Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Несмияна С.И., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Самборской А.С.
при участии:
- от истца: представитель Губанова М.Д. по доверенности от 14.04.2015 г.;
- от ответчика: представитель Калинина Е.В. по доверенности от 01.09.2015 г.;
- от 3-х лиц: 1 - 4 не явились, извещены;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20972/2015) Жилищного комитета Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2015 г. по делу N А56-39607/2014 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по иску Жилищного комитета Санкт-Петербурга
к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района"
3-и лица: 1. ООО "Невский строительный альянс", 2. ООО "Лира", 3. ООО "Техстрой", 4. ООО "Невское РСУ"
о взыскании
установил:
Жилищный комитет Санкт-Петербурга (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - ответчик, Общество) в бюджет Санкт-Петербурга, с учетом принятых судом уточнений, 474 293,30 руб. субсидий.
Определением от 10.09.2014 г. суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора подрядные организации: Общество с ограниченной ответственностью "Невский строительный альянс"; Общество с ограниченной ответственностью "Лира"; Общество с ограниченной ответственностью "Техстрой"; Общество с ограниченной ответственностью "Невское РСУ".
Решением от 18.06.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, в соответствии с условиями договоров о предоставлении субсидий получатель субсидий обязан осуществить возврат субсидий в бюджет Санкт-Петербурга в полном объеме в течение срока, указанного в требовании или уведомлении о возврате предоставленных субсидий, в случае выявления нарушений условий их предоставления и (или) нецелевого использования; полученные ответчиком субсидии в нарушение требований законодательства и условий договоров о предоставлении субсидий были использованы ответчиком на не направленные цели; обязательства по договорам подряда, заключенным Получателем субсидии - ООО "ЖКС N 1 Невского района" и подрядными организациями, в соответствии со статьей 308 ГК РФ не создают обязанностей для Жилищного комитета, не участвующего в нем в качестве стороны; письмом Комитета от 04.02.2014 г. ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" сообщалось о необходимости возврата 95% от суммы невыполненных объемов работ; в установленном законом порядке Требование ответчиком не обжаловалось; поскольку Требование о возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга ответчиком исполнено частично, сумма в размере 474 293, 23 руб. подлежит взысканию в судебном порядке.
12.10.2015 г. в апелляционный суд от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы возражал, поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Жилищный комитет Санкт-Петербурга и ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" (Получатель субсидий) заключили договоры:
- - договор N К-026 о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга от 17.07.2012 г. с дополнительным соглашением N 1 от 18.10.2012 г.;
- - договор N ФКР-207 о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, финансируемых с использованием субсидий, предоставленных за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств государственной корпорации - фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 16.11.2012 г.;
- - договор N К-109 о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов от 11.10.2011 г. с дополнительными соглашениями от 02.04.2011 г. N 2 и от 20.10.2011 г. N 1.
Ответчику предоставлены субсидии, бюджетные средства перечислены Получателю субсидий.
Жилищным комитетом Санкт-Петербурга проведена проверка выполнения условий предоставления субсидий на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов по адресам: Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 74, к. 1, литер А; ул. Крупской, д. 25, литер А; ул. Крупской, д. 26, литер А; ул. Ткачей, д. 14, литер Ш; ул. Седова, д. 50, литер Б. В ходе проверки капитального ремонта многоквартирных домов установлены оплаченные, но фактически невыполненные работы.
Результаты проверки оформлены Актом N 31 от 18.10.2013 г., указанный Акт проверки подписан ответчиком без разногласий.
На Акт проверки N 31 от 18.10.2013 г. ответчиком представлены возражения от 11.11.2013 г. N 963/17Г0, а также представлены возражения ООО "Невский Строительный Альянс" от 11.11.2013 г. N 124. Согласно заключению на возражения по Акту проверки N 31 от 18.10.2013 г. подтвердились установленные проверкой оплаченные, но фактически невыполненные работы и сумма денежных средств подлежащих возврату в бюджет Санкт-Петербурга составила 512 209 руб.
04.02.2014 г. исх. N 2-376/14 в адрес ответчика было направлено требование о необходимости возврата 95% от суммы невыполненных объемов работ в размере 512 209 руб.
Платежным поручением от 05.03.2014 г. ответчиком возвращена часть денежных средств в размере 20 050 руб.
