Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2015 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19045/2015) ООО "СЕВЕРГРУПП" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.05.2015 по делу N А42-1836/2015 (судья Фокина О.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общество с ограниченной ответственностью "СЕВЕРГРУПП"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СЕВЕРГРУПП" (ОГРН 1055100086645, место нахождения: 184500, Мурманская обл., г. Мончегорск, наб. Комсомольская, д. 52/9, далее - Общество, заявитель, ООО "СЕВЕРГРУПП") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным постановления Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ОГРН 1025100849850, место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 25/26; далее - Инспекция, административный орган) от 04.03.2015 N 91/15/15. Указанным постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда от 18.05.2015, вынесенным в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование своей позиции указывает, что обязанность по установке общедомовых приборов учета не может быть возложена на Общество, поскольку оно не является ресурсоснабжающей организацией, действия по оснащению приборами учета обязаны осуществить ресурсоснабжающая организация. На Обществе, как управляющей организации, лежит лишь обязанность по созданию условий для установки общедомовых приборов учета.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "СЕВЕРГРУПП" является управляющей организацией многоквартирных домов по ул. Егорова, д. 13, ул. Егорова, д. 19, пр. Кольский, д. 91/1, пр. Кольский, д. 91/2, пр. Кольский, д. 91/3, пр. Кольский, д. 93, пр. Кольский, д. 95, ул. Коммуны, д. 20, пр. Ленина, д. 55, пр. Ленина, д. 61, пр. Ленина, д. 63, пр. Ленина, д. 94, ул. Октябрьская, д. 9, ул. Привокзальная, д. 14, ул. Привокзальная, д. 16, ул. Привокзальная, д. 18, пр. Кольский, д. 78, ул. Старостина, д. 13/1, ул. Старостина, д. 13/2, пр. Ленина, д. 65.
Между Обществом и собственниками помещений указанных домов заключены договоры управления.
С целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2015 год на основании распоряжения от 14.01.2015 N 24 Инспекцией проведена плановая, выездная и документарная проверка ООО "СЕВЕРГРУПП" по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства при осуществлении Обществом деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки, проведенной с участием генерального директора и уполномоченного представителя Общества, установлено, что общедомовые (коллективные) приборы учета (далее - ОДПУ) коммунальных ресурсов установлены не во всех указанных выше многоквартирных домах, так в многоквартирных домах по:
- ул. Егорова, д. 13 отсутствует ОДПУ горячей воды; - ул. Егорова, д. 19 отсутствует ОДПУ холодной и горячей воды; - пр. Кольский, д. 91/1 отсутствует ОДПУ горячей воды; - пр. Кольский, д. 91/2 отсутствует ОДПУ горячей воды; - пр. Кольский, д. 91/3 отсутствует ОДПУ горячей воды; - пр. Кольский, д. 93 отсутствует ОДПУ горячей воды; - пр. Кольский, д. 95 отсутствует ОДПУ горячей воды; - ул. Коммуны, д. 20 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - пр. Ленина, д. 55 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - пр. Ленина, д. 61 отсутствует ОДПУ холодной и горячей воды; - пр. Ленина, д. 63 отсутствует ОДПУ холодной и горячей воды; - пр. Ленина, д. 94 отсутствует ОДПУ холодной и горячей воды; - ул. Октябрьская, д. 9 отсутствует ОДПУ холодной и горячей воды; - ул. Привокзальная, д. 14 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - ул. Привокзальная, д. 16 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - ул. Привокзальная, д. 18 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - пр. Кольский, д. 78 отсутствует ОДПУ горячей воды; - ул. Старостина, д. 13/1 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - ул. Старостина, д. 13/2 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - пр. Ленина, д. 65 отсутствует ОДПУ холодной и горячей воды, электроэнергии.
По результатам проверки составлен акт от 30.01.2015 N 140 и вынесено предписание от 30.01.2015 N 137/15.
Усмотрев в действиях (бездействии) общества нарушения части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", государственным жилищным инспектором в присутствии законного представителя Общества 16.02.2015 составлен протокол N 119 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях).
