Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Масальской Н.Г.
судей Гладких Д.Ю., Крымджановой Д.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии:
- от истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8": Дудырева Е.В., доверенность от 10.01.2014, паспорт;
- от ответчиков, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск" - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 01 августа 2014 года
по делу N А71-5255/2014,
принятое судьей Желновой Е.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8" (ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344)
к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470), муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
об обязании обеспечить подачу горячей воды в многоквартирные дома,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ООО "УК "ЖРП N 8", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о возложении на общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС", ответчик), муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск" (далее - МО "город "Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск", ответчик) обязанности обеспечить не позднее 01 сентября 2014 года подачу горячей воды в многоквартирные дома по адресам: г. Ижевск, N 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130 по ул. Воткинское шоссе, N 35, 61, 87 по ул. Дзержинского (до внешних стен многоквартирных домов) с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия на основании статей 8, 12, 542 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом принятого судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований (т. 1 л.д. 6-12; т. 4 л.д. 60-61, 76).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 августа 2014 года (резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2014 года, судья Е.В. Желнова) исковые требования удовлетворены. На ООО "УКС", МО "город Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск" возложена обязанность обеспечить не позднее 01 сентября 2014 года подачу горячей воды в многоквартирные дома N 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130 по ул. Воткинское шоссе г. Ижевска, N 35, 61, 87 по ул. Дзержинского (до внешних стен многоквартирных домов) с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия. С ООО "УКС" в пользу ООО "УК "ЖРП N 8" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 2 000 руб. 00 коп. С МО "город Ижевск" в пользу ООО "УК "ЖРП N 8" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 2 000 руб. 00 коп. (т. 4 л.д. 80-90).
Ответчик, МО "город Ижевск", в лице Администрации МО "город Ижевск", с решением суда первой инстанции не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Ссылаясь на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерацией от 06.05.2011 N 354, Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсам для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерацией от 14.02.2012 N 124, заявитель указал, что ответственность за качество поставленного ресурса несет ресурсоснабжающая организация. Кроме того, поскольку договор о приобретении коммунального ресурса между ООО "УКС" и ООО "УК "ЖРП N 8" не заключен, истец с учетом положений пункта 14 Правил N 54 не имеет права заявлять требование об обязании обеспечить бесперебойную круглосуточную в течение года подачу горячей воды в спорные многоквартирные дома. Обязанность по бесперебойной круглосуточной в течение всего года подаче горячей воды надлежащего качества Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления не возложена. Истцом не представлены доказательства невозможности исполнения ООО "УКС" своих обязательств либо отказа от их исполнения.
По мнению апеллянта, МО "город Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск" приняло все необходимые меры для обеспечения условий, необходимых для организации подачи горячей воды.
Заявитель полагает, что вывод о том, что для обеспечения поставки горячей воды требуется восстановление циркуляции с прокладкой соответствующих инженерных коммуникаций, судом первой инстанции сделан лишь на основании пояснений ООО "УКС", документально не подтвержденных, без проведения соответствующей экспертизы. Указал, что в целях исполнения решения суда требуется не восстановление циркуляционного трубопровода, а его прокладка, Администрация города Ижевска не является собственником отсутствующего циркуляционного трубопровода.
Также ответчик указал, что судом не рассмотрено его ходатайство об установлении разумного срока исполнения требований - до 31.10.2015. Судом не учтена сложность процедуры исполнения решения, включающей в себя выделение денежных средств из бюджета, подготовку проектно-сметной документации, проведение аукциона для осуществления работ, объем работ по прокладке циркуляционного трубопровода к двенадцати многоквартирным домам.
Ответчик, ООО "УКС", не согласившись с решением суда, также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части обязания ООО "УКС" обеспечить не позднее 01 сентября 2014 года подачу горячей воды в многоквартирные дома N 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130 по ул. Воткинское шоссе, N 35, 61, 87 по ул. Дзержинского (до внешних границ стен многоквартирного дома) с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия; принять по делу новый судебный акт.
По мнению ответчика, обеспечение установленной температуры зависит от наличия циркуляции ГВС в трубопроводе. Вместе с тем проектами многоквартирных домов прокладка циркуляционных трубопроводов при постройке домов не предусмотрена. Демонтаж старой тепловой сети и прокладку нового циркуляционного трубопровода к спорным объектам невозможно произвести в течение одного месяца, в связи с чем решение суда не может быть исполнено в срок до 01 сентября 2014 года, то есть в нарушение статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является неисполнимым.
Ссылаясь на положения статей 210, 539, 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", подпункт 4 части 1 статьи 16, статьи 50, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ответчик полагает, что обязанность обеспечить бесперебойную круглосуточную в течение всего года подачу горячей воды надлежащего качества в спорный многоквартирный дом лежит на собственнике имущества, в связи с чем приходит к выводу о том, что ООО "УКС" не является надлежащим ответчиком по делу. Заявитель обращает внимание на то, что прокладка циркуляционного трубопровода до границ балансовой принадлежности с определенной долей вероятности может не обеспечить поставку горячей воды надлежащего качества конечному потребителю в отсутствие циркуляции внутридомовой системы водоснабжения.
