Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Колодезный А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С.Н.А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 18 февраля 2014 года, которым в удовлетворении требований С.Н.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., объяснения С.Н.А., представителя Правительства Вологодской области по доверенности У., судебная коллегия
установила:
<ДАТА> по итогам совещания о мерах по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг Президентом Российской Федерации П. подписан перечень поручений Правительству Российской Федерации, в соответствии с которым необходимо провести анализ эффективности и обоснованности утвержденного Правительством Российской Федерации порядка расчета размера платы за коммунальные услуги и положений иных нормативных правовых актов, оказывающих влияние на определение и взимание платы за фактическое потребление коммунальных услуг в экономически обоснованном размере.
<ДАТА> заместителем Председателя Правительства Российской Федерации К. подписаны поручения Правительства высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации по вопросам оплаты гражданами коммунальных услуг в <ДАТА>.
В соответствии с пунктом 2.2 поручений во всех случаях выявления фактов необоснованного роста размера платы граждан за коммунальные услуги, превышения установленных на 2013 год предельных индексов, а также при превышении ограничений допустимого прироста совокупного фактического размера платежа граждан за коммунальные услуги субъектам Российской Федерации указано на необходимость обеспечения устранения таких фактов, а также возврат либо удержание в счет оплаты коммунальных услуг в течение 2013 года денежных средств, уплаченных в период с <ДАТА> до дня установления ограничений.
Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации К. от 01 марта 2013 года N ДК-П9-1327 Федеральной службой по тарифам были разработаны Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об ограничении платы граждан за коммунальные услуги в <ДАТА> к поручению Правительства Российской Федерации от 01 марта 2013 года N ДК-П9-1327.
Указанные Методические рекомендации разработаны для обеспечения единообразия подходов субъектов Российской Федерации к решению вопросов по приведению платы граждан за коммунальные услуги в <ДАТА> к уровню не более ...% в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей в <ДАТА>.
Методические рекомендации были направлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом Федеральной службы по тарифам от 06 марта 2013 года N СН-2164/5.
<ДАТА> С.Н.А. обратился в суд с заявлением к Правительству Вологодской области о восстановлении нарушенного права потребителя в сфере оказания коммунальных услуг.
В обоснование требований указал, что согласно пункту 3 указанных выше Методических рекомендаций рост платы за коммунальные услуги должен быть на уровне не более ...% в среднегодовом исчислении, с учетом ее неувеличения в <ДАТА> максимальный рост во <ДАТА> должен быть на уровне не выше ...%.
По мнению заявителя, в <ДАТА> указанные нормы соблюдены не были, тариф за коммунальные услуги вырос более чем на ...%, не были исполнены поручения Президента Российской Федерации о недопущении резкого роста платы граждан за коммунальные услуги, а также Поручения Правительства Российской Федерации от 01 марта 2013 года N ДК-П9-1327.
Просил суд возложить на Правительство Вологодской области обязанность восстановить допущенное нарушение его права, как потребителя в сфере оказания коммунальных услуг.
Заявитель С.Н.А. в судебном заседании требования уточнил.
Просил суд возложить на Правительство Вологодской области обязанность восстановить допущенное нарушение его права, как потребителя в сфере оказания коммунальных услуг, в части роста тарифов на коммунальные услуги более чем на ...%; устранить указанное превышение и выплатить излишне внесенные заявителем денежные средства.
Представители заинтересованного лица Правительства Вологодской области по доверенностям С.Н.С., У. требования не признали.
Полагали, что требования заявителя не основаны на нормах действующего законодательства. Указали, что Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, носят рекомендательный характер.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе С.Н.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Указывает, что с <ДАТА> в муниципальном образовании "..." Грязовецкого района увеличились тарифы: по водоснабжению на ...%, по водоотведению на ...%. Правительством Вологодской области не было принято мер для снижения тарифов, не произведено возврата, либо удержания в счет оплаты коммунальных услуг в течение <ДАТА> денежных средств, уплаченных с <ДАТА>.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица Правительства Вологодской области по доверенности С.Н.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 09 августа 2010 года N 921, Региональная энергетическая комиссия Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций энергетики и коммунального комплекса на территории Вологодской области.
Пунктом 3.2.1 Положения к полномочиям РЭК Вологодской области отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 09 октября 2012 года N 231-э/4 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год" установлены и введены в действие с 01 января 2013 года предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Вологодской области на 2013 года: с <ДАТА> - ...%, с <ДАТА> - ...%.
Предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год установлены согласно приложению к Приказу Федеральной службы по тарифам от 25 октября 2012 года N 250-э/2, которые по Вологодской области на <ДАТА> составили: с <ДАТА> - ...%, с <ДАТА> - <ДАТА>%.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Региональная энергетическая комиссия Вологодской области установила на <ДАТА> тарифы на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение с календарной разбивкой с <ДАТА> в рамках утвержденных Федеральной службой по тарифам в среднем по области на ... предельных индексов.