Постановлением начальника Инспекции от 04.03.2015 N 91/15/15 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 4 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона N 261-ФЗ работы по установке и введения в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
На этом основании подлежат отклонению как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по установке общедомовых приборов учета не может быть возложена на Общество, поскольку оно не является ресурсоснабжающей организацией; о том, что действия по оснащению приборами учета обязана осуществить ресурсоснабжающая организация.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Исходя из статьи 13 Закона об энергоснабжении, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил, обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
Согласно положениям части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении до 1 июля 2013 года в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается факт эксплуатации многоквартирных домов по ул. Егорова, д. 13 в отсутствие ОДПУ горячей воды; ул. Егорова, д. 19 в отсутствие ОДПУ холодной и горячей воды; пр. Кольский, д. 91/1 в отсутствие ОДПУ горячей воды; пр. Кольский, д. 91/2 в отсутствие ОДПУ горячей воды; пр. Кольский, д. 91/3 в отсутствие ОДПУ горячей воды; пр. Кольский, д. 93 в отсутствие ОДПУ горячей воды; пр. Кольский, д. 95 в отсутствие ОДПУ горячей воды; ул. Коммуны, д. 20 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; пр. Ленина, д. 55 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; пр. Ленина, д. 61 в отсутствие ОДПУ холодной и горячей воды; пр. Ленина, д. 63 в отсутствие ОДПУ холодной и горячей воды; пр. Ленина, д. 94 в отсутствие ОДПУ холодной и горячей воды; ул. Октябрьская, д. 9 в отсутствие ОДПУ холодной и горячей воды; ул. Привокзальная, д. 14 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; ул. Привокзальная, д. 16 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; ул. Привокзальная, д. 18 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; пр. Кольский, д. 78 в отсутствие ОДПУ горячей воды; ул. Старостина, д. 13/1 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; ул. Старостина, д. 13/2 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; пр. Ленина, д. 65 в отсутствие ОДПУ холодной и горячей воды, электроэнергии.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у Общества возможности для соблюдения перечисленных норм действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а также принятие им всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Общество является субъектом ответственности правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях, а действия (бездействие) общества содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса.
На этом основании подлежат отклонению как несостоятельные доводы общества о том, что работы по оснащению многоквартирных домов приборами учета, выполнение которых является капитальным ремонтом, могут быть проведены лишь с согласия собственников помещений и за счет их денежных средств; данные работы не могут быть выполнены обществом без согласования с собственниками помещений в многоквартирном доме и без разрешения ресурсоснабжающих организаций; обязанность по установке общедомовых приборов учета не может быть возложена на заявителя, поскольку он не является ресурсоснабжающей организацией.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Исходя из статьи 13 Закона N 261-ФЗ, статьи 161 Жилищного кодекса, пункта 11 Правил, обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
Таким образом, в бездействии Общества, выразившемся в невыполнении нормативных мероприятий по энергосбережению, на момент проведения внеплановой проверки не установлены общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, что является нарушением Закона N 261-ФЗ и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Административный орган доказал, что отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие соблюдению заявителем Правил в части установки общедомовых (коллективных) приборов учета потребляемых ресурсов.
Является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Общество имело возможность по соблюдению установленных требований для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях, подтверждена материалами дела.
Нарушение порядка и процедуры рассмотрения административного дела, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено.
Соблюдение административным органом установленного статьей 29.7 Кодекса об административных правонарушениях порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, по результатам которого вынесено оспариваемое постановление, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах процедура привлечения Общества к административной ответственности соблюдена, права Общества на участие при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предусмотренные Кодекса об административных правонарушениях для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом.