Обязывая солидарно двух ответчиков (собственника и арендатора) суд, по мнению ООО "УКС", обязан был указать, какие именно действия должны совершить ответчики и в чем они должны заключаться. Отсутствие указания на конкретные действия создаст трудности при исполнении решения суда. Ответчик полагает, что оспариваемое решение влечет за собой правовую неопределенность в части того, к совершению каких именно действий ответчик принужден в судебном порядке.
По мнению ООО "УКС", истцом избран способ защиты предполагаемого нарушенного права, что действующим законодательством не предусмотрено. С учетом наличия между сторонами фактически сложившихся договорных отношений, в случае ненадлежащего исполнения обязанности по подаче коммунального ресурса ненадлежащего качества истец был вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию с заявлением о снижении платы за поставленный ресурс.
В заседание арбитражного апелляционного суда 14.10.2014 ответчики явку представителей не обеспечили.
Истец, ООО "УК "ЖРП N 8", доводы жалоб отклонил по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
В судебном заседании 14.10.2014 представитель истца против доводов жалоб возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Апелляционные жалобы судом рассмотрены в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, собственники помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130; ул. Дзержинского, 35, 61, 87 на общих собраниях 10.01.2012, 09.03.2012, 26.03.2012, 27.03.2012, 30.03.2012, 01.04.2012, 05.04.2012, 12.04.2012, 17.04.2014, 19.04.2012, 28.04.2012, 24.06.2012, 26.09.2012 приняли решения о выборе управляющей организацией многоквартирными домами ООО "УК "ЖРП N 8", о заключении с ООО "УК "ЖРП N 8" договоров управления (т. 1 л.д. 14-17, 29-32, 44-48, 61-68, 80-82, 94-97, 109-113, 125-133, 145-149; т. 2 л.д. 13-15, 27-28, 41-45, 58-59, 74-78, 90-94).
На основании указанных решений общих собраний между ООО "УК "ЖРП N 8" (Управляющая компания) и собственниками домов заключены договоры управления многоквартирными домами от 27.01.2012, от 03.04.2012, от 06.04.2012, от 20.04.2012, от 28.04.2012, от 07.05.2012, от 25.05.2012, от 17.07.2012, от 14.09.2012, от 18.09.2012, от 12.10.2012, от 26.10.2012, от 20.11.2012, от 14.12.2012, от 13.01.2014, в соответствии с условиями которых Управляющая компания по заданию собственника в течение сроков действия договоров за плату, указанную в разделе 4, приняла на себя обязательства осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещением в многоквартирном доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, указанную в настоящем договоре (пункты 2.1 договоров) (т. 1 л.д. 18-28, 33-43, 49-60, 69-79, 83-93, 98-108, 114-124, 134-144; т. 2 л.д. 1-12, 16-26, 29-40, 46-57, 60-73, 79-89, 95-106).
ООО "УКС" по краткосрочному договору аренды имущества N 518 от 05.12.2007 переданы от МО "город Ижевск" в аренду объекты теплосетевого хозяйства для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска (т. 4 л.д. 28-31).
Письменный договор теплоснабжения между ООО "УК "ЖРП N 8" (Потребитель) и ООО "УКС" (теплоснабжающая организация) не заключен. Вместе с тем, в период с января 2013 года по июль 2014 года ООО "УКС" осуществляло поставку на объекты, находящиеся в управлении ООО "УК "ЖРП N 8", горячей воды.
Факт наличия в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130; ул. Дзержинского, 35, 61, 87, общедомовых приборов учета тепловой энергии и ГВС подтвержден актами повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя (т. 2 л.д. 113-124); не оспорен лицами, участвующими в деле.
Согласно отчетам о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за период 2013 год - июль 2014 года (т. 2 л.д. 125-150; т. 3; т. 4 л.д. 1-2) качество горячей воды, подаваемой в спорные многоквартирные дома, не соответствует пункту 2.4. Санитарно-эпидемиологических правил, утвержденных Постановлением Главного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, положениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно актам планового осмотра по состоянию на январь - февраль 2014 года, июль 2014 года, составленным с участием представителей управляющей компании и ресурсоснабжающей организации, причинами предоставления некачественной услуги ГВС в многоквартирные жилые дома N 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130 по ул. Воткинское шоссе, N 35, 61, 87 по ул. Дзержинского г. Ижевска является отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения от источников теплоснабжения (ЦТП, ТК) и на внутридомовых системах горячего водоснабжения домов.
