Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2636

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. по делу N 33-2636


Судья: Копырюлин А.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Чербаевой Л.В.
судей Баранова В.В., Ледовских И.В.
при секретаре З.
рассмотрела в судебном заседании 16 сентября 2013 года дело по заявлению С.М. о признании незаконными действий администрации г. Тамбова по отказу в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка,
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 20 июня 2013 года,
заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия

установила:

С.М. является собственником земельного участка площадью *** кв. м, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. ***, а также собственником находившихся на данном земельном участке жилого дома N ***, площадью *** кв. м литер А и незавершенного строительством жилого дома, площадью застройки *** кв. м литер Б.
В связи с возникшей необходимостью осуществления реконструкции имеющегося на указанном земельном участке жилого дома литер А со строительством на его месте нового жилого дома со встроенным магазином непродовольственных товаров на первом этаже заявителю потребовался градостроительный план земельного участка, в выдаче которого администрацией г. Тамбова было отказано ввиду того, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, утвержденными решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 года N 472, земельный участок по ул. *** г. Тамбова располагается в зоне Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки), которая не предусматривает размещение домов индивидуальной жилой застройки со встроенным магазином на первом этаже.
Считая данный отказ незаконным, С.М. обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать администрацию г. Тамбова устранить допущенное нарушение его прав и законных интересов, а именно - подготовить и выдать градостроительный план земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 20 июня 2013 года заявление С.М. удовлетворено. На администрацию г. Тамбова возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов С.М., а именно - подготовить и выдать градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. ***, для реконструкции жилого дома литер А со строительством на его месте нового жилого дома со встроенным магазином непродовольственных товаров на первом этаже в сроки, установленные Административным регламентом предоставления данной муниципальной услуги на территории городского округа - город Тамбов.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тамбова К. просит данное решение суда отменить, указывая на то, что согласно карте градостроительного зонирования территории городского округа - город Тамбов, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 года N 472, (далее - Правила), спорный земельный участок по ул. *** г. Тамбова расположен в границе территориальной зоны среднеэтажной жилой застройки (от 5 до 8 этажей, включая мансардный) Ж-2. Данная зона согласно Правилам предназначена для застройки многоквартирными среднеэтажными (от 5 до 8 этажей, включая мансардный) жилыми домами, допускается размещение отдельно стоящих и встроенно-пристроенных объектов повседневного обслуживания.
В соответствии с п. 2.11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие решения об утверждении градостроительного плана земельного участка на территории городского округа - город Тамбов (физические и юридические лица)" в качестве основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие вида разрешенного использования земельного участка видам разрешенного использования, указанным в Правилах землепользования и застройки.
Ссылаясь на ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 5 Правил, автор жалобы указывает, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Также ссылается на ч. 1 ст. 9 Правил, согласно которой земельные участки, объекты капитального строительства, иные объекты недвижимого имущества, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствует градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с указанными Правилами, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция указанных в ч. 1 ст. 9 Правил объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Отмечает, что, так как градостроительный план земельного участка включает в себя информацию, отражающую вид разрешенного использования земельного участка, то при подготовке требуемого градостроительного плана земельного участка будут нарушены указанные выше нормы.
Указывает, что суд в нарушение ст. 1 Градостроительного кодекса РФ незаконно обязал администрацию г. Тамбова выдать заявителю градостроительный план земельного участка одновременно на строительство и реконструкцию одного и того же объекта недвижимого имущества.
При обращении в администрацию г. Тамбова у заявителя имелось выданное отделом-инспекцией архитектурно-строительного надзора мэрии г. Тамбова разрешение на строительство жилого дома литер Б по ул. *** г. Тамбова, а также свидетельство о государственной регистрации права на незавершенное строительство жилого дома литер Б от 19.07.2004 года.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель С.М. - С.В. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные в судебном заседании ее автором, выслушав представителя С.М. - С.В., действующую по доверенности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела, С.М. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Ф.***, площадью *** кв. м, а также собственником находящегося на данном земельном участке жилого дома N ***, площадью *** кв. м литер А и незавершенного строительством жилого дома, площадью застройки *** кв. м литер Б.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 10 сентября 2002 года с указанием вида разрешенного использования - "под жилой дом". Согласно свидетельства о государственной регистрации права 68 АА *** от 13 сентября 2002 г. категория земли указана как "земли поселений".