Пунктом 6 Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об ограничении платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году к поручению Правительства Российской Федерации от 01 марта 2013 года N ДК-П9-1327 предусмотрены механизмы снижения размера платы за коммунальные услуги:
- - применение бюджетного субсидирования населения, дополнительно к уже функционирующей системе адресной защиты населения;
- - пересмотр утвержденных с <ДАТА> нормативов потребления коммунальных услуг и (или) изменение порядка начисления платы за отопление (переход от оплаты за отопление по нормативам потребления в течение отопительного периода к равномерной оплате за потребленную услугу равными долями в течение года) с учетом необходимости стимулов для потребителей коммунальных услуг для установки общедомовых и индивидуальных приборов учета;
- - снижение платы за коммунальные услуги путем пересмотра установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом норм действующего законодательства, в том числе определяющих основания для досрочного пересмотра установленных тарифов в течение периода регулирования.
В целях реализации мер по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги с <ДАТА>, Правительством Вологодской области <ДАТА> направлены письма (...) Министру финансов Российской Федерации С.А. и заместителю Председателя Правительства Российской Федерации К. о предоставлении финансовых средств из федерального бюджета.
В предоставлении финансовой помощи из федерального бюджета было отказано.
Для снижения нагрузки на граждан по платежам за коммунальные услуги в отопительный период ... годов Правительством Вологодской области было принято решение о переносе сроков вступления в силу нормативов на водоснабжение (холодное и горячее) и водоотведение с <ДАТА> на <ДАТА>, нормативов на отопление - на <ДАТА>.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку к моменту издания поручения Правительства Российской Федерации от 01 марта 2013 года N ДК-П9-1327 Региональной энергетической комиссией Вологодской области были установлены на ... тарифы на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение с календарной разбивкой с <ДАТА> в рамках утвержденных Федеральной службой по тарифам в среднем по области на ... предельных индексов.
Указанные тарифы не оспорены, не отменены.
С учетом норм действующего законодательства правовых оснований для досрочного пересмотра установленных тарифов в течение периода регулирования Региональной энергетической комиссией Вологодской области не было установлено.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального права Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте со статьей 12 Гражданского процессуального права Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Заявителем не представлено суду доказательств нарушения его прав в сфере оказания коммунальных услуг. В материалах дела отсутствуют счета-квитанции об оплате заявителем коммунальных услуг, подтверждающие необоснованный рост размера платы за коммунальные услуги. Расчет излишне уплаченных денежных сумм за коммунальные услуги не представлен.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене решения.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 18 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА
Судьи
М.В.СОКОЛОВА
Л.М.СЛЕПУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2246/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. по делу N 33-2246/2014
Судья: Колодезный А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С.Н.А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 18 февраля 2014 года, которым в удовлетворении требований С.Н.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., объяснения С.Н.А., представителя Правительства Вологодской области по доверенности У., судебная коллегия
установила:
<ДАТА> по итогам совещания о мерах по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг Президентом Российской Федерации П. подписан перечень поручений Правительству Российской Федерации, в соответствии с которым необходимо провести анализ эффективности и обоснованности утвержденного Правительством Российской Федерации порядка расчета размера платы за коммунальные услуги и положений иных нормативных правовых актов, оказывающих влияние на определение и взимание платы за фактическое потребление коммунальных услуг в экономически обоснованном размере.
<ДАТА> заместителем Председателя Правительства Российской Федерации К. подписаны поручения Правительства высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации по вопросам оплаты гражданами коммунальных услуг в <ДАТА>.
В соответствии с пунктом 2.2 поручений во всех случаях выявления фактов необоснованного роста размера платы граждан за коммунальные услуги, превышения установленных на 2013 год предельных индексов, а также при превышении ограничений допустимого прироста совокупного фактического размера платежа граждан за коммунальные услуги субъектам Российской Федерации указано на необходимость обеспечения устранения таких фактов, а также возврат либо удержание в счет оплаты коммунальных услуг в течение 2013 года денежных средств, уплаченных в период с <ДАТА> до дня установления ограничений.
Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации К. от 01 марта 2013 года N ДК-П9-1327 Федеральной службой по тарифам были разработаны Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об ограничении платы граждан за коммунальные услуги в <ДАТА> к поручению Правительства Российской Федерации от 01 марта 2013 года N ДК-П9-1327.
Указанные Методические рекомендации разработаны для обеспечения единообразия подходов субъектов Российской Федерации к решению вопросов по приведению платы граждан за коммунальные услуги в <ДАТА> к уровню не более ...% в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей в <ДАТА>.
Методические рекомендации были направлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом Федеральной службы по тарифам от 06 марта 2013 года N СН-2164/5.
<ДАТА> С.Н.А. обратился в суд с заявлением к Правительству Вологодской области о восстановлении нарушенного права потребителя в сфере оказания коммунальных услуг.
В обоснование требований указал, что согласно пункту 3 указанных выше Методических рекомендаций рост платы за коммунальные услуги должен быть на уровне не более ...% в среднегодовом исчислении, с учетом ее неувеличения в <ДАТА> максимальный рост во <ДАТА> должен быть на уровне не выше ...%.