Письмом от 22.01.2014 N 294 истцом в адрес ООО "УКС" направлена предарбитражная претензия с требованием обеспечить подачу горячей воды в спорные МКД надлежащего качества, а именно, с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия (т. 4 л.д. 5-6), которая оставлена ООО "УКС" без удовлетворения.
Ненадлежащее выполнение ООО "УКС" обязательств по поставке горячей воды с температурой не нижнее 60 градусов Цельсия; неисполнение МО "город Ижевск" предусмотренной Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" обязанности по обеспечению условий, необходимых для организации подачи горячей воды, установленного качества, послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки ООО "УКС" горячей воды, не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, а также обязанности ООО "УКС", установленной статьей 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, подавать ресурс, соответствующий требованиям государственных стандартов и обязательных правил. Также суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации выполнение работ по восстановлению циркуляции с прокладкой соответствующих инженерных коммуникаций в спорных домах требует совместных действий со стороны собственника отопительной структуры г. Ижевска - МО "город Ижевск" и арендатора, в связи с чем возложил исполнение указанных обязательств на ответчиков совместно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, выслушав объяснения представителя истца в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Судом первой инстанции правильно установлено, что ООО "УКС", являясь ресурсоснабжающей организацией, обязано поставлять ООО "УК "ЖРП N 8" (исполнителю коммунальных услуг) горячую воду для обеспечения граждан коммунальными ресурсами надлежащего качества.
Довод МО "город Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск" об отсутствии у истца с учетом пункта 14 Правил N 354 права заявлять требование об обязании обеспечить бесперебойную круглосуточную в течение года подачу горячей воды в спорные многоквартирные дома ввиду отсутствия между ООО "УКС" и "ООО "УК "ЖРП N 8" письменного договора о приобретении коммунального ресурса, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной. Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерацией от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерацией как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому отношения сторон должны рассматриваться как договорные.
Судом первой инстанции установлено и не оспорено сторонами то обстоятельство, что между истцом и ответчиком письменный договор теплоснабжения заключен не был.
Вместе с тем, в спорный период ООО "УКС" осуществляло через присоединенную сеть поставку тепловой энергии, горячего водоснабжения на объекты, находящиеся в управлении ООО "УК "ЖРП N 8", выставляло счета-фактуры для оплаты поставленных коммунальных ресурсов, а истец, в свою очередь, принимал энергоресурсы и производил их оплату.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, правильно установил, что истец как исполнитель коммунальных услуг, приобретал тепловую энергию и горячую воду в целях предоставления собственникам и пользователям коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, в том числе отношении спорных МКД N 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130 по ул. Воткинское шоссе, N 35, 61, 87 по ул. Дзержинского г. Ижевска, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о наличии между истцом и ответчиком фактических отношений по теплоснабжению, которые должны рассматриваться как договорные.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Правила N 354 устанавливают обязанность исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации по бесперебойной подаче горячей воды в целях оказания коммунальных услуг населению.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы). Указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2). Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (пункт 1.3.).
Указанные Санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (пункт 2.1).
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.4).
Санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60 °C) и максимальным пределом (не выше 75 °C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.
Пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09
Изложенное свидетельствует о том, что обязанность ООО "УКС" поставлять ГВС с температурой не ниже 60 °C установлена нормативно.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Вместе с тем, в нарушение статей 309, 310, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик обязательства по подаче горячей воды надлежащего качества в спорные многоквартирные дома не исполняет. Факты поставки горячей воды с температурой ниже 60°C ООО "УКС" не оспорены, подтверждены материалами дела, в том числе отчетами о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за период с 2013 года по июль 2014 года.
Доводы жалоб о выборе истцом ненадлежащего способа защиты своих прав состоятельными не являются.
Защита гражданских прав осуществляется, способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же иными способами, предусмотренными законом.
Требование об обязании ответчиков обеспечить подачу коммунального ресурса (горячей воды) надлежащего качества в срок до 01 сентября 2014 заявлено истцом на основании абзаца 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего защиту гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Вопреки доводам ответчиков, в отсутствие подписанного истцом и ООО "УКС" акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжающей организации и потребителя, доказательств принадлежности расположенных за внешней стеной многоквартирных домов участков тепловых сетей истцу на вещном праве, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что внешней границей тепловых сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Поскольку общедомовой прибор учета фиксирует температуру подаваемой горячей воды на границе эксплуатационной ответственности сторон; представленные в материалы дела отчеты о потреблении тепловой энергии и теплоносителя правомерно признаны допустимыми доказательствами, подтверждающими факт поставки энергоресурса ненадлежащего качества с нарушением температурного режима горячей воды, подаваемой на нужды населения, что противоречит требованиям статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации и СанПиН 2.1.4.2496-09, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обоснованность требований истца о понуждении ответчиков поставлять в спорный многоквартирный дом коммунальный ресурс надлежащего качества документально подтверждена.