Каких либо процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, срок привлечения к административной ответственности соблюден. Административное наказание назначено в соответствии с правилами главы 4 Кодекса об административных правонарушениях в пределах санкции части 4 статьи 9.16 Кодекса.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, в связи с чем основания для удовлетворения заявленного требования о признании незаконным оспариваемого постановления Инспекции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18 мая 2015 года по делу N А42-1836/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СеверГрупп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2015 N 13АП-19045/2015 ПО ДЕЛУ N А42-1836/2015
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2015 г. по делу N А42-1836/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2015 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19045/2015) ООО "СЕВЕРГРУПП" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.05.2015 по делу N А42-1836/2015 (судья Фокина О.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общество с ограниченной ответственностью "СЕВЕРГРУПП"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СЕВЕРГРУПП" (ОГРН 1055100086645, место нахождения: 184500, Мурманская обл., г. Мончегорск, наб. Комсомольская, д. 52/9, далее - Общество, заявитель, ООО "СЕВЕРГРУПП") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным постановления Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ОГРН 1025100849850, место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 25/26; далее - Инспекция, административный орган) от 04.03.2015 N 91/15/15. Указанным постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда от 18.05.2015, вынесенным в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование своей позиции указывает, что обязанность по установке общедомовых приборов учета не может быть возложена на Общество, поскольку оно не является ресурсоснабжающей организацией, действия по оснащению приборами учета обязаны осуществить ресурсоснабжающая организация. На Обществе, как управляющей организации, лежит лишь обязанность по созданию условий для установки общедомовых приборов учета.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "СЕВЕРГРУПП" является управляющей организацией многоквартирных домов по ул. Егорова, д. 13, ул. Егорова, д. 19, пр. Кольский, д. 91/1, пр. Кольский, д. 91/2, пр. Кольский, д. 91/3, пр. Кольский, д. 93, пр. Кольский, д. 95, ул. Коммуны, д. 20, пр. Ленина, д. 55, пр. Ленина, д. 61, пр. Ленина, д. 63, пр. Ленина, д. 94, ул. Октябрьская, д. 9, ул. Привокзальная, д. 14, ул. Привокзальная, д. 16, ул. Привокзальная, д. 18, пр. Кольский, д. 78, ул. Старостина, д. 13/1, ул. Старостина, д. 13/2, пр. Ленина, д. 65.
Между Обществом и собственниками помещений указанных домов заключены договоры управления.
С целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2015 год на основании распоряжения от 14.01.2015 N 24 Инспекцией проведена плановая, выездная и документарная проверка ООО "СЕВЕРГРУПП" по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства при осуществлении Обществом деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки, проведенной с участием генерального директора и уполномоченного представителя Общества, установлено, что общедомовые (коллективные) приборы учета (далее - ОДПУ) коммунальных ресурсов установлены не во всех указанных выше многоквартирных домах, так в многоквартирных домах по:
- ул. Егорова, д. 13 отсутствует ОДПУ горячей воды; - ул. Егорова, д. 19 отсутствует ОДПУ холодной и горячей воды; - пр. Кольский, д. 91/1 отсутствует ОДПУ горячей воды; - пр. Кольский, д. 91/2 отсутствует ОДПУ горячей воды; - пр. Кольский, д. 91/3 отсутствует ОДПУ горячей воды; - пр. Кольский, д. 93 отсутствует ОДПУ горячей воды; - пр. Кольский, д. 95 отсутствует ОДПУ горячей воды; - ул. Коммуны, д. 20 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - пр. Ленина, д. 55 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - пр. Ленина, д. 61 отсутствует ОДПУ холодной и горячей воды; - пр. Ленина, д. 63 отсутствует ОДПУ холодной и горячей воды; - пр. Ленина, д. 94 отсутствует ОДПУ холодной и горячей воды; - ул. Октябрьская, д. 9 отсутствует ОДПУ холодной и горячей воды; - ул. Привокзальная, д. 14 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - ул. Привокзальная, д. 16 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - ул. Привокзальная, д. 18 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - пр. Кольский, д. 78 отсутствует ОДПУ горячей воды; - ул. Старостина, д. 13/1 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - ул. Старостина, д. 13/2 отсутствует ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; - пр. Ленина, д. 65 отсутствует ОДПУ холодной и горячей воды, электроэнергии.
По результатам проверки составлен акт от 30.01.2015 N 140 и вынесено предписание от 30.01.2015 N 137/15.
Усмотрев в действиях (бездействии) общества нарушения части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", государственным жилищным инспектором в присутствии законного представителя Общества 16.02.2015 составлен протокол N 119 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях).
