Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Константинова П.Ю., Самсоновой Л.А., при участии от Правительства Калининградской области Николенко М.А. (доверенность от 24.12.2013), рассмотрев 04.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.08.2013 (судья Маркова Л.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Шульга Л.А.) по делу N А21-4311/2013,
установил:
Правительство Калининградской области (далее - Правительство области) и Министерство финансов Калининградской области (далее - Минфин области) обратились в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и Управлению Федерального казначейства по Калининградской области о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации 9 061 147 руб. 90 коп. убытков, возникших в связи с исполнением в 2012 году судебных решений о предоставлении педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 08.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.11.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Минфин России просит указанные решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, удовлетворение иска за счет казны Российской Федерации неправомерно.
В судебном заседании представитель Правительства области просила в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 01.01.2012 по 30.12.2012 Калининградской областью за счет средств областного бюджета во исполнение судебных решений педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), выплачена компенсация расходов 2008 - 2010 годов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в общем размере 8 759 872 руб. 39 коп.
Правительство области и Минфин области, сославшись на наличие убытков, составивших сумму указанной компенсации, а также 301 275 руб. 51 коп. судебных расходов, обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации исходя из того, что в 2008 - 2010 годах финансовая помощь в виде субвенций на финансовое обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников из федерального бюджета в бюджет Калининградской области в достаточном размере не поступала, а право данных работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (утратил силу с 01.09.2013; далее - Закон об образовании) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На территории Калининградской области размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги установлен Законом Калининградской области от 11.07.2005 N 631 "Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области".
В пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) указано, что расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Поскольку статья 26.3 Закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Калининградская область, исполнив судебные решения о предоставлении педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов за период 2008 - 2010 годов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, понесла убытки в размере 9 061 147 руб. 90 коп.
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что сумма убытков, заявленных к взысканию, не оспаривается ответчиками и подтверждается расчетом расходов бюджета Калининградской области, документами, подтверждающими выплату гражданам денежных средств из областного бюджета, иными доказательствами, пришел к выводу о правомерности и обоснованности иска, удовлетворив исковые требования за счет казны Российской Федерации. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Кассационной инстанцией отклоняется, как не основанный на нормах права, довод Минфина России о фактическом пересмотре обжалуемыми судебными актами судебных решений о необходимости взыскания в пользу педагогических работников компенсации за счет бюджета Калининградской области.
Доводов относительно размера убытков, в том числе включения в него суммы судебных расходов в размере 301 275 руб. 51 коп., податель жалобы не привел.
Исходя из этого, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.08.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А21-4311/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Л.А.САМСОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N А21-4311/2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N А21-4311/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Константинова П.Ю., Самсоновой Л.А., при участии от Правительства Калининградской области Николенко М.А. (доверенность от 24.12.2013), рассмотрев 04.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.08.2013 (судья Маркова Л.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Шульга Л.А.) по делу N А21-4311/2013,
установил:
Правительство Калининградской области (далее - Правительство области) и Министерство финансов Калининградской области (далее - Минфин области) обратились в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и Управлению Федерального казначейства по Калининградской области о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации 9 061 147 руб. 90 коп. убытков, возникших в связи с исполнением в 2012 году судебных решений о предоставлении педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 08.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.11.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Минфин России просит указанные решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, удовлетворение иска за счет казны Российской Федерации неправомерно.
В судебном заседании представитель Правительства области просила в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 01.01.2012 по 30.12.2012 Калининградской областью за счет средств областного бюджета во исполнение судебных решений педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), выплачена компенсация расходов 2008 - 2010 годов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в общем размере 8 759 872 руб. 39 коп.
Правительство области и Минфин области, сославшись на наличие убытков, составивших сумму указанной компенсации, а также 301 275 руб. 51 коп. судебных расходов, обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации исходя из того, что в 2008 - 2010 годах финансовая помощь в виде субвенций на финансовое обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников из федерального бюджета в бюджет Калининградской области в достаточном размере не поступала, а право данных работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (утратил силу с 01.09.2013; далее - Закон об образовании) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На территории Калининградской области размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги установлен Законом Калининградской области от 11.07.2005 N 631 "Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области".
В пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) указано, что расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Поскольку статья 26.3 Закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Калининградская область, исполнив судебные решения о предоставлении педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов за период 2008 - 2010 годов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, понесла убытки в размере 9 061 147 руб. 90 коп.
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что сумма убытков, заявленных к взысканию, не оспаривается ответчиками и подтверждается расчетом расходов бюджета Калининградской области, документами, подтверждающими выплату гражданам денежных средств из областного бюджета, иными доказательствами, пришел к выводу о правомерности и обоснованности иска, удовлетворив исковые требования за счет казны Российской Федерации. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Кассационной инстанцией отклоняется, как не основанный на нормах права, довод Минфина России о фактическом пересмотре обжалуемыми судебными актами судебных решений о необходимости взыскания в пользу педагогических работников компенсации за счет бюджета Калининградской области.
Доводов относительно размера убытков, в том числе включения в него суммы судебных расходов в размере 301 275 руб. 51 коп., податель жалобы не привел.
Исходя из этого, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.08.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А21-4311/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Л.А.САМСОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)