Как следует из материалов дела, ООО "УКС" в соответствии с договором аренды имущества (долгосрочный) от 25.12.2008 N 1, договором аренды имущества (краткосрочный) N 518 от 05.12.2007, заключенным с Управлением имущественных отношений Администрации города Ижевска, является арендатором муниципальных объектов отопительной инфраструктуры.
Пунктами 1.1, 1.8, 3.3.2, 3.3.3, 3.4.4 договора, пунктами 3.4.11, 3.4.18 в редакции дополнительного соглашения N 3 установлено, что имущество передается ООО "УКС" во временное владение и пользование за плату для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска. Арендатор имеет право производить по собственному усмотрению с письменного согласия арендодателя производить неотделимые улучшения имущества, поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить текущий, капитальный ремонт и реконструкцию, а также нести расходы на содержание имущества, обеспечить бесперебойную, безаварийную работу и эксплуатацию объектов в полном соответствии с действующими нормативными документами. Все неотделимые улучшения, произведенные арендатором, переходят в муниципальную собственность безвозмездно без возмещения арендатору затрат. В срок до 15 сентября арендатор обязан предоставлять арендодателю заявку для формирования перечня "Мероприятий по поддержке коммунального хозяйства в отопительном периоде", выполняемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предоставлять в срок до 15 апреля для согласования титул капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры.
Актами планового осмотра за июль 2014 года, составленным ООО "УКС" и ООО "УК "ЖРП N 8", подтверждено отсутствие циркуляционного трубопровода в спорных МКД, проведены в МКД замеры температуры горячей воды, которая составила ниже 60 градусов Цельсия.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Федерального закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Договором аренды от 05.12.2007 N 518 на ООО "УКС" возложена обязанность по бесперебойному обеспечению потребителей г. Ижевска горячей водой, для этого ООО "УКС" вправе производить капитальный и текущий ремонт, а также реконструкцию отопительной инфраструктуры.
Представленными в дело документами доказано, что для достижения подачи ресурса надлежащего качества в спорные многоквартирные дома необходима реконструкция тепловых сетей, которая предполагает устройство циркуляционного трубопровода, что является неотделимыми улучшениями. Условиями договора аренды предусмотрено, что неотделимые улучшения системы тепловых сетей должны производиться только с письменного согласия собственника имущества.
Кроме того, статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагает бремя содержания имущества прежде всего на его собственника.
Судом первой инстанции установлено, что возложение обязанности по реконструкции коммунальной системы в районе расположения спорных многоквартирных домов только на ООО "УКС" не приведет к полному разрешению сложившейся ситуации. Выполнение работ по восстановлению циркуляции с прокладкой соответствующих инженерных коммуникаций в спорный дом требует совместных действий со стороны собственника сетей и их арендатора.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности факта поставки ответчиком - ООО "УКС" ресурса ненадлежащего качества, что является нарушением статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, и правомерно удовлетворил требования ООО "УК "ЖРП N 8" о возложении на ООО "УКС" и МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска обязанности обеспечить подачу коммунального ресурса (горячей воды) надлежащего качества в срок до 01.09.2014.
Доводы жалоб о необходимости возложения соответствующего обязательство на МО "город Ижевск" либо на ООО "УКС" в полном объеме являются неправомерными, отклоняются судом в силу изложенного ранее.
Довод ООО "УКС" о том, что прокладка циркуляционного трубопровода до границ балансовой принадлежности с определенной долей вероятности может не обеспечить поставку горячей воды надлежащего качества конечному потребителю в отсутствие циркуляции внутридомовой системы водоснабжения, основан на предположении, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвержден какими-либо доказательствами.
Вопреки доводам жалобы, резолютивная часть оспариваемого решения положениям статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствует, суд обязал ответчиков совершить определенные действия - обеспечить подачу горячей воды надлежащего качества в определенный срок в дома N 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130 по ул. Воткинское шоссе, N 35, 61, 87 по ул. Дзержинского г. Ижевска. Правовая неопределенность в части того, к совершению каких именно действий ответчик принужден в судебном порядке, исходя из содержания решения, отсутствует.
Учитывая сроки начала и окончания отопительного периода, судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы МО "город "Ижевск" в лице Администрации МО "город "Ижевск" о возможном продлении срока для совершения указанных в решении действий до 31 октября 2015 года.
Ответчики при указанных ими обстоятельствах не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта по правилам статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии для этого оснований, установленных процессуальным законом.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 августа 2014 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционные жалобы ответчиков удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе ООО "УКС" относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации МО "город "Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск" освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 августа 2014 года по делу N А71-5255/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
Судьи
Д.Ю.ГЛАДКИХ
Д.И.КРЫМДЖАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2014 N 17АП-11823/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А71-5255/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. N 17АП-11823/2014-ГК
Дело N А71-5255/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Масальской Н.Г.
