Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3333/2014

Требование: О выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения.

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Предоставляемая ответчикам квартира значительно превышает по общей и жилой площади занимаемые в настоящее время и признанные непригодными для проживания комнаты в коммунальной квартире, является благоустроенным, находится в черте города.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу N 33-3333


Судья Леонтьева И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Паюсовой Е.Г.,
судей Макаровой Ю.М., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания К.И.,
с участием прокурора Гайдук О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В. гражданское дело по иску Администрации Центрального района г. Красноярска к П.Н. <данные изъяты>, П.А.А. <данные изъяты>, Д.Е. <данные изъяты>, В. <данные изъяты>, П.Д. <данные изъяты>, П.А.Д. <данные изъяты> о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, встречному иску П.Н. <данные изъяты>, П.А.А. <данные изъяты>, Д.Е. <данные изъяты>, В. <данные изъяты>, П.Д. <данные изъяты>, П.А.Д. <данные изъяты> к Администрации г. Красноярска о предоставлении по договору социального найма отдельного благоустроенного жилого помещения в пределах г. Красноярска,
по апелляционной жалобе представителя Администрации Центрального района г. Красноярска С., апелляционному представлению прокурора Центрального района г. Красноярска на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 12 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении исковых требований администрации Центрального района г. Красноярска к П.Н. <данные изъяты>, П.А.А. <данные изъяты>, Д.Е. <данные изъяты>, В. <данные изъяты>, П.Д. <данные изъяты>, П.А.Д. <данные изъяты> о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения - двухкомнатной квартиры <данные изъяты> в г. Красноярске.
Встречные исковые требования удовлетворить, обязать администрацию города Красноярска предоставить по договору социального найма в пределах г. Красноярска семье в составе П.Н. <данные изъяты>, П.А.А. <данные изъяты>, Д.Е. <данные изъяты>, В. <данные изъяты>, П.Д. <данные изъяты>, П.А.Д. <данные изъяты> отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв. м на одного члена семьи",

установила:

Администрация Центрального района г. Красноярска обратилась с исковыми требованиями к П.Н., П.А.А., Д.Е., В., П.Д., П.А.Д. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, мотивируя тем, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии N 96 от 13 октября 2012 дом 52 по ул. Карла Маркса включен в перечень многоквартирных жилых домов в городе Красноярске, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими реконструкции, в отношении которых предусмотрено предоставление финансовой поддержки на переселение в рамках программы на 2010 - 2013 г. Планируемая дата расселения жителей 3 квартал 2013 года. В двух комнатах (самовольно перепланированных в три комнаты) в коммунальной квартире N 1 общей площадью 59,5 кв. м, жилой площадью 39,0 кв. м в доме <данные изъяты>, на основании ордера от 04 марта 1969 года N ПЦ-42 проживает П.Н. <данные изъяты> с составом семьи: бывшая жена - П.А.А. <данные изъяты>, дочь - Д.Е. <данные изъяты>, внучка - В. <данные изъяты>, сын - П.Д. <данные изъяты>, внучка - П.А.Д. <данные изъяты>. На основании решения жилищной комиссии администрации Центрального района от 30 апреля 2013 года N 11, руководствуясь ст. 86, 89 Жилищного кодекса РФ, в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия города Красноярска" на 2010 - 2013 годы, на основании протокола заседания жилищной комиссии по распределению муниципального жилья социального и коммерческого использования администрации города Красноярска от 28 марта 2013 года N 8, П.Н. предоставлена двухкомнатная квартира N 90 общей площадью 67,9 кв. м, жилой площадью 44,1 кв. м в доме N <данные изъяты> и принято решение заключить договор социального найма. П.Н. состоит на учете нуждающихся, в администрации Центрального района с 28 марта 2013 года, права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ не имеет, поскольку дом признан аварийным и подлежит реконструкции. Ответчики отказались от переселения в предоставленную квартиру. Просила выселить ответчиков из двух комнат общей площадью 59,5 кв. м, жилой площадью 39 кв. м в коммунальной квартире <данные изъяты> в г. Красноярске с предоставлением другого жилого помещения - двухкомнатной квартиры 90 общей площадью 67,9 кв. м, жилой площадью 44,1 кв. м, в доме <данные изъяты>.