Сумма денежных средств подлежащих возврату в бюджет Санкт-Петербурга составила 492 159 руб.
Поскольку требование о возврате в бюджет субсидий не исполнено, Комитет обратился в суд с настоящим иском.
Платежным поручением N 667 от 22.07.2014 г. ООО "Невское ремонтно-строительное управление" были возвращены денежные средства в размере выявленного завышения стоимости принятых работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: ул. Крупской, д. 25, литера А и подлежащих возврату в бюджет Санкт-Петербурга в размере 17 865 руб. 70 коп.
Указанные выше обстоятельства послужили истцу основанием для уменьшения суммы исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ до 474 293 руб. 30 коп. (л.д. 188 т. 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 БК РФ в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям).
Как предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1); направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства могут использоваться только на проведение соответствующих работ (часть 5).
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2011 г. N 189-р "О Порядке принятия решений о предоставлении в 2011 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" утвержден Порядок принятия решений о предоставлении в 2011 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
В соответствии с Порядком предоставления в 2011 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2011 г. N 404, предоставление субсидии осуществляется на основании договоров о предоставлении субсидии, заключаемых между Жилищным комитетом и получателем субсидии.
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 20.03.2012 г. N 186-р "О Порядке принятия решений о предоставлении в 2012 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" утвержден Порядок принятия решений о предоставлении в 2012 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
В соответствии с Порядком предоставления в 2012 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.03.2012 г. N 237, предоставление субсидии осуществляется на основании договоров о предоставлении субсидии, заключаемых между Жилищным комитетом и получателем субсидии.
Договорами о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов N К-026 от 17.07.2012 г. с дополнительным соглашением N 1 от 18.10.2012 г., N ФКР-207 от 16.11.2012 г., N К-109 от 11.10.2011 г. с дополнительными соглашениями от 02.04.2011 г. N 2 и от 20.10.2011 г. N 1 заключенными между Жилищным комитетом и ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - Договоры), определено взаимодействие Жилищного комитета и ЖКС N 1, как получателя субсидии, при предоставлении субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат в связи с выполнением работ при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Невского района Санкт-Петербурга.
Распоряжением Жилищного комитета от 04.05.2011 г. N 191-р "О Порядке возврата предоставленных в 2011 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов" утвержден Порядок возврата предоставленных в 2011 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Порядок возврата субсидий).
Распоряжением Жилищного комитета от 23.07.2012 г. N 580-р "О порядке взаимодействия структурных подразделений Жилищного комитета при возврате предоставленных в 2012 году субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов" утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений Жилищного комитета при возврате предоставленных в 2012 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Ответчик за счет предоставленной субсидии оплатил работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые фактически подрядчиком не выполнены. При этом предложение Комитета о возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга Обществом не исполнено.
Отказывая Комитету в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что строительные работы приняты без замечаний.
Пунктом 3.1.8 Договоров на получателя субсидии (ответчика) возложена обязанность возвратить субсидии в случае выявления нарушений условий их предоставления и (или) нецелевого использования, а также предусмотрено право Комитета проводить проверки выполнения условий предоставления субсидии (пункт 4.1.1).
Поскольку предоставление субсидии оформлено договорами, заключенными в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, поэтому к правоотношениям сторон, вытекающим из данных договоров, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.
Принимая во внимание, что факт ненадлежащего расходования бюджетных средств документально подтвержден, обоснованных возражений относительно взыскиваемой суммы ответчиком не заявлено, а Порядок возврата и условия договоров предусматривают целевой характер субсидии и ее возврат в бюджет при использовании не по назначению, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Комитета.
Решение от 18.06.2015 г. следует отменить и удовлетворить требования Комитета в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлина по иску и апелляционной жалобе относится на ответчика и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2015 г. по делу N А56-39607/2014 отменить.
Взыскать с ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" в бюджет Санкт-Петербурга 474 293 руб. 30 коп. субсидии.
Взыскать с ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" в доход федерального бюджета 12 485 руб. 86 коп. госпошлины по иску, 3 000 руб. госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ПОПОВА
Судьи
С.И.НЕСМИЯН
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2015 N 13АП-20972/2015 ПО ДЕЛУ N А56-39607/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2015 г. по делу N А56-39607/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Несмияна С.И., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Самборской А.С.