судей Гладких Д.Ю., Крымджановой Д.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии:
- от истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8": Дудырева Е.В., доверенность от 10.01.2014, паспорт;
- от ответчиков, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск" - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 01 августа 2014 года
по делу N А71-5255/2014,
принятое судьей Желновой Е.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8" (ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344)
к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470), муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
об обязании обеспечить подачу горячей воды в многоквартирные дома,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ООО "УК "ЖРП N 8", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о возложении на общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС", ответчик), муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск" (далее - МО "город "Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск", ответчик) обязанности обеспечить не позднее 01 сентября 2014 года подачу горячей воды в многоквартирные дома по адресам: г. Ижевск, N 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130 по ул. Воткинское шоссе, N 35, 61, 87 по ул. Дзержинского (до внешних стен многоквартирных домов) с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия на основании статей 8, 12, 542 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом принятого судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований (т. 1 л.д. 6-12; т. 4 л.д. 60-61, 76).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 августа 2014 года (резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2014 года, судья Е.В. Желнова) исковые требования удовлетворены. На ООО "УКС", МО "город Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск" возложена обязанность обеспечить не позднее 01 сентября 2014 года подачу горячей воды в многоквартирные дома N 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130 по ул. Воткинское шоссе г. Ижевска, N 35, 61, 87 по ул. Дзержинского (до внешних стен многоквартирных домов) с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия. С ООО "УКС" в пользу ООО "УК "ЖРП N 8" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 2 000 руб. 00 коп. С МО "город Ижевск" в пользу ООО "УК "ЖРП N 8" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 2 000 руб. 00 коп. (т. 4 л.д. 80-90).
Ответчик, МО "город Ижевск", в лице Администрации МО "город Ижевск", с решением суда первой инстанции не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Ссылаясь на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерацией от 06.05.2011 N 354, Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсам для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерацией от 14.02.2012 N 124, заявитель указал, что ответственность за качество поставленного ресурса несет ресурсоснабжающая организация. Кроме того, поскольку договор о приобретении коммунального ресурса между ООО "УКС" и ООО "УК "ЖРП N 8" не заключен, истец с учетом положений пункта 14 Правил N 54 не имеет права заявлять требование об обязании обеспечить бесперебойную круглосуточную в течение года подачу горячей воды в спорные многоквартирные дома. Обязанность по бесперебойной круглосуточной в течение всего года подаче горячей воды надлежащего качества Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления не возложена. Истцом не представлены доказательства невозможности исполнения ООО "УКС" своих обязательств либо отказа от их исполнения.
По мнению апеллянта, МО "город Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск" приняло все необходимые меры для обеспечения условий, необходимых для организации подачи горячей воды.
Заявитель полагает, что вывод о том, что для обеспечения поставки горячей воды требуется восстановление циркуляции с прокладкой соответствующих инженерных коммуникаций, судом первой инстанции сделан лишь на основании пояснений ООО "УКС", документально не подтвержденных, без проведения соответствующей экспертизы. Указал, что в целях исполнения решения суда требуется не восстановление циркуляционного трубопровода, а его прокладка, Администрация города Ижевска не является собственником отсутствующего циркуляционного трубопровода.
Также ответчик указал, что судом не рассмотрено его ходатайство об установлении разумного срока исполнения требований - до 31.10.2015. Судом не учтена сложность процедуры исполнения решения, включающей в себя выделение денежных средств из бюджета, подготовку проектно-сметной документации, проведение аукциона для осуществления работ, объем работ по прокладке циркуляционного трубопровода к двенадцати многоквартирным домам.
Ответчик, ООО "УКС", не согласившись с решением суда, также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части обязания ООО "УКС" обеспечить не позднее 01 сентября 2014 года подачу горячей воды в многоквартирные дома N 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130 по ул. Воткинское шоссе, N 35, 61, 87 по ул. Дзержинского (до внешних границ стен многоквартирного дома) с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия; принять по делу новый судебный акт.
По мнению ответчика, обеспечение установленной температуры зависит от наличия циркуляции ГВС в трубопроводе. Вместе с тем проектами многоквартирных домов прокладка циркуляционных трубопроводов при постройке домов не предусмотрена. Демонтаж старой тепловой сети и прокладку нового циркуляционного трубопровода к спорным объектам невозможно произвести в течение одного месяца, в связи с чем решение суда не может быть исполнено в срок до 01 сентября 2014 года, то есть в нарушение статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является неисполнимым.