По мнению заявителя, в <ДАТА> указанные нормы соблюдены не были, тариф за коммунальные услуги вырос более чем на ...%, не были исполнены поручения Президента Российской Федерации о недопущении резкого роста платы граждан за коммунальные услуги, а также Поручения Правительства Российской Федерации от 01 марта 2013 года N ДК-П9-1327.
Просил суд возложить на Правительство Вологодской области обязанность восстановить допущенное нарушение его права, как потребителя в сфере оказания коммунальных услуг.
Заявитель С.Н.А. в судебном заседании требования уточнил.
Просил суд возложить на Правительство Вологодской области обязанность восстановить допущенное нарушение его права, как потребителя в сфере оказания коммунальных услуг, в части роста тарифов на коммунальные услуги более чем на ...%; устранить указанное превышение и выплатить излишне внесенные заявителем денежные средства.
Представители заинтересованного лица Правительства Вологодской области по доверенностям С.Н.С., У. требования не признали.
Полагали, что требования заявителя не основаны на нормах действующего законодательства. Указали, что Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, носят рекомендательный характер.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе С.Н.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Указывает, что с <ДАТА> в муниципальном образовании "..." Грязовецкого района увеличились тарифы: по водоснабжению на ...%, по водоотведению на ...%. Правительством Вологодской области не было принято мер для снижения тарифов, не произведено возврата, либо удержания в счет оплаты коммунальных услуг в течение <ДАТА> денежных средств, уплаченных с <ДАТА>.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица Правительства Вологодской области по доверенности С.Н.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 09 августа 2010 года N 921, Региональная энергетическая комиссия Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций энергетики и коммунального комплекса на территории Вологодской области.
Пунктом 3.2.1 Положения к полномочиям РЭК Вологодской области отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 09 октября 2012 года N 231-э/4 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год" установлены и введены в действие с 01 января 2013 года предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Вологодской области на 2013 года: с <ДАТА> - ...%, с <ДАТА> - ...%.
Предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год установлены согласно приложению к Приказу Федеральной службы по тарифам от 25 октября 2012 года N 250-э/2, которые по Вологодской области на <ДАТА> составили: с <ДАТА> - ...%, с <ДАТА> - <ДАТА>%.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Региональная энергетическая комиссия Вологодской области установила на <ДАТА> тарифы на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение с календарной разбивкой с <ДАТА> в рамках утвержденных Федеральной службой по тарифам в среднем по области на ... предельных индексов.
Пунктом 6 Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об ограничении платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году к поручению Правительства Российской Федерации от 01 марта 2013 года N ДК-П9-1327 предусмотрены механизмы снижения размера платы за коммунальные услуги:
- - применение бюджетного субсидирования населения, дополнительно к уже функционирующей системе адресной защиты населения;
- - пересмотр утвержденных с <ДАТА> нормативов потребления коммунальных услуг и (или) изменение порядка начисления платы за отопление (переход от оплаты за отопление по нормативам потребления в течение отопительного периода к равномерной оплате за потребленную услугу равными долями в течение года) с учетом необходимости стимулов для потребителей коммунальных услуг для установки общедомовых и индивидуальных приборов учета;
- - снижение платы за коммунальные услуги путем пересмотра установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом норм действующего законодательства, в том числе определяющих основания для досрочного пересмотра установленных тарифов в течение периода регулирования.
В целях реализации мер по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги с <ДАТА>, Правительством Вологодской области <ДАТА> направлены письма (...) Министру финансов Российской Федерации С.А. и заместителю Председателя Правительства Российской Федерации К. о предоставлении финансовых средств из федерального бюджета.
В предоставлении финансовой помощи из федерального бюджета было отказано.
Для снижения нагрузки на граждан по платежам за коммунальные услуги в отопительный период ... годов Правительством Вологодской области было принято решение о переносе сроков вступления в силу нормативов на водоснабжение (холодное и горячее) и водоотведение с <ДАТА> на <ДАТА>, нормативов на отопление - на <ДАТА>.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку к моменту издания поручения Правительства Российской Федерации от 01 марта 2013 года N ДК-П9-1327 Региональной энергетической комиссией Вологодской области были установлены на ... тарифы на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение с календарной разбивкой с <ДАТА> в рамках утвержденных Федеральной службой по тарифам в среднем по области на ... предельных индексов.
Указанные тарифы не оспорены, не отменены.
С учетом норм действующего законодательства правовых оснований для досрочного пересмотра установленных тарифов в течение периода регулирования Региональной энергетической комиссией Вологодской области не было установлено.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального права Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте со статьей 12 Гражданского процессуального права Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Заявителем не представлено суду доказательств нарушения его прав в сфере оказания коммунальных услуг. В материалах дела отсутствуют счета-квитанции об оплате заявителем коммунальных услуг, подтверждающие необоснованный рост размера платы за коммунальные услуги. Расчет излишне уплаченных денежных сумм за коммунальные услуги не представлен.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене решения.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 18 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА
Судьи
М.В.СОКОЛОВА
Л.М.СЛЕПУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)