Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2014 N 08АП-9910/2014 ПО ДЕЛУ N А70-12534/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2014 г. N 08АП-9910/2014

Дело N А70-12534/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Грязниковой А.С., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мироновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9910/2014) открытого акционерного общества "Уренгойгорводоканал" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.07.2014 по делу N А70-12534/2013 (судья Куприна Н.А.) по иску открытого акционерного общества "Уренгойгорводоканал" (ОГРН 1058900649620, ИНН 8904046652) к открытому акционерному обществу "Уренгойжилсервис" (ОГРН 1058900649642, ИНН 8904046691) о взыскании основного долга по договору N 162 от 29.01.2013 в размере 1 266 638 руб. 53 коп.,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Уренгойгорводоканал" - представителя Голубенко Р.В. (доверенность N 33/14 от 31.12.2013 сроком действия по 31.12.2014),
от открытого акционерного общества "Уренгойжилсервис" - представителя Цема А.В. (доверенность N 109/14 от 01.01.2014 сроком действия до 31.12.2014),

установил:

открытое акционерное общество "Уренгойгорводоканал" (далее - истец, ОАО "УГВК") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к открытому акционерному обществу "Уренгойжилсервис" (далее - ответчик, ОАО "УЖС) о взыскании основного долга по договору на поставку холодной (питьевой) воды и прием сточных вод (водоотведения) от 29.01.2013 N 162 в размере 1 266 638 руб. 53 коп.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 19.12.2013 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А81-3487/2013.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 22.04.2014 производство по делу N А70-12534/2013 возобновлено.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.07.2014 по делу N А70-12534/2013 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "УГВК" указало на то, что жильцы домов, находящихся в управлении ответчика, обязаны платить за услуги водоснабжения и водоотведения в фактических объемах. Суд первой инстанции неправомерно сослался на судебные акты по делу N А81-3487/2013. При разрешении спора необходимо руководствоваться, в том числе Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 12.02.199 N 167 (далее - Правила N 167), и исходить из позиции судов по делу N А70-4985/2012 со схожими обстоятельствами и доказательствами. Ни одним нормативным актом четко не определено место установки приборов учета и не установлен запрет на установку их в колодцах и камерах. Конклюдентные действия ответчика (по подписанию актов об оказанных услугах с показаниями установленных ответчиком приборов учета, расчету по приборам) свидетельствуют о правомерности установки истцом приборов учета в колодцах и камерах. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям сторон применению не подлежат.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что ОАО "УЖС" является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных в городе Новый Уренгой: улица Таежная 3, 5, 13, 15, 30, 32, 36, 39, 44, 46, 53, 71, улица Первопроходцев 1, улица Новая 35, 37, 41, 43, 49, улица Юбилейная 32, 34, улица Сибирская 37, 39, 53, 57, улица Газовиков 1б, 5а, 5б, 6, улица Южная 26, 8, 34, улица Глухариная 12, 9, улица Ямальская 42, 37, улица Журнала Смена 9, улица Заозерная 2, 4, 4а, улица Дорожников 2, улица Загороная 2, 3, 4, 6, 7, улица Заречная 4а, улица Комсомольская 5, 7, 9, 11, улица Набережная 32, 44в, 52а, улица Полярная 1а, Солнечный 6.
Многоквартирные дома подключены к системе централизованного водоснабжения к сетям, принадлежащим ОАО "УГВК".
Общедомовые приборы учета установлены непосредственно ОАО "УГВК" в водопроводных камерах (колодцах).
По условиям заключенного 29.01.2013 между ОАО "УГВК" (ресурсоснабжающая организация) и ОАО "УЖС" (исполнитель) договору N 162 на поставку холодной (питьевой) воды и прием сточных вод (водоотведения) ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять исполнителю услуги по отпуску холодной (питьевой) воды и приему сточных вод (водоотведению) через указанные в актах разграничений эксплуатационной ответственности присоединения сетей исполнителя к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения предназначенных для подачи холодной (питьевой) воды и приема сточных вод (водоотведения) к внутридомовым инженерным системам или самовывозом транспортом исполнителя, отпускать исполнителю холодную (питьевую) воду и принимать от исполнителя сточные воды, в пределах допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ (в случае самовывоза, транспортом исполнителя на сливную станцию ресурсоснабжающей организации) при условии соблюдения исполнителем своих обязательств, определенных в пункте 3.3 договора.