Ссылаясь на положения статей 210, 539, 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", подпункт 4 части 1 статьи 16, статьи 50, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ответчик полагает, что обязанность обеспечить бесперебойную круглосуточную в течение всего года подачу горячей воды надлежащего качества в спорный многоквартирный дом лежит на собственнике имущества, в связи с чем приходит к выводу о том, что ООО "УКС" не является надлежащим ответчиком по делу. Заявитель обращает внимание на то, что прокладка циркуляционного трубопровода до границ балансовой принадлежности с определенной долей вероятности может не обеспечить поставку горячей воды надлежащего качества конечному потребителю в отсутствие циркуляции внутридомовой системы водоснабжения.
Обязывая солидарно двух ответчиков (собственника и арендатора) суд, по мнению ООО "УКС", обязан был указать, какие именно действия должны совершить ответчики и в чем они должны заключаться. Отсутствие указания на конкретные действия создаст трудности при исполнении решения суда. Ответчик полагает, что оспариваемое решение влечет за собой правовую неопределенность в части того, к совершению каких именно действий ответчик принужден в судебном порядке.
По мнению ООО "УКС", истцом избран способ защиты предполагаемого нарушенного права, что действующим законодательством не предусмотрено. С учетом наличия между сторонами фактически сложившихся договорных отношений, в случае ненадлежащего исполнения обязанности по подаче коммунального ресурса ненадлежащего качества истец был вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию с заявлением о снижении платы за поставленный ресурс.
В заседание арбитражного апелляционного суда 14.10.2014 ответчики явку представителей не обеспечили.
Истец, ООО "УК "ЖРП N 8", доводы жалоб отклонил по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
В судебном заседании 14.10.2014 представитель истца против доводов жалоб возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Апелляционные жалобы судом рассмотрены в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, собственники помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130; ул. Дзержинского, 35, 61, 87 на общих собраниях 10.01.2012, 09.03.2012, 26.03.2012, 27.03.2012, 30.03.2012, 01.04.2012, 05.04.2012, 12.04.2012, 17.04.2014, 19.04.2012, 28.04.2012, 24.06.2012, 26.09.2012 приняли решения о выборе управляющей организацией многоквартирными домами ООО "УК "ЖРП N 8", о заключении с ООО "УК "ЖРП N 8" договоров управления (т. 1 л.д. 14-17, 29-32, 44-48, 61-68, 80-82, 94-97, 109-113, 125-133, 145-149; т. 2 л.д. 13-15, 27-28, 41-45, 58-59, 74-78, 90-94).
На основании указанных решений общих собраний между ООО "УК "ЖРП N 8" (Управляющая компания) и собственниками домов заключены договоры управления многоквартирными домами от 27.01.2012, от 03.04.2012, от 06.04.2012, от 20.04.2012, от 28.04.2012, от 07.05.2012, от 25.05.2012, от 17.07.2012, от 14.09.2012, от 18.09.2012, от 12.10.2012, от 26.10.2012, от 20.11.2012, от 14.12.2012, от 13.01.2014, в соответствии с условиями которых Управляющая компания по заданию собственника в течение сроков действия договоров за плату, указанную в разделе 4, приняла на себя обязательства осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещением в многоквартирном доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, указанную в настоящем договоре (пункты 2.1 договоров) (т. 1 л.д. 18-28, 33-43, 49-60, 69-79, 83-93, 98-108, 114-124, 134-144; т. 2 л.д. 1-12, 16-26, 29-40, 46-57, 60-73, 79-89, 95-106).
ООО "УКС" по краткосрочному договору аренды имущества N 518 от 05.12.2007 переданы от МО "город Ижевск" в аренду объекты теплосетевого хозяйства для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска (т. 4 л.д. 28-31).
Письменный договор теплоснабжения между ООО "УК "ЖРП N 8" (Потребитель) и ООО "УКС" (теплоснабжающая организация) не заключен. Вместе с тем, в период с января 2013 года по июль 2014 года ООО "УКС" осуществляло поставку на объекты, находящиеся в управлении ООО "УК "ЖРП N 8", горячей воды.
Факт наличия в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130; ул. Дзержинского, 35, 61, 87, общедомовых приборов учета тепловой энергии и ГВС подтвержден актами повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя (т. 2 л.д. 113-124); не оспорен лицами, участвующими в деле.
Согласно отчетам о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за период 2013 год - июль 2014 года (т. 2 л.д. 125-150; т. 3; т. 4 л.д. 1-2) качество горячей воды, подаваемой в спорные многоквартирные дома, не соответствует пункту 2.4. Санитарно-эпидемиологических правил, утвержденных Постановлением Главного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, положениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно актам планового осмотра по состоянию на январь - февраль 2014 года, июль 2014 года, составленным с участием представителей управляющей компании и ресурсоснабжающей организации, причинами предоставления некачественной услуги ГВС в многоквартирные жилые дома N 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130 по ул. Воткинское шоссе, N 35, 61, 87 по ул. Дзержинского г. Ижевска является отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения от источников теплоснабжения (ЦТП, ТК) и на внутридомовых системах горячего водоснабжения домов.
