Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 10.09.2015 N Ф09-5090/15 ПО ДЕЛУ N А60-51578/2014

Требование: О признании недействительным постановления муниципалитета в части включения дома в перечень домов, фонд капитального ремонта которых формируется на счете регионального оператора.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Товарищество собственников жилья указало, что собственниками помещений выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. N Ф09-5090/15

Дело N А60-51578/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Поротниковой Е.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Седова" (далее - ТСЖ "Седова") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2015 по делу N А60-51578/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Поступившее в адрес Арбитражного суда Уральского округа ходатайство Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ТСЖ "Седова" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным пункта 778 приложения к постановлению Администрации города Екатеринбурга от 06.11.2014 N 3391 в части перечня адресов многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области.
Решением арбитражного суда от 17.03.2015 (Гнездилова Н.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 (судьи Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТСЖ "Седова" просит указанные судебные акты отменить. Заявитель ссылается на то, что собственники помещений в многоквартирном доме в установленном порядке реализовали право на выбор способа формирования и хранения денежных средств фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ "Седова", уведомили о принятом решении орган государственного жилищного надзора. Порядок извещения о выборе способа формирования денежных средств фонда капитального ремонта носит уведомительный характер, в связи с чем действия заинтересованного лица являются незаконными. Заявитель указывает на то, что поступившее в адрес третьего лица уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта не было включено в реестр уведомлений. По мнению заявителя, третье лицо неправомерно включило в реестр счетов формирования фонда капитального ремонта на счет регионального оператора на основании направления ТСЖ "Седова" запроса об уточнении информации о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Заявитель полагает, что судом неправомерно не дана оценка действиям третьего лица.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что в соответствии с Законом Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03 "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области от 03.04.2014 N 25-03) собственниками помещений в многоквартирном доме должно быть принято решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта и реализовано в течение четырех месяцев после официального опубликования Региональной программы капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Свердловской области на 2015 - 2044 годы (Постановление Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП) опубликована 29.04.2014.
ТСЖ "Седова" в адрес Управления Государственной жилищной инспекции и Администрации г. Екатеринбурга в период с 25.08.2014 по 31.08.2014 направило уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников жилья и справки из банка об открытии специального счета.
Обжалуемое заявителем приложение к постановлению Администрации города Екатеринбурга от 06.11.2014 N 3391 в части перечня адресов многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования "Город Екатеринбург", содержит информацию (п. 778), где указан дом по адресу: проспект Седова, д. 52, как дом, включенный в перечень домов, у которых фонд капитального ремонта формируется на счете Регионального оператора, а не там, где установлено протоколом общего собрания собственников помещений.
Не согласившись с постановлением Администрации города Екатеринбурга от 06.11.2014 N 3391 в оспариваемой части, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с п. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу ч. 3, 4, 5, 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и ч. 2 ст. 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных ч. 1 ст. 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Согласно ст. 14 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03 "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области N 25-03 от 03.04.2014) (далее - Закон N 127-ОЗ), решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Региональная программа о капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов в Свердловской области на 2015 - 2044 годы опубликована 29.04.2014 (Постановление Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП).
Согласно ст. 6 Закона N 127-ОЗ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с федеральным законом. К числу полномочий относится созыв в срок, установленный законом, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее в соответствии с федеральным законом (п. 2); принятие решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете, счетах регионального оператора в случаях, установленных федеральным законом (п. 3).
В соответствии с ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 15 Закона N 127-ОЗ орган государственного жилищного надзора (Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области) ведет реестр уведомлений об открытии специальных счетов, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Как установлено судами, что сведения о многоквартирных домах, собственники которых не выбрали и (или) не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта направлены Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области заинтересованному лицу 10.10.2014 (письмо от 10.10.2014 N 29-01-81/15779). В приложении к данному письму дом N 52 по ул. Седова включен в перечень домов, собственники которых не выбрали (не реализовали) способ формирования фонда капитального ремонта. На основании поступивших сведений администрацией принято постановление от 06.11.2014 N 3391, о включение в прилагаемый к постановлению Перечень дом N 52 по ул. Седова в г. Екатеринбурге.
Судом апелляционной инстанции установлено, что фактически существует спор между заявителем и Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области по вопросу оценки принятого заявителем решения об утверждении способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет, открытый в банке. Заявитель ссылался на то, что на общем собрании 24.08.2014 собственники помещений многоквартирного дома выбрали способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет и реализовали его. Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области утверждал, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в доме принято, но не реализовано, поскольку собственники помещений определили перечень работ по капитальному ремонту меньше, чем предусмотрено региональной программой капитального ремонта, не определены сроки проведения работ.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемое заявителем постановление в части включения дома N 52 по ул. Седова в Перечень адресов многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", фонд капитального ремонта которых формирует на счете регионального оператора, издано в соответствии с требованиями законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявления суды не учли, что в материалах дела имеется протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 52 по проспекту Седова, г. Екатеринбург, из которого следует, что общее собрание собственников приняли решение об утверждении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 52 по проспекту Седова, утвердили размер ежемесячного взноса, определили перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; определили сроки проведения капитального ремонта общего имущества; владельца специального счета ТСЖ "Седова"; определили кредитную организацию; выбрали лицо, уполномоченное на открытие специального счета и распоряжение денежными средствами; утвердили способ формирования фонда капитального ремонта дома, а также размер ежемесячного взноса.

Региональная программа капитального ремонта на территории Свердловской области, в которую, в частности был включен дом N 60 по ул. Уральской в городе Екатеринбурге, была опубликована 28.04.2014 (постановление Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП).
Таким образом, собственники помещений в многоквартирных домах были вправе принять и реализовать решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в срок до 31.08.2014.
При рассмотрении дела заявителем представлено уведомление, из которого следует, что Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области было поставлено в известность инспектором собрания Рубцовым В.А. о проведении вышеуказанного собрания ТСЖ "Седова" с представлением протокола. Аналогичное уведомление было направлено и в администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 24.08.2014. Также Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области была направлена справка об открытии специального счета.
При рассмотрении судом спора необходимо было при решении вопроса о том, реализовано ли было заявителем право выбора способа формирования фонда капитального ремонта, проанализировать содержание пунктов 9 - 11 Порядка ведения управления утвержденных Приказом от 11.04.2014 "Об утверждении порядка ведения управлением государственной жилищной инспекции Свердловской области реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта и реестра специальных счетов", на соответствия их требованиям, установленным в ч. 3, 4, 5, ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом выводы суда апелляционной инстанции, которые также послужили одним из оснований отказа в удовлетворения заявления о том, что фактически существует спор между заявителем и Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области по поводу оценки принятого заявителем решения об утверждении способа формирования фонда капитального ремонта, нельзя признать правильными, поскольку они не соответствуют положениям ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалование действий Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области при наличии ненормативного акта органа местного самоуправления о внесении в перечень многоквартирного дома, фонд капитального ремонта которого формируется на счете регионального оператора, не восстановит права заявителя по исключению из указанного перечня многоквартирного дома.
Суды не лишены возможности по заявленным заявителем требованиям по данному делу дать оценку законности действий Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской и рассмотреть требования по существу.
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное. Дать оценку представленным доказательствам в соответствии со ст. 65, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, в зависимости от установленного, рассмотреть требование в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2015 по делу N А60-51578/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ

Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
С.Э.РЯБОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)