при участии:
- от истца: представитель Губанова М.Д. по доверенности от 14.04.2015 г.;
- от ответчика: представитель Калинина Е.В. по доверенности от 01.09.2015 г.;
- от 3-х лиц: 1 - 4 не явились, извещены;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20972/2015) Жилищного комитета Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2015 г. по делу N А56-39607/2014 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по иску Жилищного комитета Санкт-Петербурга
к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района"
3-и лица: 1. ООО "Невский строительный альянс", 2. ООО "Лира", 3. ООО "Техстрой", 4. ООО "Невское РСУ"
о взыскании
установил:
Жилищный комитет Санкт-Петербурга (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - ответчик, Общество) в бюджет Санкт-Петербурга, с учетом принятых судом уточнений, 474 293,30 руб. субсидий.
Определением от 10.09.2014 г. суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора подрядные организации: Общество с ограниченной ответственностью "Невский строительный альянс"; Общество с ограниченной ответственностью "Лира"; Общество с ограниченной ответственностью "Техстрой"; Общество с ограниченной ответственностью "Невское РСУ".
Решением от 18.06.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, в соответствии с условиями договоров о предоставлении субсидий получатель субсидий обязан осуществить возврат субсидий в бюджет Санкт-Петербурга в полном объеме в течение срока, указанного в требовании или уведомлении о возврате предоставленных субсидий, в случае выявления нарушений условий их предоставления и (или) нецелевого использования; полученные ответчиком субсидии в нарушение требований законодательства и условий договоров о предоставлении субсидий были использованы ответчиком на не направленные цели; обязательства по договорам подряда, заключенным Получателем субсидии - ООО "ЖКС N 1 Невского района" и подрядными организациями, в соответствии со статьей 308 ГК РФ не создают обязанностей для Жилищного комитета, не участвующего в нем в качестве стороны; письмом Комитета от 04.02.2014 г. ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" сообщалось о необходимости возврата 95% от суммы невыполненных объемов работ; в установленном законом порядке Требование ответчиком не обжаловалось; поскольку Требование о возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга ответчиком исполнено частично, сумма в размере 474 293, 23 руб. подлежит взысканию в судебном порядке.
12.10.2015 г. в апелляционный суд от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы возражал, поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Жилищный комитет Санкт-Петербурга и ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" (Получатель субсидий) заключили договоры:
- - договор N К-026 о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга от 17.07.2012 г. с дополнительным соглашением N 1 от 18.10.2012 г.;
- - договор N ФКР-207 о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, финансируемых с использованием субсидий, предоставленных за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств государственной корпорации - фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 16.11.2012 г.;
- - договор N К-109 о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов от 11.10.2011 г. с дополнительными соглашениями от 02.04.2011 г. N 2 и от 20.10.2011 г. N 1.
Ответчику предоставлены субсидии, бюджетные средства перечислены Получателю субсидий.
Жилищным комитетом Санкт-Петербурга проведена проверка выполнения условий предоставления субсидий на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов по адресам: Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 74, к. 1, литер А; ул. Крупской, д. 25, литер А; ул. Крупской, д. 26, литер А; ул. Ткачей, д. 14, литер Ш; ул. Седова, д. 50, литер Б. В ходе проверки капитального ремонта многоквартирных домов установлены оплаченные, но фактически невыполненные работы.
Результаты проверки оформлены Актом N 31 от 18.10.2013 г., указанный Акт проверки подписан ответчиком без разногласий.
На Акт проверки N 31 от 18.10.2013 г. ответчиком представлены возражения от 11.11.2013 г. N 963/17Г0, а также представлены возражения ООО "Невский Строительный Альянс" от 11.11.2013 г. N 124. Согласно заключению на возражения по Акту проверки N 31 от 18.10.2013 г. подтвердились установленные проверкой оплаченные, но фактически невыполненные работы и сумма денежных средств подлежащих возврату в бюджет Санкт-Петербурга составила 512 209 руб.
04.02.2014 г. исх. N 2-376/14 в адрес ответчика было направлено требование о необходимости возврата 95% от суммы невыполненных объемов работ в размере 512 209 руб.