Письмом от 22.01.2014 N 294 истцом в адрес ООО "УКС" направлена предарбитражная претензия с требованием обеспечить подачу горячей воды в спорные МКД надлежащего качества, а именно, с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия (т. 4 л.д. 5-6), которая оставлена ООО "УКС" без удовлетворения.
Ненадлежащее выполнение ООО "УКС" обязательств по поставке горячей воды с температурой не нижнее 60 градусов Цельсия; неисполнение МО "город Ижевск" предусмотренной Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" обязанности по обеспечению условий, необходимых для организации подачи горячей воды, установленного качества, послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки ООО "УКС" горячей воды, не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, а также обязанности ООО "УКС", установленной статьей 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, подавать ресурс, соответствующий требованиям государственных стандартов и обязательных правил. Также суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации выполнение работ по восстановлению циркуляции с прокладкой соответствующих инженерных коммуникаций в спорных домах требует совместных действий со стороны собственника отопительной структуры г. Ижевска - МО "город Ижевск" и арендатора, в связи с чем возложил исполнение указанных обязательств на ответчиков совместно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, выслушав объяснения представителя истца в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Судом первой инстанции правильно установлено, что ООО "УКС", являясь ресурсоснабжающей организацией, обязано поставлять ООО "УК "ЖРП N 8" (исполнителю коммунальных услуг) горячую воду для обеспечения граждан коммунальными ресурсами надлежащего качества.
Довод МО "город Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск" об отсутствии у истца с учетом пункта 14 Правил N 354 права заявлять требование об обязании обеспечить бесперебойную круглосуточную в течение года подачу горячей воды в спорные многоквартирные дома ввиду отсутствия между ООО "УКС" и "ООО "УК "ЖРП N 8" письменного договора о приобретении коммунального ресурса, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной. Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерацией от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерацией как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому отношения сторон должны рассматриваться как договорные.
Судом первой инстанции установлено и не оспорено сторонами то обстоятельство, что между истцом и ответчиком письменный договор теплоснабжения заключен не был.
Вместе с тем, в спорный период ООО "УКС" осуществляло через присоединенную сеть поставку тепловой энергии, горячего водоснабжения на объекты, находящиеся в управлении ООО "УК "ЖРП N 8", выставляло счета-фактуры для оплаты поставленных коммунальных ресурсов, а истец, в свою очередь, принимал энергоресурсы и производил их оплату.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, правильно установил, что истец как исполнитель коммунальных услуг, приобретал тепловую энергию и горячую воду в целях предоставления собственникам и пользователям коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, в том числе отношении спорных МКД N 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130 по ул. Воткинское шоссе, N 35, 61, 87 по ул. Дзержинского г. Ижевска, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о наличии между истцом и ответчиком фактических отношений по теплоснабжению, которые должны рассматриваться как договорные.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Правила N 354 устанавливают обязанность исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации по бесперебойной подаче горячей воды в целях оказания коммунальных услуг населению.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы). Указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2). Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (пункт 1.3.).
Указанные Санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (пункт 2.1).
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.4).
Санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60 °C) и максимальным пределом (не выше 75 °C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.
Пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09
Изложенное свидетельствует о том, что обязанность ООО "УКС" поставлять ГВС с температурой не ниже 60 °C установлена нормативно.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Вместе с тем, в нарушение статей 309, 310, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик обязательства по подаче горячей воды надлежащего качества в спорные многоквартирные дома не исполняет. Факты поставки горячей воды с температурой ниже 60°C ООО "УКС" не оспорены, подтверждены материалами дела, в том числе отчетами о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за период с 2013 года по июль 2014 года.
Доводы жалоб о выборе истцом ненадлежащего способа защиты своих прав состоятельными не являются.
Защита гражданских прав осуществляется, способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же иными способами, предусмотренными законом.
Требование об обязании ответчиков обеспечить подачу коммунального ресурса (горячей воды) надлежащего качества в срок до 01 сентября 2014 заявлено истцом на основании абзаца 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего защиту гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Вопреки доводам ответчиков, в отсутствие подписанного истцом и ООО "УКС" акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжающей организации и потребителя, доказательств принадлежности расположенных за внешней стеной многоквартирных домов участков тепловых сетей истцу на вещном праве, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что внешней границей тепловых сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Поскольку общедомовой прибор учета фиксирует температуру подаваемой горячей воды на границе эксплуатационной ответственности сторон; представленные в материалы дела отчеты о потреблении тепловой энергии и теплоносителя правомерно признаны допустимыми доказательствами, подтверждающими факт поставки энергоресурса ненадлежащего качества с нарушением температурного режима горячей воды, подаваемой на нужды населения, что противоречит требованиям статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации и СанПиН 2.1.4.2496-09, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обоснованность требований истца о понуждении ответчиков поставлять в спорный многоквартирный дом коммунальный ресурс надлежащего качества документально подтверждена.
