Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Шиловой Л.Р. по доверенности N 25-01-01/10-20 от 13.01.2015,
представителей Администрации Ольховского сельского поселения Кобловой М.А. по доверенности N 4 от 03.12.2014, Каменева С.В. по доверенности от 08.08.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 января 2015 года по делу N А12-33551/2014 (судья А.В. Сапова)
по исковому заявлению Администрации Ольховского сельского поселения (403651 Волгоградская обл., с. Ольховка, ул. советская, 14; ОГРН 1053478209850; ИНН 3422008395)
к Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131 г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 5; ОГРН 1023403453072; ИНН 3444080684), Министерства финансов Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624; ОГРН 1063444006922),
о взыскании суммы,
установил:
Администрация Ольховского сельского поселения (далее - Администрация, истец) первоначально обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о взыскании 780 445 рублей 28 копеек, из которых 750 684 рубля 92 копейки - задолженность по соглашению N 249-13 от 13.05.2013, 29 770 рублей 36 копеек - убытки в виде взысканных подрядчиком штрафных санкций и расходов по оплате государственной пошлины по другому делу.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 19 ноября 2014 года Министерство финансов Волгоградской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 января 2015 года по делу N А12-33551/2014 исковые требования удовлетворены в части.
Суд взыскал с Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в пользу Администрации Ольховского сельского поселения 750 684 рубля 92 копейки по соглашению N 249-13 от 13.05.2013.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное в части удовлетворения исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, себя ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, ответчик указывает на то, что не несет ответственность за несвоевременное поступление денежных средств из областного бюджета. Суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению.
В соответствии с представленными в материалы дела выпиской из Постановления Губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 N 99 и листа записи ЕГРЮЛ от 30.01.2015 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области переименовано в Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
Администрация представила суду апелляционной инстанции письменные возражения на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми находят судебный акт в обжалуемой части законным и обоснованным, принятым при полном соответствии материальных и процессуальных норм.
В судебном заседании представитель Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Администрации возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Министерство финансов Волгоградской области, участвующее в деле, в судебное заседание явку представителя не обеспечило. О месте и времени судебного заседания указанное лицо извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статьи 266, части 5 статьи 268 АПК РФ.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд полагает необходимым в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверить законность и обоснованность обжалованного судебного решения в пределах апелляционной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт в обжалуемой части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
В пункте 21.1 данного постановления (в первоначальной редакции) предусмотрено выделение Ольховскому сельскому поселению 2 714 000 рублей в виде субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда (в редакции постановлений Правительства Волгоградской области от 06.08.2013 N 367-П, от 30.12.2013 N 811-П - 6 253 800 рублей субсидии).
Между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Ольховским муниципальным районом, Администрацией Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение N 249-13 от 13.05.2013 о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Ольховского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
В пункте 1.2 соглашения указано, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 2013 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет Ольховского сельского поселения в сумме 2 789 100 рублей.
При этом истец обязан направить средства бюджета поселения на долевое финансирование работ в сумме 637 300 рублей (пункт 1.4 соглашения).
В Приложении N 2 к соглашению указан перечень софинансируемых дорожных работ: ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в Ольховском сельском поселении.
Дополнительным соглашением от 28.08.2013 размер субсидии из средств дорожного фонда увеличен до 3 539 800 рублей, а размер средств из местного бюджета - до 885 000 рублей.
Истец свои обязательства исполнил.
Так, заключен муниципальный контракт N 0329300018613000007 (0220117-01) от 23.10.2013 с подрядчиком ООО "Спецдорстрой" на ремонт автомобильных дорог общего пользования (цена контракта - 938 400 рублей).
Выполненные подрядчиком работы оплачены частично из бюджета Ольховского сельского поселения в сумме 187 696 рублей.
Задолженность в сумме 750 684 рубля 92 копейки не погашена, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июня 2014 г. по делу N А12-10543/2014.
По утверждению истца, до настоящего времени ответчиком финансирование выполненных работ по ремонту дорожного покрытия в соответствии с соглашением N 249-13 от 13.05.2013 на указанную сумму не произведено.