На основании пункта 9.3 договора N 162 от 29.01.2013 исполнитель производит оплату за услуги, оказываемые в расчетном месяце на основании акта и счета-фактуры до 15 числа месяца следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем).
Письмом N 1012 от 14.05.2013 ОАО "УГВК" направило ОАО "УЖС" для оплаты за апрель 2013 года счет-фактуру N 2061 от 30.04.2013 и акт N 2061 от 30.04.2013 на сумму 21 830 798 руб. 50 коп. (т. 1 л. 90-92).
Письмом N 2151 от 16.05.2013 ОАО "УЖС" возвратило непринятую к оплате счета-фактуру N 2061 от 30.04.2013, указав, что корректировка объемов холодного водоснабжения и водоотведения согласно снятым показаниям с приборов учета, не установленных на границе раздела, не принимается к оплате (т. 1 л. 93-95).
Поскольку сумма в размере 1 266 638 руб. 53 коп. не была принята ОАО "УЖС" к оплате, ОАО "УГВК" 19.09.2013 направило ОАО "УЖС" претензию N 1902 с требованием оплатить задолженность в указанном размере в течение 10 дней с момента получения претензии (т. 1 л. 74-76).
Так как в добровольном порядке требование об оплате задолженности ОАО "УЖС" не было удовлетворено, ОАО "УГВК" обратилось с Арбитражный суд Тюменской области с настоящим иском.
Из материалов дела усматривается, что разногласия сторон касаются расчета стоимости услуг, оказанных истцом ответчику по названному выше договору в апреле 2013 года, и заключаются в том, что, по мнению последнего, производить расчет исходя из показаний общедомовых приборов учета, установленных в водопроводных камерах (колодцах), неправомерно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, вопреки доводам истца, обоснованно руководствовался частями 1, 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пунктами 5, 8 Правил N 491, пунктом 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Исходя из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил N 307, управляющая организация выступает исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 13 Закон об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются, в том числе на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013.
На основании части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, в срок до 01.07.2012 обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Исходя части 1 статьи 13 Закона об энергоснабжении, если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены соответствующие Правила, регламентирующие статус и объем общего имущества в многоквартирном доме, а также пределы ответственности между собственниками и обслуживающей организацией.
Как верно указал суд первой инстанции, при определении балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения необходимо учитывать положения пункта 5 Правил N 491, согласно которым в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и внутридомовая инженерная система водоотведения в соответствии с указанным в пункте перечнем.
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 18 Правил N 124, если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
По смыслу приведенных норм права, общедомовой прибор учета, предназначенный для определения объема водоснабжения и водоотведения, устанавливается на границе сетей на вводе в дом - внешней границе стены многоквартирного дома.
Как указывалось ранее, приборы учета, установлены истцом не на внешних границах стен многоквартирных домов.
Между тем, как установлено судом первой инстанции и не опровергается истцом, собственниками помещений в домах, находящихся в управлении ответчика, с ответчиком или истцом соглашения об иной границе эксплуатационной ответственности, отличной от той, которая установлена Правилами N 491, не заключались.
В связи с этим, как верно указал суд первой инстанции, общедомовые приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности, которой является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Поскольку этого не сделано, показания установленных ресурсоснабжающей организацией приборов учета не соответствуют критериям общедомовых приборов учета и не могут быть приняты при расчете стоимости услуг по отпуску холодной (питьевой) воды и приему сточных вод (водоотведению) за апрель 2013 года.
Ссылки ответчика на положения действующих в спорный период Правил N 167, в том числе пункт 14 названных Правил, подлежат отклонению, так как Правила N 491 содержат специальные нормы по отношению к Правилам N 167.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Правил N 167 граница балансовой принадлежности - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности (пункт 14).
Однако доказательства, подтверждающие наличие на балансе ответчика водопроводных и канализационных сетей за пределами домов, отсутствуют.