Как следует из материалов дела, ООО "УКС" в соответствии с договором аренды имущества (долгосрочный) от 25.12.2008 N 1, договором аренды имущества (краткосрочный) N 518 от 05.12.2007, заключенным с Управлением имущественных отношений Администрации города Ижевска, является арендатором муниципальных объектов отопительной инфраструктуры.
Пунктами 1.1, 1.8, 3.3.2, 3.3.3, 3.4.4 договора, пунктами 3.4.11, 3.4.18 в редакции дополнительного соглашения N 3 установлено, что имущество передается ООО "УКС" во временное владение и пользование за плату для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска. Арендатор имеет право производить по собственному усмотрению с письменного согласия арендодателя производить неотделимые улучшения имущества, поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить текущий, капитальный ремонт и реконструкцию, а также нести расходы на содержание имущества, обеспечить бесперебойную, безаварийную работу и эксплуатацию объектов в полном соответствии с действующими нормативными документами. Все неотделимые улучшения, произведенные арендатором, переходят в муниципальную собственность безвозмездно без возмещения арендатору затрат. В срок до 15 сентября арендатор обязан предоставлять арендодателю заявку для формирования перечня "Мероприятий по поддержке коммунального хозяйства в отопительном периоде", выполняемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предоставлять в срок до 15 апреля для согласования титул капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры.
Актами планового осмотра за июль 2014 года, составленным ООО "УКС" и ООО "УК "ЖРП N 8", подтверждено отсутствие циркуляционного трубопровода в спорных МКД, проведены в МКД замеры температуры горячей воды, которая составила ниже 60 градусов Цельсия.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Федерального закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Договором аренды от 05.12.2007 N 518 на ООО "УКС" возложена обязанность по бесперебойному обеспечению потребителей г. Ижевска горячей водой, для этого ООО "УКС" вправе производить капитальный и текущий ремонт, а также реконструкцию отопительной инфраструктуры.
Представленными в дело документами доказано, что для достижения подачи ресурса надлежащего качества в спорные многоквартирные дома необходима реконструкция тепловых сетей, которая предполагает устройство циркуляционного трубопровода, что является неотделимыми улучшениями. Условиями договора аренды предусмотрено, что неотделимые улучшения системы тепловых сетей должны производиться только с письменного согласия собственника имущества.
Кроме того, статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагает бремя содержания имущества прежде всего на его собственника.
Судом первой инстанции установлено, что возложение обязанности по реконструкции коммунальной системы в районе расположения спорных многоквартирных домов только на ООО "УКС" не приведет к полному разрешению сложившейся ситуации. Выполнение работ по восстановлению циркуляции с прокладкой соответствующих инженерных коммуникаций в спорный дом требует совместных действий со стороны собственника сетей и их арендатора.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности факта поставки ответчиком - ООО "УКС" ресурса ненадлежащего качества, что является нарушением статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, и правомерно удовлетворил требования ООО "УК "ЖРП N 8" о возложении на ООО "УКС" и МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска обязанности обеспечить подачу коммунального ресурса (горячей воды) надлежащего качества в срок до 01.09.2014.
Доводы жалоб о необходимости возложения соответствующего обязательство на МО "город Ижевск" либо на ООО "УКС" в полном объеме являются неправомерными, отклоняются судом в силу изложенного ранее.
Довод ООО "УКС" о том, что прокладка циркуляционного трубопровода до границ балансовой принадлежности с определенной долей вероятности может не обеспечить поставку горячей воды надлежащего качества конечному потребителю в отсутствие циркуляции внутридомовой системы водоснабжения, основан на предположении, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвержден какими-либо доказательствами.
Вопреки доводам жалобы, резолютивная часть оспариваемого решения положениям статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствует, суд обязал ответчиков совершить определенные действия - обеспечить подачу горячей воды надлежащего качества в определенный срок в дома N 8, 22, 34, 54, 58, 64, 80, 84, 130 по ул. Воткинское шоссе, N 35, 61, 87 по ул. Дзержинского г. Ижевска. Правовая неопределенность в части того, к совершению каких именно действий ответчик принужден в судебном порядке, исходя из содержания решения, отсутствует.
Учитывая сроки начала и окончания отопительного периода, судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы МО "город "Ижевск" в лице Администрации МО "город "Ижевск" о возможном продлении срока для совершения указанных в решении действий до 31 октября 2015 года.
Ответчики при указанных ими обстоятельствах не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта по правилам статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии для этого оснований, установленных процессуальным законом.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 августа 2014 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционные жалобы ответчиков удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе ООО "УКС" относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации МО "город "Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск" освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 августа 2014 года по делу N А71-5255/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
Судьи
Д.Ю.ГЛАДКИХ
Д.И.КРЫМДЖАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)