ж/14-Ю, которым ООО "Управдом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 250 000 рублей.
Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения образуют нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами от 23 сентября 2010 г. N 731 устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Согласно пункту 2 Стандарта под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Перечень раскрываемой информации установлен в пункте 3 Стандарта, где управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) выведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; доведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Из пункта 5 Стандарта следует, что управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В силу пункта 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определенном уполномоченным федеральным органом, исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией. При этом информация должна быть настоящего Постановления. Информация должна быть доступна в течение 5 лет.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минрегиона России от 02.04.2013 г. N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Информация, подлежащая раскрытию управляющей организацией, товариществом и кооперативом путем размещения на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени управляющей организации, товарищества и кооператива. Информационные стенды (стойки) должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
Материалами дела установлено, что ООО "Управдом" осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом по ул. квартал ДОС N 26 (Большой Аэродром) в г. Хабаровске до 01.04.2014 г.
На основании протокола внеочередного собрания собственников от 21.03.2014 г. договор управления МКД N 26 был расторгнут, дом был передан в управление другой организации.
На момент проверки на сайте www.reformagkh.ru информация размещена ООО "Управдом" в разделе "Дома", обслуживание которых завершено", при этом отчетная информация о доме N 26 за 2013 г. т.е за период, когда ООО "Управдом" осуществляло управление МКД N 26, отсутствует, а именно в строках "Выполнение работы", "Выполнение обязательств" нет данных.
В разделе "Основные финансовые показатели" не размещены сведения в разделах: "Доходы", полученные за оказание услуг по управлению многоквартирными домами", "Сумма доходов, полученных от использования общего имущества за отчетный период", "Доход, полученный за отчетный период от предоставления коммунальных услуг без учета коммунальных ресурсов, поставленных потребителям непосредственно поставщиками по прямым договорам, тыс. руб.", "Расходы, полученные в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами, тыс. руб.", "Выплаты по искам по договорам управления за отчетный период", "Выплаты по искам ресурсоснабжающих организаций за отчетный период, тыс. руб.", "Чистые активы УО, тыс. руб.", отсутствует годовая бухгалтерская отчетность.
На собственном сайте ООО "Управдом" http://www.upravdomkhv.ru в разделе "Список домов, находящихся в управлении ООО "Управдом" по состоянию на 01.02.2014 г." размещена информация об МКД N 26.
На сайте http://www.upravdomkhv.ru в разделе "Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности" размещена бухгалтерская отчетность ООО "Управдом" - налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2009 г., 2010 г., 2011 г., 2012 г. При этом, на данном сайте отсутствует в нарушение п. п. "а" п. 9 Стандарта налоговая декларация по налогу уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2013 г.
В нарушении п. п. "б", "в" п. 9 Стандарта на сайте http://www.upravdomkhv.ru в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации не размещены сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
На сайте http.//www.upravdomkhv.ru имеется только информация в разделе "Сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме" размещены сведения о работах и услугах с указанием единицы измерения и стоимости работ. Иные сведения, предусмотренные п. 10 Стандарта на указанном сайте отсутствуют.
Результаты обследования зафиксированы актом осмотра от 10.09.2014 г., скриншотами, прилагаемыми к протоколу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные обществом скриншоты, правомерно посчитал, что они не подтверждают опубликование на сайте полной информации по дому N 26 по ул. квартал ДОС (Большой Аэродром) в г. Хабаровске.
Кроме того, на сайте www.reformagkh.ru информация размещена ООО "Управдом" о доме N 26 за 2013 г. не в полном объеме.
Письмом от 18.09.2014 за исх. N 521-ю/14 ООО "Управдом" указал, что поскольку с 01.04.2014 г. обслуживанием данного дома общество больше не занимается, в связи с чем информация, размещенная на официальном сайте по данному дому была исключена из перечня домов, находящихся в управлении, в связи с чем ООО "Управдом" не является субъектом данного административного правонарушения, кроме того пропущен двухмесячный срок привлечения к административной ответственности.
Судом первой инстанции правомерно отклонил указанные доводы ввиду следующего.
Поскольку в 2013 году управляющей компанией многоквартирного дома N 26 по ул. квартал ДОС (Большой Аэродром) в г. Хабаровске являлось ООО "Управдом", именно на нем лежит обязанность по размещению в сети интернет информации предусмотренной Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами от 23.09.2010 г. N 731. То обстоятельство, что с 01.04.2014 г. общество не является управляющей компанией дома N 26 по ул. квартал ДОС (Большой Аэродром), не освобождает ООО "Управдом" от размещения в сети Интернет информации предусмотренной Стандартом раскрытия информации.
В связи с чем, ООО "Управдом" как лицо, в обязанности которого входит раскрытие информации предусмотренной Стандартом, является субъектом административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
В силу частей 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В данном случае Общество не разместило обязательную информацию, предусмотренную Стандартом.
Законодательство о защите прав потребителей применяется при регулировании отношений, возникающих между сторонами договора управления многоквартирными домами, в связи с чем срок давности за совершение административного правонарушения, выразившегося в невыполнении обязанности по раскрытию информации в порядке, установленном Стандартом, составляет один год.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела не содержится доказательств, свидетельствующих о том, что соблюдение ООО "Управдом" установленных правил и норм было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, обществом не представлено.
При этом, существенная угроза вменяемого административного правонарушения заключается в пренебрежительном отношении ООО "Управдом", как участника хозяйственных отношений к возложенным на него публичным обязанностям по раскрытию информации о своей деятельности и оказываемых услугах, в результате чего, потребители данных услуг были лишены возможности получения сведений путем обращения к официальному и общедоступному сайту в сети Интернет.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП о малозначительности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы апелляционным судом отклоняются, как необоснованные, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое постановление законным и обоснованным, отказав ООО "Управдом" в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 211, статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.02.2015 по делу N А73-16276/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)