Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2015 N 12АП-755/2015 ПО ДЕЛУ N А12-36072/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2015 г. по делу N А12-36072/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "24" февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Каплина С.Ю., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Поскомхоз", г. Волгоград (ИНН 3446024276 ОГРН 1073460006510),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "01" декабря 2014 года по делу N А12-36072/2014 (судья А.В. Пономарев),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Поскомхоз", г. Волгоград (ИНН 3446024276 ОГРН 1073460006510)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3445079787 ОГРН 1063460031580)
- об оспаривании предписания;
- без участия в судебном заседании сторон,

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Поскомхоз" (далее - заявитель, общество) с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Госжилнадзор, ответчик) об оспаривании предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской N 1122 от 20.08.2014 г. о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 01 декабря 2014 года заявленные требования общества удовлетворены не были.
Полагая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Поскомхоз" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Поскомхоз", инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 161 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354).
В соответствии с пунктами 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В период с 12.08.2014 г. по 20.08.2014 г. Инспекцией Госжилнадзора Волгоградской области на основании приказа N 1122 от 11.06.2014 г. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК Поскомхоз" на предмет обоснованности расчета платы за коммунальные услуги по электроснабжению, холодному водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме N 9 по ул. Волгоградская, г. Волгоград.
По результатам проверки составлен акт от 20.08.2014 г. N 1122 и выдано предписание N 1122 от 20.08.2014 г. о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, согласно которому обществу предписывалось: произвести перерасчет платы за все коммунальные услуги на общедомовые нужды с января 2013 г. по подтвержденным техническим паспортом, оформленным надлежащим образом, размерам площадей. Размер общей площади всех жилых помещений в многоквартирном доме применять в расчете платы согласно техническому паспорту на дом либо документам, указанным в письме Министерства регионального развития РФ от 22.11.2012 г. N 29433-ВК/19, с соблюдением п. 37 Правил N 354 (пункт 1 предписания); при проведении перерасчета в соответствии с пп.ж п. 69 Правил N 354 платы указывать сведения об основании перерасчета платы за коммунальные услуги (пункт 2 предписания); с января 2014 года производить плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды по подтвержденным техническим паспортом, оформленным надлежащим образом, размерам площадей. Размер общей площади всех жилых помещений в многоквартирном доме применять в расчете платы согласно техническому паспорту на дом либо документам, указанным в письме Министерства регионального развития РФ от 22.11.2012 г. N 29433-ВК/19, с соблюдением п. 37 Правил N 354 (пункт 3 предписания). В предписании от 23.05.2013 г. также содержался пункт 4 предписания, который был обществом исполнен. Срок исполнения предписания - до 07.10.2014 г.
ООО "УК "Поскомхоз", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг, а также об отсутствии доказательств нарушения прав и охраняемых законом интересов общества, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что применение общей площади помещений, не соответствующей данным, содержащимся в техническом паспорте многоквартирного дома, способствует необоснованному росту размера платы за коммунальные услуги и является нарушением действующих Правил N 354.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ, собственники помещения несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Собственникам квартир в многоквартирном жилом доме принадлежит на праве общей долевой собственности имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в т.ч. межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения оборудование.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 40 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Судом учтено, что постановлением Правительства от 16.04.2013 г. N 344 внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г., в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вступившим в силу с 01.06.2013 г., а подпункты "с" и " т" с 01.01.2015 г.
Указанными изменениями уточнено понятие "Общая площадь помещений, входящих в состава общего имущества в многоквартирном доме", которое следует определять, как суммарную площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома (МКД) и предназначенных для обслуживания более одного помещения в МКД, согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьерж) в этом МКД, не принадлежащих отдельным собственникам.
Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 22.11.2012 г. N 29433-ВК/19, в соответствии с п. 36 Правил предоставления коммунальных услуг расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами. Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в МКД надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в МКД, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значение общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, предписываемое в оспариваемом предписании требование о необходимости использования при подсчете общей площади жилых и нежилых помещений сведений, содержащихся в техническом паспорте дома, являются обоснованными и правомерными.
Суд исходит из имеющегося в материалах дела технического паспорта, согласно которому общая площадь жилых помещений многоквартирного дома составляет 5003, 5 кв. м.
При этом других документарных данных применения при расчетах размера платы значения достоверной общей площади жилых помещений в указанном многоквартирном доме равного 4724,7 кв. м, заявителем не представлено.
Доводы заявителя относительно постоянного изменения общей площади помещений в многоквартирном доме и в связи с этим отсутствии в техническом паспорте на многоквартирный дом актуальной информации не могут быть признаны состоятельными, поскольку доказательства изменений значений такой площади не представлены.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно п. 4 которых управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в числе которых прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
П. 21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами для управляющих организаций установлена обязанность по восстановлению технической документации на многоквартирный дом в случае ее отсутствия.
Инспекций установлено, что согласно техническому паспорту на жилой дом, общая площадь жилых помещений составляет 5003,5 кв. м,
Однако, площадь жилых помещений, примененная при расчете платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, не соответствует данным технического паспорта на многоквартирный дом и применена в размере 4724,7 кв. м.
Таким образом, основанием для выдачи указанного предписания послужили выявленные при проведении внеплановой документарной проверки факты несоответствия применяемого при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению и холодному водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, значения общей площади жилых помещений в многоквартирном доме N 9 по ул. Волгоградской в г. Волгограде значению общей площади жилых помещений, указанному в техническом паспорте на данный многоквартирный дом, а именно с января 2013 года при расчете размера платы применялась общая площадь жилых помещений 4724,7 кв. м, вместо указанной в техническом паспорте общей площади жилых помещений 5003,5 кв. м, что повлекло увеличение размера платы для потребителей за коммунальные услуги по электроснабжению и холодному водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах, предписываемое в оспариваемом предписании требование о необходимости использования при подсчете общей площади жилых и нежилых помещений сведений, содержащихся в техническом паспорте дома, являются обоснованными и правомерными.
Таким образом, учитывая указанные выше обстоятельства, а также тот факт, при котором любое недостоверное указание значений общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме влечет необоснованное увеличение платы за коммунальные услуги тем самым нарушая права потребителей, предписание Инспекции, выданное Заявителю по результатам проверки, в ходе которой были выявлены нарушения, выразившиеся в несоответствии применяемой при расчетах размера платы общей площади помещений данным технического паспорта, является законным и обоснованным, не нарушает прав Заявителя.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение арбитражного суда Волгоградской области от "01" декабря 2014 года по делу N А12-36072/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи
С.Ю.КАПЛИН
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)