Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Администрацией не установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений специализированного жилого фонда военного городка, находящегося в управлении общества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.М. Голикова
Судей: Т.Г. Брагиной, И.А. Мильчиной
при участии:
- от заявителя: ОАО "Славянка" - представитель не явился;
- от администрации Штыковского сельского поселения - Калашник Т.О., представитель по доверенности от 15.04.2015 N 62;
- от Министерства обороны Российской Федерации - Гержан В.А., представитель по доверенности от 04.02.2015 N 212/1/193;
- рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу администрации Штыковского сельского поселения
на решение от 18.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015
по делу N А51-4433/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386, место нахождения: 129110, г. Москва, Суворовская площадь, 2, стр. 3)
к администрации Штыковского сельского поселения (ОГРН 1022500579584, ИНН 2503005778, место нахождения: 692841, Приморский край, Шкотовский р-н, п. Штыково, ул. Строителей, 12, 19)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия
Открытое акционерное общество "Славянка" (далее - ОАО "Славянка", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Штыковского сельского поселения (далее - администрация), выразившегося в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, обязании администрацию в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории п. Штыково в жилых домах NN 5, 6, 7, 9, 10.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 18.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе администрации, которая просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы, ссылаясь на Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах власти субъектов местного самоуправления в Российской Федерации" указывает на то, что администрация не может установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, так как соответствующее полномочие изъято у органов местного самоуправления с 01.01.2015.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем администрации в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Министерство обороны РФ в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своего представителя, возражая относительно приведенных в ней доводов, просило оставить ее без удовлетворения.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав мнения представителей администрации и Министерства обороны РФ, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, 28.11.2013 общество обратилось к главе администрации Штыковского сельского поселения с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих в п. Штыково, ул. Цветочная, дома NN 5, 6, 7, 9, 10.
Письмом вх. N 5184 от 06.12.2013 администрация сообщила обществу, что не распоряжается специализированным жилым фондом военного городка, а потому не вправе осуществлять процедуры, связанные с согласованием.
Посчитав бездействие администрации, выразившееся в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Из анализа приведенной нормы права, как правильно указали суды, следует, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилого помещения, в том числе государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.
Судами установлено, что ОАО "Славянка" осуществляет управление специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны РФ на основании договора управления от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
В рамках договора управления ОАО "Славянка" осуществляет управление жилыми домами, расположенными по адресу: Приморский край, п. Штыково, ул. Цветочная, дома NN 5, 6, 7, 9, 10 (военный городок N 47). Указанные жилые дома переданы в управление по актам от 09.09.2010 о приеме-передаче объекта специализированного жилищного фонда, передаваемого в управление.
Согласно пункту 4.1 договора управления ОАО "Славянка" обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Таким образом, жилищный фонд, в котором находятся жилые помещения, плату за содержание и ремонт которых просит установить общество, относится к государственному жилищному фонду.
Из материалов дела также следует, что Минобороны России, являющимся собственником жилых помещений, расположенных на территории военных городков, обслуживаемых ОАО "Славянка", решение об установлении размера платы за содержание и ремонт указанных жилых помещений не принято.
При этом принадлежность жилищного фонда Министерству обороны РФ не исключает его статус как государственного жилищного фонда и, соответственно, обязанность администрации совершить требуемые обществом действия.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод обеих судебных инстанций о том, что установление размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда Минобороны РФ, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 156 ЖК является обязанностью администрации.
Доводы жалобы об обратном сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств по делу, что в силу статьи 286 АПК РФ не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.
Также следует отметить, что судом правомерно возложена обязанность на администрацию установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории п. Штыково в жилых домах NN 5, 6, 7, 9, 10, как способ восстановления нарушенных прав общества.
Отклоняется как необоснованный довод жалобы о том, что у администрации отсутствует возможность установления платы за содержание и ремонт жилых помещений ввиду изъятия соответствующего полномочия у органов местного самоуправления с 01.01.2015, так как само по себе данное обстоятельство не освобождает администрацию от обязанности устранения допущенных ею нарушений прав и законных интересов общества и собственника помещений в многоквартирных домах.