Данный факт Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области не отрицается.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является требование Администрации сельского поселения о взыскании с Миндортранса области (как со стороны по Соглашению рег. N 249-13) кредиторской задолженности в размере 780 445 рублей 28 копеек основная задолженность и убытки.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части взыскания субсидии с Миндортранса, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ, Кодекс) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
Как указано в статье 6 БК РФ, межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". (далее по тексту - Порядок N 91 -п).
В Порядке...N 91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в т.ч за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4).
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5).
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка... N 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка... N 91-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
В соответствии с приложением 21 к Закону Волгоградской области от 27.12.2012 N 181 - ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона от 08.07.2013 N 70-ОД) размер субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения, составляет 47.179,5 тыс. руб., в т.ч на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений из них.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181 - ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
В частности, для Ольховского сельского поселения на 2013 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 2 714 тыс. руб.
Согласно определениям по статье 6 Бюджетного кодекса РФ:
- - бюджетные обязательства, это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
- - расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
- - публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Миндортранс области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и спорного Соглашения рег.N 249-13 от 13.05.2013 у Волгоградской области в лице Миндортранса перед Ольховским сельским поселением в лице Администрации поселения возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.
По общему правилу статьи 5 БК РФ, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2013 года.
Фактически субсидия за 2013 год из областного бюджета в бюджет Ольховского сельского поселения не перечислена.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, тот факт, что в Соглашении рег. N 249-13 сказано о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Миндортранса перечислить в бюджет Ольховского сельского поселения причитающуюся поселению субсидию, поскольку истцом выполнены обязательства по ремонту дорог местного значения (заключен договор, подписаны акты приемки выполненных работ, произведена частичная оплата за счет своей доли в со финансировании данных работ).
Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2013 по делу N А12-14439/2012, бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Оценив представленные истцом письменные доказательства на предмет их относимости и допустимости, учитывая, что существование кредиторской задолженности по Соглашению от 13.05.2013 рег. N 249-13 Миндортрансом и Минфином области не оспорено и не опровергнуто, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца суммы причитающейся ему из дорожного фонда области субсидии в заявленном размере 750 684 рубля 92 копейки.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в соответствии с положениями статьи 270 АПК РФ,
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 января 2015 года по делу N А12-33551/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.03.2015 N 12АП-1707/2015 ПО ДЕЛУ N А12-33551/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2015 г. по делу N А12-33551/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Шиловой Л.Р. по доверенности N 25-01-01/10-20 от 13.01.2015,
представителей Администрации Ольховского сельского поселения Кобловой М.А. по доверенности N 4 от 03.12.2014, Каменева С.В. по доверенности от 08.08.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 января 2015 года по делу N А12-33551/2014 (судья А.В. Сапова)
по исковому заявлению Администрации Ольховского сельского поселения (403651 Волгоградская обл., с. Ольховка, ул. советская, 14; ОГРН 1053478209850; ИНН 3422008395)
к Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131 г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 5; ОГРН 1023403453072; ИНН 3444080684), Министерства финансов Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624; ОГРН 1063444006922),
о взыскании суммы,
установил:
Администрация Ольховского сельского поселения (далее - Администрация, истец) первоначально обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о взыскании 780 445 рублей 28 копеек, из которых 750 684 рубля 92 копейки - задолженность по соглашению N 249-13 от 13.05.2013, 29 770 рублей 36 копеек - убытки в виде взысканных подрядчиком штрафных санкций и расходов по оплате государственной пошлины по другому делу.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 19 ноября 2014 года Министерство финансов Волгоградской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 января 2015 года по делу N А12-33551/2014 исковые требования удовлетворены в части.
Суд взыскал с Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в пользу Администрации Ольховского сельского поселения 750 684 рубля 92 копейки по соглашению N 249-13 от 13.05.2013.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное в части удовлетворения исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, себя ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, ответчик указывает на то, что не несет ответственность за несвоевременное поступление денежных средств из областного бюджета. Суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению.
В соответствии с представленными в материалы дела выпиской из Постановления Губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 N 99 и листа записи ЕГРЮЛ от 30.01.2015 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области переименовано в Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
Администрация представила суду апелляционной инстанции письменные возражения на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми находят судебный акт в обжалуемой части законным и обоснованным, принятым при полном соответствии материальных и процессуальных норм.