П.Н., П.А.А., Д.Е., В., П.Д., П.А.Д. в лице законного представителя П.Д. обратились с встречными исковыми требованиями к Администрации г. Красноярска о предоставлении по договору социального найма отдельного благоустроенного жилого помещения в пределах г. Красноярска, мотивируя тем, что П.Н. проживает в двух комнатах в коммунальной квартире 1 общей площадью 59,5 кв. м, жилой площадью 39,0 кв. м в доме <данные изъяты> с семьей: бывшей женой - П.А.А., сыном - П.Д., дочерью - Д.Е., внучкой - В., внучкой - П.А.Д. Указанный дом заключением МВК от 13 октября 2011 года N 96 признан аварийным и подлежащим реконструкции в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия города Красноярска" на 2010-2013 годы. Решением жилищной комиссии по распределению муниципального жилья социального и коммерческого использования администрации города Красноярска от 28 марта 2013 года N 8 администрации Центрального района распределена двухкомнатная квартира N 90 общей площадью 67,9 кв. м, жилой площадью 44,1 кв. м в доме <данные изъяты> для предоставления - П.Н. и членам его семьи по договору социального найма. Однако они отказались переезжать, поскольку полагают, что в соответствии с действующим законодательством им должна быть предоставлена квартира большей площадью. Просили обязать Администрацию г. Красноярска предоставить им по договору социального найма в пределах г. Красноярска семье в составе П.Н., П.А.А., П.Д., Д.Е., В., П.А.Д. отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 квадратных метров на одного члена семьи.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Центрального района г. Красноярска С., просят решение отменить и принять новое решение об удовлетворении первоначальных исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и мотивируя тем, что П.Н. внеочередного права на предоставление жилого помещения в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не имеет, В связи с тем, что дом по <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим реконструкции, пункт 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ в отношении проживающих граждан применению не подлежит. При предоставлении жилого помещения П-вым были соблюдены нормы ст. 87, 89 ЖК РФ и жилое помещение, предоставляемое ответчикам, в связи со сносом дома, является благоустроенным, находится в черте г. Красноярска, значительно превышает по общей и жилой площади жилое помещение, из которого выселяются ответчики, в связи с реконструкцией дома. Нормы жилищного законодательства администрацией города при предоставлении жилого помещения семье П.А. не были нарушены. В решении суда указано, что прокурор посчитал необоснованными требования по первоначальному иску администрации, а требования встречного иска просил удовлетворить. Однако в судебном заседании от 12 декабря 2013 прокурор высказал позицию в поддержку первоначальных требований о выселении. Истцом по первоначальному иску была администрация Центрального района в г. Красноярске, тогда как требования ответчиков по встречному иску заявлены к администрации города Красноярска. Судом вопрос о вступлении администрации города Красноярска в дело в качестве соистцов либо соответчиков не был разрешен. Считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы ст. 57, 89 Жилищного кодекса РФ, нарушил нормы процессуального права, необоснованно пришел к выводу о том, что ответчики проживают в спорном жилом помещении, которое не подлежит реконструкции, необоснованно пришел к выводу о том, что ответчики подлежат обеспечению жильем по социальной норме во внеочередном порядке.
В апелляционном представлении помощник прокурора Центрального района г. Красноярска Ю. также просит решение отменить и принять новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 07 апреля 2014 года принято решение на основании ч. 4 и ч. 5 ст. 330 ГПК РФ о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ ("Производство в суде апелляционной инстанции").