С учетом изложенного жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 18.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу N А51-4433/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
В.М.ГОЛИКОВ
Судьи
Т.Г.БРАГИНА
И.А.МИЛЬЧИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 18.06.2015 N Ф03-2023/2015 ПО ДЕЛУ N А51-4433/2014
Требование: О признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, обязании установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Администрацией не установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений специализированного жилого фонда военного городка, находящегося в управлении общества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2015 г. N Ф03-2023/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.М. Голикова
Судей: Т.Г. Брагиной, И.А. Мильчиной
при участии:
- от заявителя: ОАО "Славянка" - представитель не явился;
- от администрации Штыковского сельского поселения - Калашник Т.О., представитель по доверенности от 15.04.2015 N 62;
- от Министерства обороны Российской Федерации - Гержан В.А., представитель по доверенности от 04.02.2015 N 212/1/193;
- рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу администрации Штыковского сельского поселения
на решение от 18.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015
по делу N А51-4433/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386, место нахождения: 129110, г. Москва, Суворовская площадь, 2, стр. 3)
к администрации Штыковского сельского поселения (ОГРН 1022500579584, ИНН 2503005778, место нахождения: 692841, Приморский край, Шкотовский р-н, п. Штыково, ул. Строителей, 12, 19)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия
Открытое акционерное общество "Славянка" (далее - ОАО "Славянка", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Штыковского сельского поселения (далее - администрация), выразившегося в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, обязании администрацию в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории п. Штыково в жилых домах NN 5, 6, 7, 9, 10.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 18.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе администрации, которая просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы, ссылаясь на Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах власти субъектов местного самоуправления в Российской Федерации" указывает на то, что администрация не может установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, так как соответствующее полномочие изъято у органов местного самоуправления с 01.01.2015.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем администрации в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Министерство обороны РФ в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своего представителя, возражая относительно приведенных в ней доводов, просило оставить ее без удовлетворения.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав мнения представителей администрации и Министерства обороны РФ, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, 28.11.2013 общество обратилось к главе администрации Штыковского сельского поселения с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих в п. Штыково, ул. Цветочная, дома NN 5, 6, 7, 9, 10.
Письмом вх. N 5184 от 06.12.2013 администрация сообщила обществу, что не распоряжается специализированным жилым фондом военного городка, а потому не вправе осуществлять процедуры, связанные с согласованием.
Посчитав бездействие администрации, выразившееся в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Из анализа приведенной нормы права, как правильно указали суды, следует, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилого помещения, в том числе государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.
Судами установлено, что ОАО "Славянка" осуществляет управление специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны РФ на основании договора управления от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
В рамках договора управления ОАО "Славянка" осуществляет управление жилыми домами, расположенными по адресу: Приморский край, п. Штыково, ул. Цветочная, дома NN 5, 6, 7, 9, 10 (военный городок N 47). Указанные жилые дома переданы в управление по актам от 09.09.2010 о приеме-передаче объекта специализированного жилищного фонда, передаваемого в управление.
Согласно пункту 4.1 договора управления ОАО "Славянка" обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Таким образом, жилищный фонд, в котором находятся жилые помещения, плату за содержание и ремонт которых просит установить общество, относится к государственному жилищному фонду.
Из материалов дела также следует, что Минобороны России, являющимся собственником жилых помещений, расположенных на территории военных городков, обслуживаемых ОАО "Славянка", решение об установлении размера платы за содержание и ремонт указанных жилых помещений не принято.
При этом принадлежность жилищного фонда Министерству обороны РФ не исключает его статус как государственного жилищного фонда и, соответственно, обязанность администрации совершить требуемые обществом действия.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод обеих судебных инстанций о том, что установление размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда Минобороны РФ, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 156 ЖК является обязанностью администрации.
Доводы жалобы об обратном сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств по делу, что в силу статьи 286 АПК РФ не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.
Также следует отметить, что судом правомерно возложена обязанность на администрацию установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории п. Штыково в жилых домах NN 5, 6, 7, 9, 10, как способ восстановления нарушенных прав общества.
Отклоняется как необоснованный довод жалобы о том, что у администрации отсутствует возможность установления платы за содержание и ремонт жилых помещений ввиду изъятия соответствующего полномочия у органов местного самоуправления с 01.01.2015, так как само по себе данное обстоятельство не освобождает администрацию от обязанности устранения допущенных ею нарушений прав и законных интересов общества и собственника помещений в многоквартирных домах.
С учетом изложенного жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 18.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу N А51-4433/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
В.М.ГОЛИКОВ
Судьи
Т.Г.БРАГИНА
И.А.МИЛЬЧИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)