В судебном заседании представитель Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Администрации возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Министерство финансов Волгоградской области, участвующее в деле, в судебное заседание явку представителя не обеспечило. О месте и времени судебного заседания указанное лицо извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статьи 266, части 5 статьи 268 АПК РФ.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд полагает необходимым в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверить законность и обоснованность обжалованного судебного решения в пределах апелляционной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт в обжалуемой части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
В пункте 21.1 данного постановления (в первоначальной редакции) предусмотрено выделение Ольховскому сельскому поселению 2 714 000 рублей в виде субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда (в редакции постановлений Правительства Волгоградской области от 06.08.2013 N 367-П, от 30.12.2013 N 811-П - 6 253 800 рублей субсидии).
Между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Ольховским муниципальным районом, Администрацией Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение N 249-13 от 13.05.2013 о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Ольховского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
В пункте 1.2 соглашения указано, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 2013 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет Ольховского сельского поселения в сумме 2 789 100 рублей.
При этом истец обязан направить средства бюджета поселения на долевое финансирование работ в сумме 637 300 рублей (пункт 1.4 соглашения).
В Приложении N 2 к соглашению указан перечень софинансируемых дорожных работ: ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в Ольховском сельском поселении.
Дополнительным соглашением от 28.08.2013 размер субсидии из средств дорожного фонда увеличен до 3 539 800 рублей, а размер средств из местного бюджета - до 885 000 рублей.
Истец свои обязательства исполнил.
Так, заключен муниципальный контракт N 0329300018613000007 (0220117-01) от 23.10.2013 с подрядчиком ООО "Спецдорстрой" на ремонт автомобильных дорог общего пользования (цена контракта - 938 400 рублей).
Выполненные подрядчиком работы оплачены частично из бюджета Ольховского сельского поселения в сумме 187 696 рублей.
Задолженность в сумме 750 684 рубля 92 копейки не погашена, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июня 2014 г. по делу N А12-10543/2014.
По утверждению истца, до настоящего времени ответчиком финансирование выполненных работ по ремонту дорожного покрытия в соответствии с соглашением N 249-13 от 13.05.2013 на указанную сумму не произведено.
Данный факт Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области не отрицается.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является требование Администрации сельского поселения о взыскании с Миндортранса области (как со стороны по Соглашению рег. N 249-13) кредиторской задолженности в размере 780 445 рублей 28 копеек основная задолженность и убытки.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части взыскания субсидии с Миндортранса, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ, Кодекс) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
Как указано в статье 6 БК РФ, межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". (далее по тексту - Порядок N 91 -п).
В Порядке...N 91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в т.ч за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4).
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5).
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка... N 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка... N 91-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
В соответствии с приложением 21 к Закону Волгоградской области от 27.12.2012 N 181 - ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона от 08.07.2013 N 70-ОД) размер субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения, составляет 47.179,5 тыс. руб., в т.ч на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений из них.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181 - ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
В частности, для Ольховского сельского поселения на 2013 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 2 714 тыс. руб.
Согласно определениям по статье 6 Бюджетного кодекса РФ:
- - бюджетные обязательства, это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
- - расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
- - публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Миндортранс области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и спорного Соглашения рег.N 249-13 от 13.05.2013 у Волгоградской области в лице Миндортранса перед Ольховским сельским поселением в лице Администрации поселения возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.
По общему правилу статьи 5 БК РФ, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2013 года.
Фактически субсидия за 2013 год из областного бюджета в бюджет Ольховского сельского поселения не перечислена.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, тот факт, что в Соглашении рег. N 249-13 сказано о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Миндортранса перечислить в бюджет Ольховского сельского поселения причитающуюся поселению субсидию, поскольку истцом выполнены обязательства по ремонту дорог местного значения (заключен договор, подписаны акты приемки выполненных работ, произведена частичная оплата за счет своей доли в со финансировании данных работ).
Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2013 по делу N А12-14439/2012, бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Оценив представленные истцом письменные доказательства на предмет их относимости и допустимости, учитывая, что существование кредиторской задолженности по Соглашению от 13.05.2013 рег. N 249-13 Миндортрансом и Минфином области не оспорено и не опровергнуто, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца суммы причитающейся ему из дорожного фонда области субсидии в заявленном размере 750 684 рубля 92 копейки.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в соответствии с положениями статьи 270 АПК РФ,
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 января 2015 года по делу N А12-33551/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)