Этим же определением к участию в деле в качестве ответчика по иску П.Н., П.А.А., Д.Е., В., П.Д., П.А.Д. привлечена Администрация г. Красноярска.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 140, 157), в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Представитель Администрации г. Красноярска (ответчик по встречному иску) Б., действующая на основании доверенности от 31 марта 2014 года, представила письменные возражения на встречное исковое заявление, в которых просила вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Администрации Центрального района г. Красноярска и об отказе в удовлетворении исковых требований П.Н., П.А.А., Д.Е., В., П.Д., П.А.Д.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, выслушав представителя Администрации Центрального района г. Красноярска К.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую удовлетворить первоначальные исковые требования, П.Н., П.А.А., П.Д., Д.Е. и ее представителя З., возражавших против апелляционной жалобы и апелляционного представления и поддержавших встречные исковые требования, заключение прокурора прокуратуры Красноярского края Г., полагавшую решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении первоначального иска и об отказе в удовлетворении встречного иска, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае независимо от доводов жалобы является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции, поскольку из материалов дела видно, что исковые требования П.Н., П.А.А., Д.Е., В., П.Д., П.А.Д. о предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 15 кв. м на одного члена семьи предъявляли к Администрации г. Красноярска, как к органу, уполномоченному решать вопрос о предоставлении жилого помещения. Суд первой инстанции, удовлетворяя встречные исковые требования, возложил обязанность предоставить им отдельное благоустроенное жилое помещение именно на Администрацию г. Красноярска, в то время как последняя к участию в деле не привлекалась.
Указанные обстоятельства явились основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам в суде первой инстанции с привлечением к участию в деле в качестве ответчика Администрацию г. Красноярска.
Поскольку суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях Администрации г. Красноярска, которая не была привлечена к участию в деле, решение нельзя признать законным и оно подлежит отмене на основании п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Рассматривая гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебной коллегией установлено и подтверждается материалами дела, что на основании ордера от 04 марта 1969 года N ПЦ-42 П.Н. на состав семьи из трех человек предоставлены для проживания две комнаты жилой площадью 39,0 кв. м в коммунальной квартире N 1 общей площадью 201,9 кв. м в том числе жилой 132,3 кв. м, расположенной по адресу: г. Красноярск, <данные изъяты>.
Согласно техническому паспорту, предоставленные две комнаты самовольно перепланированы в три комнаты жилой площадью 33,5 кв. м.
Доводы истцов по встречному иску о том, что им изначально были предоставлены три комнаты (в перепланированном виде) опровергаются вышеприведенным ордером, техническим паспортом и какими-либо доказательствами не подтверждаются.
В настоящее время в спорных комнатах на условиях социального найма проживают П.Н., его бывшая супруга П.А.А., сын П.Д., дочь Д.Е., внучки В. и П.А.Д. Распоряжением Правительства Красноярского края от 20 сентября 2011 года N 764-р дом <данные изъяты> включен в "Перечень объектов культурного наследия исторического центра города Красноярска, в отношении которых будут осуществлены мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия исторического центра города Красноярска".
Заключением межведомственной комиссии от 13 октября 2011 года N 96 дом <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим реконструкции в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия города Красноярска" на 2010-2013 годы.
Из данного заключения следует, что оно принято на основании абз. 2 п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года 47, в соответствии с которым основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
На основании Распоряжения Администрации г. Красноярска от 30 декабря 2011 года N 1597-ж признана муниципальной нуждой реконструкция жилого дома по <данные изъяты> в г. Красноярске.
Решением жилищной комиссии по распределению муниципального жилья социального и коммерческого использования Администрации города Красноярска от 28 марта 2013 года N 8, Администрации Центрального района г. Красноярска распределена двухкомнатная квартира N 90 общей площадью 67,9 кв. м, жилой площадью 44,1 кв. м в доме N <данные изъяты> для предоставления П.Н. и членам его семьи по договору социального найма.