27 марта 2013 года представитель С.М. - С.В. через МФЦ по предоставлению услуг населению г. Тамбова обратилась в администрацию г. Тамбова с заявлениями о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка по вышеуказанному адресу для завершения строительства жилого дома литер Б и для реконструкции имеющегося на том же земельном участке жилого дома литер А со строительством на его месте нового жилого дома со встроенным на первом этаже магазином непродовольственных товаров.
30 апреля 2013 года постановлением администрации г. Тамбова подготовлен, утвержден и выдан заявителю градостроительный план земельного участка по адресу: г. Тамбов, ул. *** для завершения строительства жилого дома литер Б.
Письмом N 2461-1222/3 от 19 апреля 2013 года администрация г. Тамбова в лице Комитета архитектуры, развития и реконструкции отказала С.М. в подготовке градостроительного плана земельного участка для реконструкции имеющегося на этом же земельном участке жилого дома литер А со строительством на его месте нового жилого дома со встроенным на первом этаже магазином. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - город Тамбов земельный участок по ул. *** г. Тамбова расположен в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки), градостроительными регламентами которой не предусматривается размещение домов индивидуальной жилой застройки со встроенным магазином на первом этаже.
Считая данное решение Комитета, выраженное в форме письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги "выдача градостроительных планов земельных участков", незаконным заявитель обратился в суд с указанными выше требованиями.
При принятии решения об удовлетворении заявленных С.М. требований о признании указанного отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Материалами дела подтверждается, что при подаче С.М. заявления о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка им были представлены все необходимые документы.
Доказательств обратного, а равно доказательств несоответствия представленных документов требованиям законодательства, в суд не представлено.
Однако в установленный законом срок, испрашиваемый градостроительный план земельного участка не был подготовлен, утвержден и выдан.
По смыслу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 г. N 840.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что нормы Градостроительного кодекса РФ не предполагают возможности отказа собственнику земельного участка в выдаче градостроительного плана.
С учетом буквального содержания ст. 44, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, целью подготовки градостроительных планов земельных участков является предоставление собственнику информации о возможных видах использования принадлежащего ему земельного участка, с учетом его границ, публичных сервитутов, градостроительных регламентов, возможностей сетей инженерно-технического обеспечения и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд.
Изготовление градостроительного плана земельного участка в 30-дневный срок со дня его обращения является обязанностью органа местного самоуправления. Такое указание в законе является безусловным.
Вопрос о возможности осуществления реконструкции строения либо строительства на участке заявителя решается при выдаче разрешения на реконструкцию (строительство) на основе, в том числе сопоставления испрашиваемой реконструкции (строительства) с дозволенными согласно градостроительному плану действиями на участке. Несоответствие предоставленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ может являться основанием к отказу в выдаче разрешения на реконструкцию (строительство) объекта капитального строительства.
Таким образом, градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка, поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о возможности реконструкции (строительства) для желаемых заявителем целей, обсуждаться не может.
В связи с изложенным, отказ в подготовке градостроительного плана земельного участка для реконструкции имеющегося на земельном участке жилого дома литер А со строительством на его месте нового жилого дома со встроенным на первом этаже магазином со ссылкой на Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, ввиду того, что земельный участок по ул. <...> расположен в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки), градостроительными регламентами которых не предусматривается размещение домов индивидуальной жилой застройки со встроенным магазином на первом этаже, законным признан быть не может.
Ссылку в апелляционной жалобе на положения п. 2.11 Административного регламента, согласно которого в качестве основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие вида разрешенного использования земельного участка видам разрешенного использования, указанным в Правилах землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, судебная коллегия находит безосновательной, поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены Градостроительным кодексом РФ. Основания для неисполнения установленной названным Кодексом обязанности должны быть установлены равнозначным законом и не могут регламентироваться нормативным актом органа местного самоуправления, что является необоснованным ограничением прав заявителей.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что отказ Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка противоречит действующему градостроительному законодательству и нарушает права и законные интересы С.М. как собственника земельного участка, а поэтому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 20 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)