В силу подпункта б пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение и водоотведение определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которыми установлены формулы определения размера платы, предусматривающие применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Аналогичный порядок предусмотрен в подпункте "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В связи с изложенным при определении количества и стоимости оказанных услуг по отпуску холодной (питьевой) воды и приему сточных вод (водоотведению) необходимо исходить из установленных нормативов, что и сделано ответчиком.
Судом первой инстанции верно установлено и подтверждается материалами дела, что исходя из расчета по установленным нормативам, задолженность ОАО "УЖС" перед ОАО "УГВК" по договору на поставку холодной (питьевой) воды и прием сточных вод (водоотведения) от 29.01.2013 N 162 за апрель 2013 года отсутствует.
Ссылка истца на то, что расчет стоимости услуг по нормативам не является достоверным, так как фактически количество проживающих в домах граждан больше, нежели официально зарегистрировано миграционной службой, не нашла подтверждения имеющимися в материалах дела доказательствами. Кроме того, указанное обстоятельство может быть устранено при проведении ОАО "УГВК" соответствующей работы с Управлением ФМС по Тюменской области.
Вопреки доводам истца, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округу от 05.11.2013 по делу N А81-3487/2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.05.2014, со ссылкой на правовую позицию, изложенную Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определениях от 16.12.2010 N ВАС-14620/10, от 12.08.2010 N ВАС-10804/10, от 24.11.2010 N ВАС-12283-10, от 15.04.2013 N ВАС-5041/13, сделан вывод, что установка общедомовых приборов учета, произведенная ОАО "УГВК" в водопроводных камерах (колодцах) домов по адресам: г. Новый Уренгой, улица Сибирская 37, 39, 53, 57, улица Дорожников 2, улица Загородная 7, произведена в местах, не предусмотренных действующим законодательством - за пределами эксплуатационной ответственности по отношению к спорным домам, данные приборы учета не могут быть использованы при осуществлении расчета платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что большая часть иных домов, указанных истцом в расчете исковых требований, признаны непригодными для проживания, так как являются ветхими или аварийными, в связи с чем на них не распространяются требования части 1 статьи 13 Закона об энергоснабжении об установке общедомовых приборов учета.
Учитывая позицию ответчика по данному делу, обстоятельства, связанные с тем, что, как утверждает истец, ОАО "УЖС" подписывало акты технического обследования, согласно которым в ходе обследования водопроводных камер некоторых жилых домов установлено отсутствие возможности установки прибора учета холодного водоснабжения, принято решение о расположении приборов учета в водопроводных камерах и акты снятия контрольных (первичных) показаний приборов учета за период до апреля 2013 год, а также с тем, что ранее общество частично оплачивало услуги ОАО "УГВК" по показаниям приборов учета, установленных в домах, не входящими в расчет задолженности, не свидетельствуют о признании ответчиком соответствующей обязанности в отношении спорных домов в апреле 2013 года.
Кроме того, представленные истцом акты технического обследования, согласно которым в ходе обследования водопроводных камер некоторых жилых домов установлено отсутствие возможности установки прибора учета холодного водоснабжения, принято решение о расположении приборов учета в водопроводных камерах, подписанные от имени ОАО "УЖС" мастером участка N 5 Мавриным Е.А., не являются допустимыми доказательствами наличия у ответчика обязанности по оплате за услуги истца согласно показаниям приборов учета, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие полномочия Маврина Е.А. на принятие решения от имени собственников помещений в домах (либо ОАО "УЖС") о размещении приборов учета в водопроводных камерах.
Помимо прочего, необходимо указать, что истец не опроверг содержание представленных ответчиком актов обследования на предмет установления технической возможности установки общедомовых (коллективных) приборов учета в жилых домах, согласно которым техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета по спорным домам отсутствует.
Вопреки позиции истца, судебные акты по делу N А70-4985/2012, как принятые с учетом оценки имеющихся в нем доказательств, не имеют преюдициального значения для дела N А70-12534/2013.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.07.2014 по делу N А70-12534/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ

Судьи
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Д.Г.РОЖКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)