Согласно распоряжению Администрации Центрального района г. Красноярска от 28 марта 2013 года N 198 П.Н., П.А.А., П.Д., Д.Е., В. и П.А.Д. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, которым определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Позиция истцов по встречному иску заключается в том, что они не возражают против предоставления взамен занимаемого жилого помещения другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, что не противоречит ч. 2 ст. 88 Жилищного кодекса РФ. Однако между сторонами возник спор по поводу площади подлежащего предоставлению жилого помещения, поскольку истцы претендуют на жилое помещение общей площадью не менее 15 кв. м на одного члена семьи, т.е. по норме предоставления, утвержденной Постановлением Администрации г. Красноярска от 14 апреля 2005 года N 192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска".
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.
Таким образом, частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам в них нуждающихся.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и того, что жилой дом на основании заключения межведомственной комиссии от 13 октября 2011 года признан аварийным, а, соответственно, расположенные в нем жилые помещения - непригодными для проживания (п. 33 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47), ответчики по первоначальному иску состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и согласны на предоставление взамен занимаемого жилого помещения в аварийном доме, подлежащими реконструкции, другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить ответчикам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Следовательно, предоставление жилого помещения ответчикам по первоначальному иску, имеющим в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ право на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями статей 87, 89 Жилищного кодекса РФ, которыми установлено следующее.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса РФ).
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ).
Частью 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предусматривается, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Исходя из вышеизложенного, П.Н. и члены его семьи имеют право на предоставление жилого помещения вне очереди на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с учетом требований статей 87, 89 Жилищного кодекса РФ. При этом отсутствует федеральный закон, который предусматривал бы в данном случае право на предоставление жилого помещения по нормам предоставления.
Жилое помещение, предоставляемое П.Н. и членам его семьи является благоустроенным, находится в черте города Красноярска, представляет собой отдельную двухкомнатную квартиру, которая значительно превышает по общей и жилой площади занимаемые в настоящее время комнаты в коммунальной квартире, соответствует по количеству жилых комнат (без учета самовольной перепланировки).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает исковые требования Администрации Центрального района г. Красноярска удовлетворить и выселить П.Н., П.А.А., П.Д., Д.Е., В. и П.А.Д. из комнат в коммунальной квартире 1 доме 52 по ул. Карла Маркса в г. Красноярске с предоставлением другого жилого помещения - двухкомнатной квартиры 90 общей площадью 67,9 кв. м, жилой площадью 44,1 кв. м, в доме <данные изъяты> в г. Красноярске.
В удовлетворении исковых требований П.Н., П.А.А., П.Д., Д.Е., В. и П.А.Д. в лице законного представителя П.Д. судебная коллегия полагает отказать по вышеизложенным основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 12 декабря 2013 года - отменить.
Исковые требования Администрации Центрального района г. Красноярска к П.Н. <данные изъяты>, П.А.А. <данные изъяты>, Д.Е. <данные изъяты>, В. <данные изъяты>, П.Д. <данные изъяты>, П.А.Д. <данные изъяты> о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения - удовлетворить.
Выселить П.Н. <данные изъяты>, П.А.А. <данные изъяты>, Д.Е. <данные изъяты>, В. <данные изъяты>, П.Д. <данные изъяты>, П.А.Д. <данные изъяты> из комнат в коммунальной квартире 1 доме <данные изъяты> в г. Красноярске с предоставлением другого жилого помещения - двухкомнатной квартиры 90 общей площадью 67,9 кв. м, жилой площадью 44,1 кв. м, в доме <данные изъяты> в г. Красноярске.
В удовлетворении исковых требований П.Н. <данные изъяты>, П.А.А. <данные изъяты>, Д.Е. <данные изъяты>, В. <данные изъяты>, П.Д. <данные изъяты>, П.А.Д. <данные изъяты> к Администрации г. Красноярска о предоставлении по договору социального найма отдельного благоустроенного жилого помещения в пределах г. Красноярска по норме предоставления - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)