Постановлением начальника Инспекции от 04.03.2015 N 91/15/15 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 4 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона N 261-ФЗ работы по установке и введения в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
На этом основании подлежат отклонению как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по установке общедомовых приборов учета не может быть возложена на Общество, поскольку оно не является ресурсоснабжающей организацией; о том, что действия по оснащению приборами учета обязана осуществить ресурсоснабжающая организация.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Исходя из статьи 13 Закона об энергоснабжении, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил, обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
Согласно положениям части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении до 1 июля 2013 года в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается факт эксплуатации многоквартирных домов по ул. Егорова, д. 13 в отсутствие ОДПУ горячей воды; ул. Егорова, д. 19 в отсутствие ОДПУ холодной и горячей воды; пр. Кольский, д. 91/1 в отсутствие ОДПУ горячей воды; пр. Кольский, д. 91/2 в отсутствие ОДПУ горячей воды; пр. Кольский, д. 91/3 в отсутствие ОДПУ горячей воды; пр. Кольский, д. 93 в отсутствие ОДПУ горячей воды; пр. Кольский, д. 95 в отсутствие ОДПУ горячей воды; ул. Коммуны, д. 20 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; пр. Ленина, д. 55 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; пр. Ленина, д. 61 в отсутствие ОДПУ холодной и горячей воды; пр. Ленина, д. 63 в отсутствие ОДПУ холодной и горячей воды; пр. Ленина, д. 94 в отсутствие ОДПУ холодной и горячей воды; ул. Октябрьская, д. 9 в отсутствие ОДПУ холодной и горячей воды; ул. Привокзальная, д. 14 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; ул. Привокзальная, д. 16 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; ул. Привокзальная, д. 18 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; пр. Кольский, д. 78 в отсутствие ОДПУ горячей воды; ул. Старостина, д. 13/1 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; ул. Старостина, д. 13/2 в отсутствие ОДПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды; пр. Ленина, д. 65 в отсутствие ОДПУ холодной и горячей воды, электроэнергии.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у Общества возможности для соблюдения перечисленных норм действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а также принятие им всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Общество является субъектом ответственности правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях, а действия (бездействие) общества содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса.
На этом основании подлежат отклонению как несостоятельные доводы общества о том, что работы по оснащению многоквартирных домов приборами учета, выполнение которых является капитальным ремонтом, могут быть проведены лишь с согласия собственников помещений и за счет их денежных средств; данные работы не могут быть выполнены обществом без согласования с собственниками помещений в многоквартирном доме и без разрешения ресурсоснабжающих организаций; обязанность по установке общедомовых приборов учета не может быть возложена на заявителя, поскольку он не является ресурсоснабжающей организацией.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Исходя из статьи 13 Закона N 261-ФЗ, статьи 161 Жилищного кодекса, пункта 11 Правил, обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
Таким образом, в бездействии Общества, выразившемся в невыполнении нормативных мероприятий по энергосбережению, на момент проведения внеплановой проверки не установлены общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, что является нарушением Закона N 261-ФЗ и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Административный орган доказал, что отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие соблюдению заявителем Правил в части установки общедомовых (коллективных) приборов учета потребляемых ресурсов.
Является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Общество имело возможность по соблюдению установленных требований для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях, подтверждена материалами дела.
Нарушение порядка и процедуры рассмотрения административного дела, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено.
Соблюдение административным органом установленного статьей 29.7 Кодекса об административных правонарушениях порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, по результатам которого вынесено оспариваемое постановление, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах процедура привлечения Общества к административной ответственности соблюдена, права Общества на участие при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предусмотренные Кодекса об административных правонарушениях для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом.
Каких либо процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, срок привлечения к административной ответственности соблюден. Административное наказание назначено в соответствии с правилами главы 4 Кодекса об административных правонарушениях в пределах санкции части 4 статьи 9.16 Кодекса.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, в связи с чем основания для удовлетворения заявленного требования о признании незаконным оспариваемого постановления Инспекции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18 мая 2015 года по делу N А42-1836/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СеверГрупп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)