Платежным поручением от 05.03.2014 г. ответчиком возвращена часть денежных средств в размере 20 050 руб.
Сумма денежных средств подлежащих возврату в бюджет Санкт-Петербурга составила 492 159 руб.
Поскольку требование о возврате в бюджет субсидий не исполнено, Комитет обратился в суд с настоящим иском.
Платежным поручением N 667 от 22.07.2014 г. ООО "Невское ремонтно-строительное управление" были возвращены денежные средства в размере выявленного завышения стоимости принятых работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: ул. Крупской, д. 25, литера А и подлежащих возврату в бюджет Санкт-Петербурга в размере 17 865 руб. 70 коп.
Указанные выше обстоятельства послужили истцу основанием для уменьшения суммы исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ до 474 293 руб. 30 коп. (л.д. 188 т. 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 БК РФ в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям).
Как предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1); направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства могут использоваться только на проведение соответствующих работ (часть 5).
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2011 г. N 189-р "О Порядке принятия решений о предоставлении в 2011 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" утвержден Порядок принятия решений о предоставлении в 2011 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
В соответствии с Порядком предоставления в 2011 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2011 г. N 404, предоставление субсидии осуществляется на основании договоров о предоставлении субсидии, заключаемых между Жилищным комитетом и получателем субсидии.
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 20.03.2012 г. N 186-р "О Порядке принятия решений о предоставлении в 2012 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" утвержден Порядок принятия решений о предоставлении в 2012 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
В соответствии с Порядком предоставления в 2012 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.03.2012 г. N 237, предоставление субсидии осуществляется на основании договоров о предоставлении субсидии, заключаемых между Жилищным комитетом и получателем субсидии.
Договорами о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов N К-026 от 17.07.2012 г. с дополнительным соглашением N 1 от 18.10.2012 г., N ФКР-207 от 16.11.2012 г., N К-109 от 11.10.2011 г. с дополнительными соглашениями от 02.04.2011 г. N 2 и от 20.10.2011 г. N 1 заключенными между Жилищным комитетом и ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - Договоры), определено взаимодействие Жилищного комитета и ЖКС N 1, как получателя субсидии, при предоставлении субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат в связи с выполнением работ при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Невского района Санкт-Петербурга.
Распоряжением Жилищного комитета от 04.05.2011 г. N 191-р "О Порядке возврата предоставленных в 2011 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов" утвержден Порядок возврата предоставленных в 2011 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Порядок возврата субсидий).
Распоряжением Жилищного комитета от 23.07.2012 г. N 580-р "О порядке взаимодействия структурных подразделений Жилищного комитета при возврате предоставленных в 2012 году субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов" утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений Жилищного комитета при возврате предоставленных в 2012 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Ответчик за счет предоставленной субсидии оплатил работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые фактически подрядчиком не выполнены. При этом предложение Комитета о возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга Обществом не исполнено.
Отказывая Комитету в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что строительные работы приняты без замечаний.
Пунктом 3.1.8 Договоров на получателя субсидии (ответчика) возложена обязанность возвратить субсидии в случае выявления нарушений условий их предоставления и (или) нецелевого использования, а также предусмотрено право Комитета проводить проверки выполнения условий предоставления субсидии (пункт 4.1.1).
Поскольку предоставление субсидии оформлено договорами, заключенными в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, поэтому к правоотношениям сторон, вытекающим из данных договоров, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.
Принимая во внимание, что факт ненадлежащего расходования бюджетных средств документально подтвержден, обоснованных возражений относительно взыскиваемой суммы ответчиком не заявлено, а Порядок возврата и условия договоров предусматривают целевой характер субсидии и ее возврат в бюджет при использовании не по назначению, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Комитета.
Решение от 18.06.2015 г. следует отменить и удовлетворить требования Комитета в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлина по иску и апелляционной жалобе относится на ответчика и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2015 г. по делу N А56-39607/2014 отменить.
Взыскать с ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" в бюджет Санкт-Петербурга 474 293 руб. 30 коп. субсидии.
Взыскать с ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" в доход федерального бюджета 12 485 руб. 86 коп. госпошлины по иску, 3 000 руб. госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ПОПОВА
Судьи
С.И.НЕСМИЯН
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)